НДС
Входной НДС со стоимости услуг, оказанных коммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность (предпринимателями), можно принять к вычету:
- если стоимость услуг отражена в бухучете на основании первичного документа (например, акта об оказании образовательных услуг);
- если сотрудник, который прошел обучение, занят в деятельности организации, облагаемой НДС;
- если у организации есть счет-фактура.
Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.
В бухучете предъявленный к вычету НДС отразите так:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету НДС по расходам на обучение сотрудников.
Изменения в Налоговый кодекс расширили перечень расходов предприятий на подготовку рабочих кадров, уменьшающих налогооблагаемую прибыль
Федеральным законом № 169-ФЗ внесены изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе на развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
В Свердловской области дуальная модель обучения в большей степени получила развитие в системе подготовки кадров для крупных предприятий металлургического, машиностроительного и оборонного профилей. На уровне Российской Федерации область определена как регион-ментор в части развития дуального обучения.
Ярким примером реализации дуальной модели обучения в регионе является программа «Будущее белой металлургии» – совместный проект Первоуральского новотрубного завода (входит в состав группы ЧТПЗ), Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Первоуральского металлургического колледжа. В 2015 году программа группы ЧТПЗ «Будущее Белой металлургии» была признана Минобрнауки России и Агентством стратегических инициатив (АСИ) лучшей практикой подготовки рабочих кадров по дуальной (практико-ориентированной) модели.
В настоящее время на площадке Первоуральского новотрубного завода в инновационном образовательном центре обучается 400 студентов металлургического колледжа, используя самые современные учебные технологии и принципы дуальной системы образования. Объем инвестиций на реализацию программы составил более 1 млрд. рублей, из которых более 800 млн. рублей средства компании ЧТПЗ. Затраты на подготовку одного высококвалифицированного специалиста в течение трех лет составляют около 1 млн. рублей.
Законом уточняется перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение и учтены при исчислении налога на прибыль. Кроме того, в дополнение к действующей норме устанавливается, что расходы налогоплательщика на обучение включаются в состав прочих расходов, если обучение осуществляется на основании договора не только с образовательными, но и с научными организациями.
К расходам на обучение также отнесены расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с образовательными организациями. Речь идет о затратах работодателя на содержание помещений и оборудования, используемого для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иных расходах, осуществленных в рамках указанных договоров с образовательными организациями. Расходы могут быть признаны при условии, что в соответствующем налоговом периоде хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
Благодаря изменениям в Налоговый кодекс предприятия смогут относить издержки на подготовку рабочих кадров по дуальной модели обучения на уменьшение налогооблагаемой базы по исчислению налога на прибыль. Внесение указанных изменений будет способствовать развитию системы профессионального образования, а также совмещению теоретической подготовки в колледжах и практического обучения на предприятиях.
Законом предусмотрено, что положения об отнесении затрат на дуальное образование в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, применяются по 31 декабря 2022 года включительно.
Стоит отметить, что изменения в Налоговый кодекс были подготовлены АСИ совместно с Минфином, Минобрнауки и Минпромторгом России, а также промышленными предприятиями-участниками проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
Изменены ставки налога для отдельных видов деятельности
Еще в ноябре для резидентов ОЭЗ (кроме технико-внедренческой и туристско-рекреационных зон) ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, была снижена с 3 до 2% . Уменьшению ставки придана обратная сила — это новшество распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 . А значит: — при составлении декларации за 2017 г. таким организациям нужно будет рассчитать годовую сумму налога, зачисляемого в федеральный бюджет, исходя из новой ставки. В результате, скорее всего, возникнет переплата. Ее можно вернуть или зачесть в счет будущих налоговых платежей ; — возникает вопрос о том, в каком размере перечислять авансы по налогу в течение I квартала 2018 г. По правилам они должны быть равны авансам, которые уплачивались в IV квартале прошлого года . Но те авансы были рассчитаны еще исходя из 3%-ной ставки. Можно платить авансы в этом же размере, а по итогам I квартала сделать пересчет. А можно попробовать сдать уточненную декларацию за 9 месяцев 2017 г., пересчитав в ней по ставке 2% суммы авансов на I квартал, которые указаны по строкам 120 — 140 и 220 — 240 подраздела 1.2 раздела 1 с кодом 21.
Внимание! С 01.01.2018 в НК скорректированы условия применения льготных ставок резидентами территории опережающего социально-экономического развития либо свободного порта Владивосток и ОЭЗ в Калининградской области. Также с 01.01.2018 для резидентов ОЭЗ увеличен с 12,5 до 13,5% предел региональной ставки, которую определяют власти субъекта РФ
До этого же уровня повышен возможный максимум региональной ставки налога в СЭЗ (в Крыму). Так что проверьте вступающие в силу с 01.01.2018 изменения в законах своего региона. Кстати, такие организации при уплате авансов в I квартале столкнутся с той же проблемой, что мы описали выше
Также с 01.01.2018 для резидентов ОЭЗ увеличен с 12,5 до 13,5% предел региональной ставки, которую определяют власти субъекта РФ . До этого же уровня повышен возможный максимум региональной ставки налога в СЭЗ (в Крыму) . Так что проверьте вступающие в силу с 01.01.2018 изменения в законах своего региона. Кстати, такие организации при уплате авансов в I квартале столкнутся с той же проблемой, что мы описали выше.
Ограничена льгота для унитарных предприятий
Деньги, безвозмездно полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, исключены из списка необлагаемых доходов . Такие суммы нужно признавать в налоговых доходах в том же порядке, что и субсидии .
Еще одно новшество: теперь концессионеры должны признавать в налоговых внереализационных доходах денежную плату концедента . Делать это следует в том же порядке, который установлен НК для учета субсидий . Этот порядок предполагает, что в конечном итоге налог придется заплатить с тех денег, которые не были потрачены на определенные концессионным договором цели. Подпункт 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ. Пункт 2 ст. 255, подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ. Пункт 3 ст. 255 НК РФ. Подпункт 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018). Подпункт 2 п. 2 ст. 262 НК РФ. Пункт 16 ст. 255, подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018). Пункт 5 ст. 262 НК РФ. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988. Пункт 7 ст. 262 НК РФ. Пункты 7, 9 ст. 262 НК РФ. Подпункт 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ; ч. 2 ст. 2 Закона от 18.07.2017 N 166-ФЗ. Подпункт 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ). Пункт 3 ст. 264 НК РФ; ч. 1, 2 ст. 31 Закона N 273-ФЗ. Абзац 7 п. 3 ст. 264 НК РФ. Часть 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ. Пункт 1 ст. 252 НК РФ. Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600. Пункт 5 ст. 6, ст. 11, 12 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ; п. 3 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18. Подпункт 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ; ч. 3 ст. 5 Закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ. Подпункт 55 п. 1 ст. 251 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2018). Письма Минфина России от 12.07.2017 N 03-12-11/1/44410, от 01.03.2017 N 03-03-06/1/11571. Подпункт 55 п. 1 ст. 251 НК РФ. Пункты 1, 1.2-1 ст. 284 НК РФ. Пункт 3 ст. 2 Закона от 27.11.2017 N 348-ФЗ. Пункт 1 ст. 78 НК РФ. Пункт 2 ст. 286 НК РФ. Статья 284.4 НК РФ. Статья 288.1 НК РФ. Пункт 1 ст. 284 НК РФ. Пункт 1.7 ст. 284 НК РФ. Подпункт 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Н.А. Мартынюк Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Трудовой кодекс РФ
Как закреплено в Трудовом кодексе РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель. И если формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем самостоятельно, то повышение квалификации работников в первую очередь продиктовано нормами федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Например, согласно Таможенному кодексу РФ специалисты по таможенному оформлению обязаны каждые два года проходить обучение по федеральным программам повышения квалификации (п. 3 ст. 147 Таможенного кодекса РФ), или, к примеру, повышение квалификации работников железнодорожного транспорта. Аттестацию, а значит, и повышение квалификации систематически должны проходить работники, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Предлагается расширить перечень прочих расходов, связанных с производством или реализацией, в целях налогообложения прибыли
Минэкономразвития России подготовило поправки в Налоговый кодекс в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров.
Документом 1 предусмотрено включение нового пункта в ст. 264 НК РФ, устанавливающую перечень связанных с производством и реализацией прочих расходов. Речь идет об отнесении к расходам налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика дополнительных расходов, а именно:
- сумм денежных средств, перечисленных образовательным организациям высшего образования, профессиональным образовательным организациям, организациями дополнительного профессионального образования, а также специализированным организациям управления целевым капиталом указанных образовательных организаций, на формирование или пополнение целевого капитала в целях его использования в сфере образования (за исключением отдельных расходов);
- стоимости имущества, необходимого для реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, передаваемого безвозмездно образовательным организациям высшего образования, профессиональным образовательным организациям, организациям дополнительного профессионального образования;
- стоимости имущества, необходимого для проведения профессиональных экзаменов, передаваемого безвозмездно центрам оценки квалификации, наделенным полномочиями на проведение независимой оценки квалификации;
- расходов, осуществленных на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включая расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемого для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иных расходов в рамках указанных договоров.
Конкретизированы некоторые особенности учета рассматриваемых расходов – например, в части включения соответствующих затрат на передаваемое имущество в состав расходов в том случае, если в течение трех лет со дня его получения имущество не передается третьим лицам. При этом ограничение сделано для расходов на обучение работников налогоплательщика, связанных с организацией развлечения, отдыха или лечения, – они не будут относиться к составу прочих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Причем первые три группы расходов планируется включать в состав расходов на обучение налогоплательщика в размере, не превышающем 1,5% от его доходов от реализации. А расходы по первой, второй и четвертой группам – признавать в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее года. Что касается расходов в виде стоимости имущества, необходимого для проведения профессиональных экзаменов, передаваемого безвозмездно центрам оценки квалификации, то они будут признаваться в том налоговом периоде, в котором были понесены (при условии, что в соответствующем налоговом периоде центр оценки квалификации проводил независимую оценку квалификации хотя бы одного из работников налогоплательщика).
1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в статьи 264 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/11-19/00096772).
Новости ускоренной амортизации
Во-первых, из числа амортизируемых объектов с высоким классом энергетической эффективности (ЭЭ), к которым можно применять повышающий коэффициент амортизации не выше 2, исключены здания . Напомним, для применения этого коэффициента необходимо, чтобы: — или объект был в специальном правительственном Перечне . Но в него здания и не входят; — или объект был с высоким классом ЭЭ, определение которого предусмотрено законодательством РФ . Теперь здания, относящиеся к таким объектам, нельзя амортизировать ускоренно. Во-вторых, с 01.01.2018 по 31.12.2022 можно использовать повышающий коэффициент не выше 3 при амортизации объектов водоснабжения и водоотведения. Но не любых, а только таких, которые будут введены в эксплуатацию после 01.01.2018 и войдут в специальный перечень — его должно утвердить Правительство .