Позиция Минфина до 2014 года
О первоначальной позиции финансового ведомства по озвученному вопросу можно судить по Письмам от 19.12.2011 N 03-08-05, от 21.07.2009 N 03-08-05, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 12.03.2008 N 03-08-05.
Чиновники Минфина обратили внимание на то, что Налоговый кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание контрагента в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, определенной внутренним законодательством этого государства, а также справки в произвольной форме
Данные справки, по мнению ведомства, рассматриваются как подтверждающие постоянное местонахождение иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: «Подтверждается, что организация… (наименование организации) является (являлась) в течение… (указывается период) лицом с постоянным местопребыванием в… (указывается государство) в смысле Соглашения… (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией и… (указывается иностранное государство)».
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе, отмечает Минфин, должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Причем указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы. Если же в документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местонахождение, считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором данный документ выдан.
Итак, по мнению финансистов, иностранная организация должна представлять налоговому агенту только одно подтверждение своего резидентства за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов. В Письме от 12.03.2008 N 03-08-05 Минфин России четко высказал свою позицию: у налогового агента должно быть подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации того периода, в котором происходит фактическая выплата дохода. Поэтому если выплата производится в 2008 г., то и подтверждение должно быть за 2008 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СТАТУС НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Приказом заявление представляется налогоплательщиком (его представителем) в ФНС России или уполномоченный налоговый орган (МИ ФНС России по ЦОД) по форме согласно приложению №1 Приказа:
- через интерактивный сервис ФНС России;
- лично в экспедицию ФНС России по адресу г. Москва, улица Неглинная, дом 23 (часы работы: понедельник – четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, перерыв с 12:30 до 13:15);
- по почте по адресу МИ ФНС России по ЦОД: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3.
Справочно:
В случае направления заявления лично в экспедицию ФНС России в графе заявления «код налогового органа» указывается код «0000».
В случае направления по почте в адрес МИ ФНС России по ЦОД в графе заявления «код налогового органа» указывается код «9965».
К заявлению по желанию заявителя могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации. К таким документам относятся, в том числе:
- договор (контракт); копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или первичные документы;
- копии упредительных документов (для целей освобождения средств, направленных юридическим лицом своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве);
- решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.
По желанию заявителя также к заявлению может быть приложен перечень и опись прилагаемых документов.
Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Последствия сделки откликнулись дважды
В чем суть. Российская компания ООО «ГалоПолимер Кирово-Чепецк» заключила с канадской компанией CDI договор на оказание услуг и выполнение работ по развитию проекта сокращения углеводородных выбросов и утилизации отходов.
В 2011 году затраты по данному договору российская компания признала в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а в 2012 году со своего валютного счета перечислила в адрес канадской компании согласованную сумму 130 млн. рублей. Опираясь на условия Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Канадой, российская компания как налоговый агент налог не удерживала и не уплачивала, полагая что все налоги по этой сделке будут уплачены там. В Канаде.
При налоговых проверках последствия этой сделки для компании «откликнулись» дважды:
Выездная проверка за 2010-2011 год
выявила, что канадский контрагент — «пустышка» с букетом хрестоматийных признаков:
- компания CDI зарегистрирована в провинции Квебек формально и являлась компанией «почтовый ящик»;
- по адресу акционера данной компании зарегистрированы более 700 организаций;
- директор компании отрицал какую-либо связь с компанией;
- у компании отсутствуют активы и доходы;
- в проверяемый период она представляла декларации с нулевыми показателями;
- сведения о получении компанией дохода от общества не отражены.
Сведения об отсутствии доказательств реальных хозяйственных отношений российские налоговики получили от налоговой службы Канады.
Налоговая пришла к выводу: российской компанией создан искусственный документооборот, услуги фактически не оказаны и, судя по обстоятельствам дела, и не было намерения их оказать. Расходы по договору с компанией CDI при расчете налога на прибыль за 2011 год признаны неправомерно. По итогам проверки доначислены налог, пени и штрафы.
Суды нескольких инстанций поддержали налоговую, решение вступило в силу.
За 2012 год налоговая вышла на новую проверку
И да. Во второй раз по одной и той же сделке. Но по другому основанию. По обязанности российской компании как налогового агента. Выплатившего в адрес иностранной компании в 2012 году пассивный доход.
Налоговая — опираясь на решение суда по предыдущей проверке — заявила, что поскольку документооборот был формален (подтвердил суд), услуги не оказаны и не предполагалось их получить (тоже подтвердил суд), значит имеет место безвозмездное получение денежных средств канадской компанией в 2012 году.
Эти средства нельзя признать доходом от активных операций, на которые распространяется Соглашение об устранении двойного налогообложения между Россией и Канадой. Это пассивный доход.
При квалификации дохода в качестве «пассивного», у российской компании — источника выплаты возникает обязанность налогового агента по удержанию налога на доходы иностранных компаний. По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады от 05.10.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» доходы в категории «другие доходы» облагаются налогом в государстве, в котором возник доход.
Суд полностью согласился с налоговой. В итоге с перечисленных за рубеж 130 000 000 рублей по результатам двух налоговых проверок компания должна заплатить в бюджет налогов и штрафов на сумму более 65 000 000 рублей.
Это Определение ВС от 21 ноября 2018 года № 279-ПЭК18 по делу А50-16961/2017.
Вот! Новый поворот!
Казалось бы, суды убедили официальные органы в том, что для применения норм международных соглашений ежегодного подтверждения резидентства иностранных организаций не требуется. Но теперь некоторые арбитры стали применять иной подход при рассмотрении споров. Пример — Постановление ФАС МО от 17.01.2014 N Ф05-16745/2013.
Суть дела. Общество выплачивало иностранной организации доход в 2009 и 2010 гг. На момент выплаты дохода оно имело сертификат резидентства контрагента на 2008 г., который не содержал указаний на распространение аналогичного вывода в отношении статуса резидентства на будущий период. В ходе проверки налогоплательщик представил сертификат резидентства, выданный компетентным органом иностранного государства 28.05.2010. Этот документ был принят инспекцией в качестве подтверждения местонахождения иностранной организации. Поэтому обществу не был начислен налог на доходы иностранного юридического лица, а также пени и штраф на выплаты, произведенные после указанной даты. То есть пени начислялись только за период с даты выплаты дохода до получения подтверждения факта резидентства.
Судьи признали такие действия налоговиков правомерными, решив, что у налогоплательщика на момент выплаты дохода отсутствовало надлежащее подтверждение резидентства иностранного лица. По мнению арбитров, сертификат, датированный 2008 г., не давал обществу права на неисполнение обязанности по удержанию и перечислению сумм налога с доходов, выплаченных иностранной организации в 2009, 2010 гг. В свою очередь, отдельный сертификат от 2010 г. распространяет свое действие только на доходы, выплачиваемые после даты его выдачи.
Разумеется, налогоплательщик не согласился с таким исходом дела и подал надзорную жалобу. Коллегия судей ВАС РФ не нашла оснований для передачи дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора (Определение от 28.04.2014 N ВАС-5060/14).
Арбитры не опровергли выводы нижестоящих судов о том, что представленные обществом сертификаты резидентства контрагента, датированные 2008 и 2010 г., не могут быть приняты в целях применения ст. 312 НК РФ. Первый из них не содержит указаний на его распространение на будущие периоды, а второй не распространяется на период выплаты дохода (2009, часть 2010 г.).
При этом высшие арбитры поддержали ссылку судей на упоминавшееся Постановление Президиума ВАС РФ N 5317/11 (что, на взгляд автора, весьма странно). В данном деле судебные органы тоже заняли сторону налоговиков. Однако основанием для отказа в удовлетворении требований налогоплательщика явилось не то обстоятельство, что на момент выплаты (2007 г.) он имел в наличии подтверждение резидентства от 2000 г., а то, что этот документ был заверен ненадлежащим образом (некомпетентным органом соответствующего государства). То есть фактически у налогоплательщика подтверждение отсутствовало вовсе.
Какие выводы можно сделать из рассмотренного спора? Получается (вне зависимости от наличия подтверждений за более ранние или поздние периоды), чтобы избежать негативных последствий в виде начисления налоговиками пени и штрафных санкций, налоговому агенту необходимо иметь подтверждение места постоянного пребывания иностранного партнера за каждый налоговый период, в котором осуществляются выплаты. То есть, если доходы выплачиваются на регулярной основе (каждый год), иностранной организации требуется ежегодно подтверждать актуальность своего резидентства.
Что же дальше? Как поступать налоговикам и судьям? Казалось, что наконец-то давний спор разрешен. Но вновь создан прецедент, который налоговики могут взять на вооружение. Вероятно, чтобы поставить окончательную точку в анализируемом вопросе, необходима выработка правовой позиции на уровне Президиума ВАС или Верховного Суда (когда он получит соответствующие полномочия).
Н.В.Никифорова
Редактор журнала
«Налог на прибыль:
учет доходов и расходов»
Заказ справки о налоговом резидентстве рф
В качестве таких документов могут выступать:
- Копии деклараций, на которых стоит отметка налоговой службы.
- Банковские выписки.
- Платежные документы (извещения, квитанции). На них должны стоять банковские отметки.
- Регистры, отражающие сведения налогового учета.
- Прочие документы, содержащие сведения об операциях, в отношении которых плательщик планирует применить положения Соглашений об исключении двойного налогообложения за конкретный отчетный период.
- Мемориальные ордера.
Подтверждение резидентства осуществляется в настоящее время в порядке «одного окна». Это значительно упрощает процедуру и экономит время.
Срок оформления справки может различаться, но в среднем составляет 4-6 недель.При необходимости документ надо будет перевести на язык «принимающего» государства – например, на английском он будет называться уже Tax Residence Certificate. Также в большинстве случаев нужно выполнить легализацию у консула, либо проставить апостиль. Апостиль ставится на нотариально заверенную копию справки, если она будет предъявляться в стране-участнице Гаагской конвенции.
Соответственно легализация нужна для случаев, если зарубежное государство не участник конвенции и не признаёт апостиль. Сроки Как быстро можно получить справку о налоговом резидентстве? В основном это зависит от того, насколько «загружен» делами налоговый орган на текущий момент. В среднем срок получения справки составляет до 30 дней, иногда до 1,5 месяцев.Справку можно получить не только на текущий календарный год, но и на прошедшие годы.По договору с контрагентом справка действительна в течение года.Сертификат налогового резидентства – это документ, подтверждающий, что физическое лицо или организация имеют статус налогового резидента РФ. Официальное название документа – справка о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации. У документа также много неофициальных названий – сертификат налогового резидента, справка о резидентстве.
«
Резидентство» означает, что лицо или компания находятся на территории определённого государства. Значит, налоги нужно будет платить в пользу этого государства.Выдачей справок занимается только одно ведомство на территории РФ – МИ ФНС по централизованной обработке данных (ЦОД). Зачем нужна справка о резидентстве (сертификат налогового резидентства)? Чаще всего этот документ требуется во внешнеэкономической деятельности.