Основание и правовые основы
Акциз — это косвенный налог, то есть налог, который включается в цену того или иного товара (услуги), и таким образом его уплата перекладывается на конечного потребителя.
Косвенные налоги являются одним из основных источников формирования доходной части федерального бюджета, поэтому порядку их исчисления и уплаты уделяется большое внимание. К косвенным налогам относится также НДС
Акцизом облагаются так называемые подакцизные товары — алкоголь, табак, топливо, легковые автомобили и некоторые мотоциклы.
Основы регулирования акциза установлены главой 22 Налогового кодекса РФ. Детали часто рассматриваются в Федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, а также других подзаконных актах.
Аспекты акцизного налогообложения
Основным отличием акцизных налогов от прочих является их определённая сфера применения (потребление конкретного товара, услуги), а также их полная безэквивалентность. Это отличает их и от налогов на потребление и от всевозможных сборов и платежей.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Введение акцизов на определённые товары, считающиеся вредными, либо вызывающих ассоциации с негативными явлениями отчасти может сократить их потребление, что несёт косвенный результат в виде дополнительного эффекта от внедрения налога. Однако, все же, как и большинство налогов, акцизы вводятся для получения налоговых поступлений.
Налогоплательщики акцизов
- Организации.
- Индивидуальные предприниматели.
- Лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
Организации и лица указанные выше признаются налогоплательщиками только если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Обязательные условия и свидетельства о регистрации
Лица, совершающие операции с прямогонным бензином, с этиловым спиртом, средними дисстилятами, а также бензолом, параксилолом или ортоксилолом, обязаны получить и зарегистрировать в налоговых органах соответствующие свидетельства.
Срок действия этих свидетельств – до одного года.
Выдача свидетельств или уведомление об отказе в выдаче должно по закону произойти не позднее 30 календарных дней с момента представления в налоговый орган заявления и копий предусмотренных документов.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержден Приказом Минфина РФ от 03.10.2006 N 122н.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, установлен Приказом Минфина РФ от 09.10.2006 N 125н.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, установлен приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-15/475@
Порядок выдачи свидетельства о регистрации организации, совершающей операции средними дистиллятами, установлен Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Этот закон дополняет статью 333.33 Налогового кодекса подпунктом 9.2, устанавливающим госпошлину за выдачу свидетельства о регистрации лица, работающего со средними дистиллятами. Изменения вступили в силу с 23.01.2016.
Налоговые органы могут приостановить действие свидетельства на срок до 6-ти месяцев в случае неисполнения требований, изложенных в ст. 179.2, 179.3, 179.4 НК РФ.
В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения.
Понятие акциза
Акциз представляет собой косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков как производящих, так и реализующих соответствующую продукцию, однако по факту, уплата его перекладывается на плечи покупателя.
Он является налогом индивидуальным и применяется лишь для определённых групп и видов товаров входящих в специальный перечень.
Акцизы имеют историю, уходящую глубоко в древность. В предыдущих веках акцизная система имела всеобъемлющий характер во всём мире. В России акцизным сбором всегда облагались дефицитные товары либо их отдельные группы, без которых население не могло обойтись и было вынуждено их приобретать, невзирая на взимание акциза. В различные времена акцизами облагались различные товары.
Льготы и налоговая оптимизация акцизов
Для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, предприятия и предприниматели могут использовать два пути: пользоваться льготами, представленными государственными законами, и находить собственные пути законного снижения суммы налогов. При уплате акцизного налога отдельные налогоплательщики могут воспользоваться льготами, предусмотренными государственными законами. Целью таких льгот является стремление государства улучшать экономические показатели, например, расширить экспорт определённых товаров.
Льготы дают преимущества тем лицам, которые ими пользуются, в сравнении с другими лицами. Льготы имеют несколько форм:
- полное освобождение от уплаты акциза;
- применение нулевой ставки налогообложения;
- уменьшение налога с помощью вычета;
- возврат ранее уплаченного налога.
Отдельной статьи, определяющей условия получения льгот, в НК РФ не имеется, но описание различных послаблений при уплате акциза обнаруживается в других статьях:
- ст.183 (виды операций, освобождённых от уплаты акциза);
- ст.182 и некоторые другие;
- некоторые статьи Таможенного кодекса;
- пункты решений, принятых Коллегией Евразийской комиссии по экономике.
Собственная деятельность организации с целью снизить налоговые выплаты называется оптимизацией. Реализуется она с помощью корпоративного налогового менеджмента.
При производстве подакцизной продукции можно применить следующие схемы оптимизации:
- Заниматься производством продукции с меньшим процентным содержанием спирта (до 9%), за которые ставка налога ниже;
- Расфасовывать лекарства с содержанием спирта в меньшие ёмкости. От ёмкости зависит категория товара, а значит, ставка налога.
- Выпускать товары с высоким процентом спирта в виде лекарства, а не просто алкогольного напитка (например, бальзамы). За лекарства акциз ниже.
- Изготовлять пиво таких сортов, в которых содержание спирта меньше 8,6%, а алкоголь – до 25%, что даёт возможность почти в 1,5 раза уменьшить размер акциза. Конечно, это не может касаться водки и коньяка.
- Заниматься реализацией своей продукции за границей, в странах с более льготным сбором акцизных налогов.
Множество подобных схем существуют в отношении природного газа, прямогонного бензина и иных подакцизных товаров.
Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.
КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:
- первые 3 цифры – код государственной организации;
- следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
- следующие 2 цифры – код платежа;
- следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
- следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
- следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
- Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.
uriston.com
Что может попасть в перечень «акцизных» льгот
Рассмотрим некоторые виды льгот по акцизам.
- Льготы по акцизам при ввозе ПТ на таможенную территорию ЕАЭС:
- не уплачивается акциз по ПТ, помещаемым под таможенную процедуру — иную, чем при выпуске или переработке для внутреннего потребления или при временном допуске (ввозе) ПТ (подп. 1 п. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза — ТК ТС);
- освобождены от «акцизного» налогообложения ввозимые на таможенную территорию союза и вывозимые с нее ПТ, предназначенные для официального использования дипломатическими и иными официальными представительствами иностранных государств, расположенными на территориях государств — членов союза, а также предназначенные для личного пользования персонала указанных представительств и членов их семей (ст. 318, 319, 320, 322 ТК ТС);
- свободны от акцизов ПТ по перечню, определенному в соответствии с международными договорами, входящими в право союза, и/или решениями комиссии Таможенного союза — КТС или Евразийской экономической комиссии — ЕЭК (ст. 282 ТК ТС);
- не уплачивается акциз, если ПТ ввозятся на таможенную территорию союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу общей таможенной стоимостью не более 200 евро, кроме товаров для личного пользования (подп. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ);
- не облагаются акцизами перемещаемые через таможенную границу союза припасы (п. 2 ст. 363 ТК ТС).
- «Акцизные» льготы при ввозе ПТ в РФ:
- освобождены от акцизов ПТ, предназначенные для выполнения работ по СРП (п. 15 ст. 346 НК РФ):
- Сахалин-1 (СРП от 30.06. 1995);
- Сахалин-2 (СРП от 22.06.1994);
- Харьягинское месторождение (СРП от 20.12.1995);
- не производится взимание акциза при ввозе ПТ на территорию России международными организациями (ст. 327 ТК ТС);
- свободны от акцизов ПТ, перемещаемые в соответствии с Ашгабатским соглашением стран СНГ о производственной кооперации;
- иные «акцизные» льготы по ввозимым ПТ.
Льготы по акцизам существуют, и ими могут воспользоваться налогоплательщики, производящие отдельные операции с подакцизными товарами. «Акцизное» льготирование осуществляется различными способами: освобождением от акциза отдельных операций, возможностью применения нулевой ставки акциза, законным уменьшением начисленного акциза на вычеты и предоставлением возможности возврата уплаченного налога.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
nalog-nalog.ru
Операции, не облагаемые акцизом
Освобождаются от налогообложения акцизами следующие операции:
Передача подакцизных товаров несамостоятельными структурными подразделениями друг другу для производства иных подакцизных товаров.
Реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ.
Передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь в пределах норм естественной убыли.
Первичная реализация (передача) конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, которые подлежат передаче на промышленную переработку под контролем таможенных и налоговых органов либо уничтожению.
Передача в структуре одной организации:
произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции или спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
произведенных дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции.
Обратите внимание! Вышеперечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
Ввоз на территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ, и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность, а также в случае их размещения в портовой особой экономической зоне.
Эти операции не облагаются акцизом только при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта или ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Ввоз и вывоз подтверждается представлением всех соответствующих документов в налоговый орган.
Обращаем внимание!
Ранее от уплаты акциза при совершении таких операций налогоплательщик освобождался только при подаче в налоговый орган банковской гарантии. Ее подают в инспекцию не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность представления декларации по акцизам
Период ее действия должен составлять не менее 10 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате акциза.
Однако с 1 июля 2017 года экспортеры могут получить освобождение от уплаты акциза при предоставлении договора поручительства. Нововведние обозначено в п. 2.2 ст. 184 НК РФ — в действующей редакции Кодекса этого пункта нет, он вступит в силу с 1 июля 2017. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем (третьим лицом, не обязательно кредитным учреждением), по форме, утверждаемой ФНС. Срок действия такого договора должен составлять не менее десяти месяцев со дня истечения установленного срока исполнения экспортером обязанности по уплате акциза и не более одного года со дня заключения договора поручительства. Операции по выдаче поручительств налогоплательщиком, не являющимся банком, по норме нового пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.
Новые правила применяются к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.