Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 03-13-05/6745 О применении вычетов по НДС и акцизам при экспорте подакцизных товаров
19 марта 2018
В связи с письмом по вопросам применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и акцизам при экспорте подакцизных товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
На основании пункта 9 статьи 165 Кодекса указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В случае если пакет подтверждающих документов не собран в течение 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, момент определения налоговой базы по указанным операциям определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса на день отгрузки товаров и такие операции по реализации подакцизных товаров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 18 процентов. При этом налогоплательщик имеет право на вычет указанных сумм налога, если впоследствии представит в налоговый орган документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки налога по данным операциям.
Что касается акцизов, то согласно пункту 2 статьи 184 Кодекса налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 или 2.2 данной статьи Кодекса, при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на применение освобождения от уплаты акцизов, предусмотренных статьей 198 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса налогоплательщики, которые осуществляют реализацию за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта произведенной ими алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в отношении которых пунктом 8 статьи 194 Кодекса установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Указанные в данном пункте налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 14 статьи 204 Кодекса.
В случае отсутствия банковской гарантии при реализации подакцизных товаров на экспорт исчисленные по данным товарам суммы акциза уплачиваются налогоплательщиком в общеустановленном порядке. При этом на основании пункта 3 статьи 184 Кодекса суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, подлежат возмещению (зачету или возврату) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 198 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик имеет право на возмещение уплаченной суммы акцизов, если впоследствии представит в налоговый орган документы, обосновывающие правомерность применения освобождения от уплаты акцизов по данным операциям.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Льготы и налоговая оптимизация акцизов
Для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, предприятия и предприниматели могут использовать два пути: пользоваться льготами, представленными государственными законами, и находить собственные пути законного снижения суммы налогов. При уплате акцизного налога отдельные налогоплательщики могут воспользоваться льготами, предусмотренными государственными законами. Целью таких льгот является стремление государства улучшать экономические показатели, например, расширить экспорт определённых товаров.
Льготы дают преимущества тем лицам, которые ими пользуются, в сравнении с другими лицами. Льготы имеют несколько форм:
- полное освобождение от уплаты акциза;
- применение нулевой ставки налогообложения;
- уменьшение налога с помощью вычета;
- возврат ранее уплаченного налога.
Отдельной статьи, определяющей условия получения льгот, в НК РФ не имеется, но описание различных послаблений при уплате акциза обнаруживается в других статьях:
- ст.183 (виды операций, освобождённых от уплаты акциза);
- ст.182 и некоторые другие;
- некоторые статьи Таможенного кодекса;
- пункты решений, принятых Коллегией Евразийской комиссии по экономике.
Собственная деятельность организации с целью снизить налоговые выплаты называется оптимизацией. Реализуется она с помощью корпоративного налогового менеджмента.
Оптимизационные схемы должны быть разумными, эффективными, надёжными, безвредными, автономными. Главным критерием должно быть удовлетворение требованиям законов.
При производстве подакцизной продукции можно применить следующие схемы оптимизации:
- Заниматься производством продукции с меньшим процентным содержанием спирта (до 9%), за которые ставка налога ниже;
- Расфасовывать лекарства с содержанием спирта в меньшие ёмкости. От ёмкости зависит категория товара, а значит, ставка налога.
- Выпускать товары с высоким процентом спирта в виде лекарства, а не просто алкогольного напитка (например, бальзамы). За лекарства акциз ниже.
- Изготовлять пиво таких сортов, в которых содержание спирта меньше 8,6%, а алкоголь – до 25%, что даёт возможность почти в 1,5 раза уменьшить размер акциза. Конечно, это не может касаться водки и коньяка.
- Заниматься реализацией своей продукции за границей, в странах с более льготным сбором акцизных налогов.
Множество подобных схем существуют в отношении природного газа, прямогонного бензина и иных подакцизных товаров.
Налоговый вычет по акцизам
Каждый предприниматель должен знать, что некоторые группы товаров попадают под действие закона об акцизах. Это означает, что их цена дополняется прибавкой, которая и носит название «акцизы». По сути, это еще один налог федерального уровня. Его предприниматель должен отчислять в региональный или федеральный бюджет, в зависимости от требований закона. О том, что же такое налоговый вычет по акцизам и как его осуществлять, мы более подробно разберем в нашей статье.
Акцизами принято называть косвенные налоги на определенные виды товаров. Взимаются они с предпринимателей, которые производят или реализуют подакцизную продукцию. Именно такие налоги составляют большую часть бюджета государства, поэтому контролирующие органы бдительно следят, чтобы они уплачивались вовремя и честно. Иначе не избежать штрафных санкций.
КБК
Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.
КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:
- первые 3 цифры – код государственной организации;
- следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
- следующие 2 цифры – код платежа;
- следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
- следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
- следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
- Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.
Код КБК по акцизу на полученный из исходного пищевого сырья этиловый спирт | 182 1 03 02011 01 1000 110; |
---|---|
Код пеней по нему | 182 1 03 02011 01 2100 110; |
Код процентов по нему | 182 1 03 02011 01 2200 110; |
Код штрафов по нему | 182 1 03 02011 01 3000 110. |
Вследствие неверного введения КБК у предприятия иногда могут возникнуть проблемы с задолженностью по одному виду выплат и переплата по другому виду. В этом случае возможен возврат излишне уплаченных сумм. Решение об этом принимают местные налоговые службы в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика. Так что после уплаты задолженности по определённому платежу возможно обратиться за возвратом другого платежа.
Как быстро вернуть налоговые вычеты, расскажет видео ниже:
https://youtube.com/watch?v=h9QFtGSByrQ