Скоро освободить от уплаты акциза по экспорту сможет поручительство

Экспорт подакцизных товаров в страны СНГ

Главой 22 НК РФ введен одинаковый режим налогообложения операций по реализации товаров, вывезенных в режиме экспорта как в государства — участники СНГ, так и в страны дальнего зарубежья.

Исключение составляет лишь экспорт в Республику Беларусь. По подакцизной продукции, реализованной в эту страну с территории России, применяется особый порядок исчисления и уплаты акциза.

15 сентября 2004 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь подписали Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение). Этот документ вступил в силу 1 января 2005 г.

Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение). Пункт 1 разд. II Положения освобождает операции по экспорту российских товаров в Белоруссию от обложения акцизами. Однако, чтобы получить такое освобождение, нужно в течение 90 дней с даты отгрузки подтвердить экспорт следующими документами:

  • договорами с белорусскими покупателями;
  • выпиской банка, свидетельствующей об оплате товара;
  • третьим экземпляром заявления о ввозе товара, экспортированного в Республику Беларусь, с отметкой белорусского налогового органа;
  • копией транспортных (товаросопроводительных) документов.

Кроме того, в налоговую инспекцию представляются другие документы, предусмотренные российским налоговым законодательством (п. 2 разд. II Положения). Перечень таких документов содержится в п. 7 ст. 198 НК РФ. Например, при продаже товаров на основании посреднического договора экспортер должен представить в налоговый орган этот договор, а также контракт, заключенный посредником с белорусским покупателем (пп. 1 п. 7 ст. 198 НК РФ). В этой ситуации также надо приложить к договору платежные документы и выписку банка, подтверждающие, что денежные средства от покупателя поступили на счет посредника.

Срок для подготовки документов составляет 90 дней. Если за этот период экспортер не успеет собрать нужные документы, то придется заплатить в бюджет акциз. Налог исчисляется за тот период, в котором были отгружены товары. При этом экспортер обязан подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию и заплатить пени за просрочку платежа.

Если впоследствии экспортер подтвердит факт экспорта, уплаченный акциз можно будет вернуть. Это возможно, пока не истечет три года после того, как закончится 90-дневный срок, отведенный Положением для подтверждения экспорта.

Н.А.Нечипорчук

К. э. н.,

советник государственной

гражданской службы РФ 3-го класса

Управление администрирования

косвенных налогов

ФНС России

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 февраля 2018 г. N 03-13-05/6745 О применении вычетов по НДС и акцизам при экспорте подакцизных товаров

19 марта 2018

В связи с письмом по вопросам применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и акцизам при экспорте подакцизных товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

На основании пункта 9 статьи 165 Кодекса указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В случае если пакет подтверждающих документов не собран в течение 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, момент определения налоговой базы по указанным операциям определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса на день отгрузки товаров и такие операции по реализации подакцизных товаров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 18 процентов. При этом налогоплательщик имеет право на вычет указанных сумм налога, если впоследствии представит в налоговый орган документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки налога по данным операциям.

Что касается акцизов, то согласно пункту 2 статьи 184 Кодекса налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без представления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктом 2.1 или 2.2 данной статьи Кодекса, при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих право на применение освобождения от уплаты акцизов, предусмотренных статьей 198 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса налогоплательщики, которые осуществляют реализацию за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта произведенной ими алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в отношении которых пунктом 8 статьи 194 Кодекса установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, имеют право представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Указанные в данном пункте налогоплательщики представляют в налоговый орган банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 14 статьи 204 Кодекса.

В случае отсутствия банковской гарантии при реализации подакцизных товаров на экспорт исчисленные по данным товарам суммы акциза уплачиваются налогоплательщиком в общеустановленном порядке. При этом на основании пункта 3 статьи 184 Кодекса суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, подлежат возмещению (зачету или возврату) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 198 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на возмещение уплаченной суммы акцизов, если впоследствии представит в налоговый орган документы, обосновывающие правомерность применения освобождения от уплаты акцизов по данным операциям.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 декабря 2019 г. N 03-13-08/94841 О применении вычетов по акцизам на средние дистилляты (мазут), приобретаемые до 1 апреля 2020 г.

31 января 2020

В связи с письмом по вопросу применения вычетов по акцизам на средние дистилляты (мазут), приобретаемые до 1 апреля 2020 года, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) с 1 апреля 2020 года вступает в силу новая редакция подпункта 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающая изменение критериев отнесения смеси углеводородов к средним дистиллятам.

Согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (далее — свидетельство), предусмотренное статьей 179.5 Кодекса. Для целей главы 22 «Акцизы» Кодекса получением средних дистиллятов признается приобретение средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией.

В редакции Федерального закона N 255-ФЗ пунктом 22 статьи 200 Кодекса, предусмотрено, что с 1 апреля 2020 года вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и увеличенные на величину

, определяемую в соответствии с данным пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 22 статьи 201 Кодекса.

При использовании полученных средних дистиллятов налогоплательщиком в качестве топлива при производстве электрической и (или) тепловой энергии на объектах имущества, которые указаны в подпункте 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса, в отношении которых в налоговый орган представлены копии документов, подтверждающих право собственности (право оперативного управления) на указанные объекты имущества, применяется коэффициент, равный 2.

Учитывая изложенное, обязанность по исчислению акциза по приобретенным у российской организации в собственность средним дистиллятам и право на налоговый вычет по акцизам при их использовании в качестве топлива для производства электрической и (или) тепловой энергии возникают у налогоплательщика, если указанные приобретение и использование осуществлены после 1 апреля 2020 года при условии получения им свидетельства на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Поручительство

Согласно п. 2 ст. 74 НК РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. Как отметили московские налоговики, в целях применения Налогового кодекса в качестве поручителя может выступить платежеспособный коммерческий банк, в котором у налогоплательщика открыт расчетный или валютный счет. При этом территориальные органы ФНС самостоятельно решают вопросы платежеспособности того или иного банка на основании имеющейся у них информации и материалов, руководствуясь положениями Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Если предприятие пищевой промышленности не выполнит обязанности по уплате акциза, обеспеченной поручительством, банк и налогоплательщик будут нести солидарную ответственность. Это означает, что налоговый орган вправе требовать уплаты акциза и пени и с того, и с другого совместно либо с любого из них в отдельности. При этом принудительно взыскать налоги и причитающиеся пени с банка-поручителя налоговый орган может только в судебном порядке. Если банк исполнит взятое на себя обязательство — уплатит налог и пени — к нему перейдет право требования с налогоплательщика уплаченных сумм, процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.