Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 ноября 2019 г. N 03-01-11/87000 О системе налогов и сборов в РФ
10 января 2020
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды налогов и сборов. Так, налоги и сборы разделены на федеральные, региональные и местные.
В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным отнесены следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
В части налога на прибыль организаций.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017-2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017-2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В отношении налога на добавленную стоимость.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость (ставка 20 процентов) является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. Доля НДС составляет более одной трети всех поступлений в федеральный бюджет.
Налог на доходы физических лиц, который распределяется в региональные бюджеты по нормативу 85% по месту регистрации юридического лица и является одним из источников формирования доходной части региональных и местных бюджетов.
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
Транспортный налог, являющийся региональным налогом, зачисляется в региональные бюджеты в полном объеме по нормативу 100%;
Земельный налог, налог на имущество физических лиц, являющиеся местными налогами зачисляются в местные бюджеты по нормативу 100%.
Также отмечаем, что законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представительным органам муниципальных образований предоставлено право при установлении региональных и местных налогов определять конкретные налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |
Федеральные налоги — виды
К федеральным налогам относятся (статья 13 НК):
- НДС, или налог на добавленную стоимость. Налог уплачивается в федеральный бюджет производителем товаров на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции.
- Акцизы. Этот налог тоже входит в стоимость товаров, однако вводится не на все товары, а на самые популярные. С помощью акцизов государство может ограничивать покупку некоторых товаров с помощью повышения цен. Например, акцизы часто повышаются на табачную продукцию и алкоголь.
- НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Объектами налогообложения являются: деньги от продажи имущества, которая была в собственности менее трех лет; доходы от аренды; выигрышные деньги от различных лотерей; доходы от иностранных компаний или физических лиц.
- Налог на прибыль юридических лиц. Организации платят налог со своих доходов за вычетом расходов.
- Налог на добычу полезных ископаемых. Размер налога зависит от того, насколько ценные полезные ископаемые добывает налогоплательщик.
- Водный налог. Платить нужно за использование водных ресурсов, а не за передвижения по ним, как некоторые ошибочно считают. Объекты налогообложения в данном случае – это способ использования водных ресурсов.
- Сборы за использование животного мира и водных ресурсов. Другими словами – за охоту и рыбалку в промышленных масштабах.
- Государственная пошлина. Это денежный сбор за некоторые юридические действия.
- Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Все остальные налоги и сборы относятся к региональным и местным. Это значит, что власти в регионах могут принимать указы, изменяющие некоторые данные Налогового кодекса.
К слову, между понятиями «налоги» и «сборы» в России есть существенные отличия. Налоги платятся безвозмездно, а за сборы государство предоставляет какую-либо услугу.
На некоторых сайтах ошибочно внесен в список «Федеральный налог на имущество физических лиц». На самом деле это местный налог.
Общая характеристика региональных налогов
Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).
То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами
Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ. То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне.
Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.
Тогда в чем заключается отличие этих уровней? Первое уже было упомянуто: разница в бюджетах, куда поступают средства. Кроме того, в отношении региональных и местных податей у правительств субъектов Федерации есть определенные правомочия, объем которых указан в Налоговом кодексе РФ. Так, в ряде случаев они вправе устанавливать (в основном, конечно, снижать) размер налоговых ставок в утвержденных кодексом границах, сроки уплаты податей, определенные льготы и т. д.
Итак, сборы и налоги в федеральный бюджет (список):
- самый проблемный для плательщиков и повышаемый по свежему закону до 20 % — НДС;
- НДФЛ;
- на добычу полезных ископаемых;
- на прибыль компаний и организаций;
- водный;
- госпошлина;
- акцизы;
- сбор за пользование объектами животного мира.
Какие налоги идут в федеральный бюджет дополнительно? Ожидается превращение сбора за загрязнение окружающей среды (плата за воздействие на окружающую среду, или НВОС) в налоговый платеж и внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Если такие изменения будут приняты, они вступят в силу с 2020 года.
Все вышеперечисленные повинности начисляются либо за пользование объектами, которые находятся в общем пользовании всех граждан, либо на доходы граждан и юрлиц. Это вполне закономерно. А, например, бюджетные отчисления за пользование транспортом плательщики перечисляют в региональный бюджет, который содержит дороги в пределах определенного субъекта РФ. Такова логика действующего законодательства, и она вполне соответствует мировой практике.
Транспортный налог в региональный бюджет
Темпы прироста доходов местных бюджетов снижаются. Прирост доходов вначале этого года уже не 40% и не 35% как это было в прошлых годах, а в два раза меньше.
- Поступило доходов (без трансфертов) – 122,2 млрд. грн., что на 17,9 млрд. грн. ( 17,2%) больше, чем в январе-июне 2017 г. (см. приложение).
- Прирост доходов достигнут, преимущественно, за счет «старых» (те, которые были у местных бюджетов до реформы) источников доходов. Так, НДФЛ как был, так и остается основным ресурсным источником местных бюджетов, обеспечив 74% прироста доходов (без трансфертов). В январе-июне 2018 года подоходный налог принес в местные бюджеты 63,3 млрд. грн., что на 26,5% или на 13,3 млрд. грн. больше, чем в январе-июне 2017 года. Кроме этого, еще 16,2% прироста поступлений обеспечил единый налог ( 2,9 млрд. грн. или 28,1%).
Расходы
- Расходы местных бюджетов в январе-июне 2018 года составили 271,6 млрд. грн., что на 53,8 млрд. грн. ( 24,7%) больше, чем в первом полугодии 2017 г.
- «Социалка» (медицина, образование, соцзащита, культура-спорт) в январе-июне 2018 года занимали 82,7% всех расходов местных бюджетов. По сравнению с январем-июнем 2017 г., все основные направления расходов увеличились. Так, расходы на медицину выросли на 19% до 42,6 млрд. грн., на образование – на 23% (до 83,1 млрд. грн.), на культуру – на 20% до 8,2 млрд. грн. Основные причины роста расходов по этим статьям – повышение зарплаты бюджетников и начислений на нее, рост коммунальных платежей бюджетных учреждений.
Дефицит/профицит
Оценка «успешности» реформы межбюджетных отношений(действует с 2015 г.) не поменялась: несмотря на рост доходов и профицита местных бюджетов их реальная фискальная автономия осталась низкой, при этом местные бюджеты столкнулись с выросшими непрофинансированными делегированными расходами:
Фискальная автономия местных бюджетов ухудшилась. Удельный вес доходов местных бюджетов (без трансфертов) в сводном бюджете остается стабильно ниже, чем до реформы межбюджетных отношений. В частности по итогам первой половины 2018 г. доля таких доходов составила 21,5% против 23,3% в первом полугодии 2013 г. (см. табл. ниже).
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Региональные налоги: перечень 2019
Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).
Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.
Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.
Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал, разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.
Расчет ведется за определенный налоговый период, и уплата должна быть произведена в определенный срок. Универсальные сроки в кодексе не предусмотрены, для каждого вида платежей в бюджет действуют свои. Сроки определяются как конкретными датами, так и указаниями на наступление конкретных событий. Сроки могут быть указаны в уведомлении налоговой.
Необходимо запомнить один общий принцип: за просрочку уплаты предусмотрено наказание: начисление пени, штрафы и т. д. Если они не будут переведены добровольно, последует принудительное взыскание в судебном порядке.
Повторим еще раз: перечень федеральных налогов и сборов устанавливается только властными структурами на уровне Российской Федерации, расширение списка произвольно не допускается даже местными властями.
Найти актуальный список можно в статье 13 НК РФ, которая содержит все федеральные налоги, перечень 2019 года актуален на текущий момент, а о планах внесения в него изменений мы написали выше.
Элементы региональных налогов: налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес предполагает регулирование сферы азартных игр. В качестве плательщика налога выступает предприятие, специализирующееся на организации и проведении мероприятий с использованием игровых автоматов и столов. Прием ставок на тотализаторе – еще одна сфера применения данного налога. Региональные налоги в РФ устанавливаются по игорному бизнесу в каждом субъекте отдельно, но объекты налогообложения в игорном бизнесе одинаковы везде:
- Игровое оборудование;
- Процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами;
- Пункты приема ставок.
Так как региональными признаются налоги и сборы, платежи по которым зачисляются в региональный бюджет, то и условие регистрации налогооблагаемых объектов в игорном бизнесе в налоговых органах именно по месту установки игровых аппаратов является последовательным. На процедуру регистрации каждого объекта игорным заведениям отводится два рабочих дня до момента установки оборудования.
К региональным налогам и сборам относятся те фискальные инструменты, ставки по которым самостоятельно устанавливают власти субъектов РФ. Если фиксация размера ставки на региональном уровне не произошла, то налог исчисляется по минимальному значению. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне субъектов РФ с учетом ограничений НК. Для игорного налога никаких льготных условий нет. Налог платится ежемесячно до 20 числа следующего месяца, аналогичные сроки предусмотрены для сдачи декларации.