Камеральная проверка по транспортному налогу

Объект налогообложения

С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины – плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемому в лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь – совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платить фактический собственник транспорта.

Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано, что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.

Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту его нахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрация транспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДД делает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга. И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортный налог.

Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель может передать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД на имя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налога останется лизингодатель.

Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент. Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или) продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициент рассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортным средством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.

С чего начинается проверка

Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильностьее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи. Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета

То есть пересчитаетприведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларацииинспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспекторапобольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливостиради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральнуюпроверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощностьдвигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основаниитехнического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиковэтих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученныеиз ГИБДД, в которые они и будут смотреть

Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитаетприведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларацииинспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспекторапобольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливостиради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральнуюпроверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощностьдвигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основаниитехнического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиковэтих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученныеиз ГИБДД, в которые они и будут смотреть.

Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, тоинспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации.А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговикибудут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможныеварианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмыв таком случае совершенно исключается.

Обзор документа

Перечислены условия, при соблюдении которых камеральная проверка декларации по акцизам может быть завершена до истечения трехмесячного срока. Речь идет о декларациях, поданных после 1 августа 2018 г.

Налоговым органам дан ряд поручений по проведению проверки.

Если выявлены признаки уменьшения налоговой базы и (или) суммы акциза в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, то необходимо незамедлительно организовывать мероприятия по проведению контрольно-аналитической работы с целью обеспечения предоставления уточненных деклараций либо по выполнению предпроверочного анализа с целью принятия решения о выездных проверках.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Место проверки и порядок представления документов

Инспектор в ходе проверки имеет право запросить пояснения по вопросу расхождения данных и документы для контроля. Если лицом заявлена льгота, инспектор обязательно сделает запрос. В течение 5 дней предприятие должно представить пояснения и подтверждение верности данных.

По декларациям, не имеющим ошибок и льгот, запрос не производится. В ходе камерального мероприятия не могут подвергаться контролю данные, не имеющие отношение к проверяемому вопросу – налогу, начисленному по конкретной декларации. Налогоплательщик имеет право предоставить подтверждающие документы лично, по почте или в порядке электронного документооборота.

Копии форм первичного учета должны быть заверены в установленном порядке – подписью руководителя, печатью предприятия либо ЭЦП.

С чего начинается проверка

Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильность ее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.

Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитает приведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларации инспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспектора побольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральную проверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощность двигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основании технического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиков этих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученные из ГИБДД, в которые они и будут смотреть.

Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, то инспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации. А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговики будут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможные варианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмы в таком случае совершенно исключается.

Газель – грузовик или нет?

Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяетеставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик –на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категорияв правах для управления такой машиной.

Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чемим сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядкуоформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например,к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенныймаксимальный вес которых превышает 3500 кг.

Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспортапо Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств,утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г.№ 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблицакатегорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета повнутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификацииКонвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяеттрактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.

Порядок проведения проверки

В процессе мероприятия контроля осуществляется определенный порядок действий. Контроль осуществляется преимущественно в автоматическом виде.Используется программный продукт, специально разработанный для ИФНСс целью учета данных, проведения внутреннего аудита по контрольным соотношениям показателей.

Автоматизированный контроль данных позволяет инспектору получить данные об отсутствии нарушений или о необходимости проведения углубленного контроля.При проверках используют документы, находящиеся в инспекции:

  • представленные ранее декларации и документы;
  • полученные при проведении иных проверок;
  • имеющиеся в результате опросов третьих лиц;
  • полученные по запросам от правоохранительных и иных органов;
  • сформированные программой при расхождении данныхв форме протоколов.

Для проведения контроля используются сведения, полученные с соблюдением законодательных норм.

Бумаги прежде всего

В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажете в декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним из ГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационный номер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесь автомобилем.

При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационные документы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такая просьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор, либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.

Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»

Клерк.Ру

4.3 Транспортный налог. Тесты

4.3.1. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, вводя транспортный налог, определяют: а) ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу; б) ставку налога и форму отчетности по данному налогу; в) порядок и сроки его уплаты. 4.3.2.

Могут ли законы субъектов РФ предусматривать дополнительные льготы для транспортного налога: а) да; б) нет. 4.3.3. Налогоплательщики транспортного налога — это: а) лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения; б) юридические лица, на балансе которых числятся транспортные средства; в) лица, использующие в своей предпринимательской деятельности транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. 4.3.4. Объекты обложения транспортным налогом — это: а) промысловые морские и речные суда; б) самолеты и вертолеты санитарной авиации; в) воздушные транспортные средства; г) тракторы. 4.3.5. Налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как: а) объем двигателя в литрах; б) объем двигателя в кубических сантиметрах; в) мощность двигателя в лошадиных силах; г) мощность двигателя в киловаттах. 4.3.6. Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговая база определяется как: а) мощность двигателя в лошадиных силах; б) валовая вместимость в литрах; в) валовая вместимость в регистровых тоннах. 4.3.7. Налоговая база по транспортному налогу организации, имеющей на балансе несколько автомобилей, определяется: а) отдельно по каждому транспортному средству; б) по совокупной мощности двигателей транспортных средств; в) по сумме мощностей двигателей транспортных средств. 4.3.8. Налоговый период для транспортного налога — это: а) месяц; б) квартал; в) календарный год. 4.3.9. Налоговые ставки транспортного налога могут быть изменены законами субъектов РФ по сравнению со ставками федерального закона: а) увеличены, но не более чем в 5 раз; б) уменьшены, но не более чем в 5 раз; в) в любой пропорции; г) увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. 4.3.10. Допускает ли региональный закон установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств: а) нет; б) да. 4.3.11. Допускается ли установление дифференцированных налоговых ставок, учитывающих срок полезного использования транспортных средств: а) нет; б) да. 4.3.12. Налогоплательщики транспортного налога: а) исчисляют сумму налога самостоятельно, если являются организациями; б) все категории налогоплательщиков исчисляют сумму налога самостоятельно; в) уплачивают сумму налога на основе налогового уведомления, если являются физическими лицами. 4.3.13. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение налогового периода суммы налога исчисляются с учетом коэффициента: а) определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде; б) 1,5, если регистрация или снятие с регистрации было произведено во второй половине календарного года; в) порядок расчета которого определяется законами субъектов Российской Федерации; г) без учета срока использования, т. е. за полный год. 4.3.14. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах: а) в течение 10 дней после их регистрации или снятия с их регистрации; б) в течение 10 дней после их регистрации и в течение 5 дней после снятия с регистрации; в) в двухнедельный срок после их регистрации или снятия с регистрации; г) 1 раз в квартал; д) 1 раз в год. 4.3.15. Налогоплательщику — физическому лицу вручается налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога не позднее: а) 30 апреля года налогового периода; б) 1 июня года налогового периода; в) 1 октября года налогового периода. 4.3.16. Должна ли организация уплачивать налог по принадлежащему ей и зарегистрированному в ГИБДД автомобилю, если он находится на капитальном ремонте более 3 мес: а) да; б) нет.

Транспортный налог: нарушения, которые чаще всего на 2017 год обнаруживает проверка

Как известно, налог на транспорт отчисляют в бюджет и физические лица, и предприятия. Первым проще: итоговая сумма платежа приходит к ним уже рассчитанной согласно уведомлению из ИФНС.

А вот юридические лица сами проводят все расчёты, в ходе которых не исключены различного рода ошибки. При этом нельзя отбрасывать и незаконные схемы оптимизации налогового бремени по транспорту.

Из нашего материала вы узнаете, каких нарушений по налогу на транспорт следует избегать.

Чем руководствоваться

Основные вопросы, связанные с налогом на транспорт, регулирует глава 28 Налогового кодекса РФ. Однако данный налог имеет региональный характер. Поэтому плательщикам – особенно организациям – следует внимательно отслеживать изменения, которые происходят в законе о транспортном налоге соответствующего субъекта РФ.

Напомним, что каждый регион России вправе определять для своей территории:

  • ставку налога;
  • порядок и сроки перечисления (для юридических лиц);
  • налоговые послабления;
  • основания применения льгот.

Также см. «Транспортный налог за 2017 год: сроки уплаты».

На что обратить внимание

В конце июля 2017 года ФНС России в рамках своей аналитической работы подытожила результаты проверок по налогу на транспорт с 2014 по 2016 годы включительно. Это выразилось в 4-х видах нарушений, которые плательщики транспортного налога допускают чаще всего.

Анализ этих составов показывает, что основная причина нарушений – ошибки в расчёте транспортного налога и авансовых платежей по нему.

Также см. «Правила, порядок и формулы расчета транспортного налога в 2017 году».

Если говорить о попытках сокрыть от налоговой транспортные средства, то это становится практически невыполнимой задачей. Налоговики очень активно сотрудничают с органами госавтоинспекции. А значит – оперативно получают всю необходимую информацию.

Норма Налогового кодекса РФ, которая нарушена В чём заключается нарушение
П. 3 ст. 362 Неверное отражение декларации коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на плательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Подробно об этом мы писали в материале «Коэффициент Кв в декларации юрлиц по транспортному налогу в 2017 году».

П. 2 ст. 362 Нарушение правил применения повышающего коэффициента в отношении дорогостоящих автомобилей.

Подробно об этом мы писали в материале «Повышающий коэффициент транспортного налога в 2017 году».

П. 1 ст. 358

Ст. 359

Невключение в налоговую базу транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД, Гостехнадзора
Ст. 361 Неверное применение ставок налога, установленных региональными законами соответственно в зависимости от: ·          мощности двигателя; ·          тяги реактивного двигателя;

·          валовой вместимости транспорта в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя т/с, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Также см. «Главные нарушения по налогу на имущество 2017 года по версии ФНС».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.