Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

Как преодолеть новые сложности после заключения договора купли-продажи машины: советы автовладельцам

Подержанная машина продана, сделка заключена. Но даже после отчуждения этого движимого имущества бывший автовладелец может столкнуться с неприятностями, которых не ожидал. Новый владелец может вовремя не переоформить ТС, и все штрафы, которые назначаются в этот промежуточный период новому хозяину авто, будет оплачивать прежний.

И всё же закон позволяет невиновному лицу подать в автоинспекцию заявление, в котором он обязан разъяснить ситуацию. В подтверждение достаточно будет предоставить договор купли-продажи.

Наказание первое. Гражданина обяжут зарегистрировать авто принудительно.

Наказание второе. Если ТС не было поставлено на учет, а сроки минули, значит, придется уплатить штраф.

Наказание третье. Все штрафы, которые выписывались на имя старого владельца уже после совершения сделки, переоформят на нового.

Особое положение прежнего автовладельца

Допустим, договор купли-продажи уже оформлен юридически, причем по всем правилам. Но время идет, а машина всё не проходит перерегистрацию в ГИБДД. Тогда прежний автовладелец, продавший ТС, автоматически обретает следующие права.

Во-первых, он вправе потребовать признания договора купли-продажи таким, что утратил силу.

Во-вторых, гражданин может заявить, что его машина угнана. И тогда нового собственника привлекут к ответственности по статьям УК РФ. А виной всему — его же халатное отношение к обязанностям гражданско-правового характера.

Кроме того, нужно всегда помнить, что документы на право управления машиной следует иметь в салоне авто, а не держать их где-то на стороне. А еще требуется своевременно проходить техосмотр, продевать действие и водительских прав, и страховки.

Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля

Приобретение автомобиля – это не только приятное событие, но и требование соблюдать определенные правила его эксплуатации. И первая обязанность новоиспеченного автовладельца – постановка транспортного средства на регистрационный учет. Касается она как физических лиц, так и компаний, которые приобрели в собственность автомобиль.

Дата приобретения автомобиля

Сделка по приобретению автотранспортного средства предполагает оформление письменного договора. Данное соглашение будет рассматриваться основанием для постановки машины на учет.

На эту процедуру отводится 10 календарных дней с даты заключения соглашения о купле-продаже автомобиля (п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств, утв.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001).

Само требование постановки на учет ТС распространяется как на обычные машины, так и на более специфический автотранспорт определенного назначения с ограниченной скоростью передвижения, например, трактора или дорожно-строительный транспорт.

Регистрация ТС требуется, если оно приобретено для целей эксплуатации. Если, допустим, автомобиль приобретается компанией для последующей перепродажи, то в учете он не будет ничем отличаться от прочих товаров. В этом случае регистрировать его в ГИБДД или других инстанциях не требуется.

Штраф за несвоевременную постановку на учет

Пропуск выше упомянутого срока в 10 календарных дней со дня заключения договора купли-продажи чреват для нового владельца машины определенными последствиями. Это опять же актуально, как для физлиц, так и для компании. Разница будет лишь в сумме санкций за несвоевременную постановку на учет автомобиля.

Штраф в 2017 году для обычных граждан составляет 1500 — 2000 рублей, для должностных лиц – 2000 — 3500 рублей и для юридических лиц – 5000 – 10 000 рублей. Для индивидуальных предпринимателей штрафа не предусмотрено в силу того, что ИП ставят на учет автомобили, приобретенные в том числе и для деятельности, в качестве обычных граждан.

Проще говоря статус предпринимателя при регистрации ТС во внимание не принимается. Интересно, что штрафы за несвоевременную постановку на учет автомобиля имеют вполне определенный срок исковой давности

Интересно, что штрафы за несвоевременную постановку на учет автомобиля имеют вполне определенный срок исковой давности.

Так, привлечь к данному виду ответственности лицо можно лишь в течение двух месяцев после окончания срока, отведенного на регистрацию ТС (ст. 4.5 КоАП РФ).

Проще говоря, по прошествии двух месяцев и 10 дней с даты купли-продажи автомобиля, вынесение постановления о привлечении к ответственности за данное нарушение будет незаконным, и штрафа можно уже не опасаться.

Налоговые последствия несвоевременной постановки ТС на учет

Почему же так важен сам факт постановки на учет транспортного средства? Ответ прост. Именно с даты регистрации машины в соответствующих госорганах, а не с даты ее приобретения рассчитывается транспортный налог (ст. 357 НК РФ).

Рассчитывается он, как произведение трех множителей: мощности двигателя машины в лошадиных силах, заявленной в техническом паспорте, ставки налога и специального коэффициента Кв. Последний в свою очередь определяется исходя из соотношения полных месяцев, в течение которых автомобиль состоял на регистрационном учете, в течение года к 12 месяцам.

Таким образом отсрочка с исполнением обязанностей по постановке транспортного средства на учет чревата не только штрафными санкциями, предусмотренными Кодексом об административных правонарушениях.

Двухмесячная исковая давность, как по административному правонарушению, в данном случае не применяется.

«Безучетная» деятельность ОП

А вот за ведение деятельности ОП без постановки на учет теоретически налоговики оштрафовать могут. Штраф возможен, только если фирма:

  • вела деятельность, то есть начала работать, через ОП;
  • совсем не представила сообщение о создании ОП.

Если же сообщение о постановке на учет было подано, пусть и с просрочкой, но до того, как налоговики обнаружили признаки работы ОП, то квалифицировать допущенное нарушение как ведение деятельности без постановки на учет они не смогут . Ведь одно дело, когда вы просрочили постановку на учет, а другое — когда полностью игнорируете эту обязанность и контролеры это обнаружили. Поэтому максимум, что грозит фирме в такой ситуации, — штраф по п. 1 ст. 126 НК в сумме 200 руб.

Нередко налоговикам не удается доказать сам факт создания ОП и ведения через него деятельности. А это необходимое условие привлечения компании к ответственности. Например, налоговики вменяли в вину фирме то, что она строила детсад и не встала на учет в ИФНС по месту стройплощадки. В качестве доказательств они ссылались на подрядный договор, счета-фактуры и акты выполненных работ. Однако этих документов, по мнению суда, оказалось недостаточно для подтверждения создания ОП, ведь сами по себе они создание рабочих мест не подтверждают . К тому же организация привлекала к строительству субподрядчиков, а значит, если рабочие места и создавались, то субподрядчиком. В итоге позиция ИФНС была признана предположением .

Аналогичный вывод сделал и другой суд, когда в качестве доказательства создания ОП инспекция ссылалась на заключение договора аренды складских и офисных помещений и трудовых договоров с работниками, проживающими в местности нахождения этих помещений . По мнению суда, эти обстоятельства не говорят однозначно о возникновении ОП.

Также налоговый орган должен достоверно установить базу для штрафа, то есть сумму доходов, полученных фирмой через ОП . Если он не сделает этого, суд может отменить штраф . Так, например, был признан незаконным штраф, рассчитанный налоговиками исходя из… фонда зарплаты работников !

Однако локальных успехов в спорах с компаниями, не поставившими на учет свои ОП, налоговики все же добиваются. Речь идет об арбитражных судах в Северо-Кавказском округе .

Постановление 15 ААС от 23.08.2011 N 15АП-7650/2011. Пункт 2 ст. 11 НК РФ; ст. 209 ТК РФ. Статья 106 НК РФ; Постановление 4 ААС от 29.06.2012 N А10-5323/2011. Постановление 13 ААС от 14.02.2013 N А56-37487/2012. Пункт 2 ст. 116 НК РФ. Постановление ФАС МО от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500.

Постановка на учет: понятие, сроки

Поставка авто на учет — это регистрация транспортного средства на конкретного владельца, которая производится в отделении ГИБДД по месту фактического проживания, либо по месту постоянной регистрации. При постановке авто на учет, ему присваиваются персональные номерные знаки.

Обязательной процедуре регистрации автомобиля подлежат как автомобили, купленные в автосалоне у официального дилера, так и поддержанные авто, купленные на авторынке.

Согласно установленным нормам российского законодательства, постановка авто на учет в ГИБДД должна осуществиться в течение десяти суток с момента заключения договора купли-продажи и перехода автомобиля в собственность нового владельца.

В течение этого срока автомобилист должен также застраховать автомобиль, оформив полис обязательного страхования ОСАГО.

Перечень необходимых документов для постановки на учет нового и поддержанного автомобиля несколько отличается. Так, для постановки на учет авто, купленного в автосалоне необходимо подготовить следующий перечень документов:

  • Заполненное заявление о постановке ТС на регистрационный учет;
  • Договор купли-продажи авто;
  • Документ, удостоверяющий личность собственника ТС (российский паспорт);
  • Паспорт транспортного средства (ксерокопия и оригинал);
  • Транзитные номера;

Оформляются такие номера в автосалоне, котором транспортное средство приобретается.

Если постановку на учет осуществляет доверенное лицо собственника ТС, к основному перечню документов нужно приложить нотариально заверенную доверенность от его имени.

  • Страховой полис ОСАГО с не проставленными номерными знаками авто (оригинал + ксерокопия);
  • Документальное подтверждение досмотра на таможне, если авто привезено из-за границы;

Для постановки на учет авто с пробегом, необходимо подготовить следующий перечень документов:

  • Документ, удостоверяющий личность собственника ТС (российский паспорт);
  • Договор купли-продажи авто;
  • Паспорт транспортного средства (ксерокопия и оригинал);
  • Свидетельство о регистрации авто;
  • Страховой полис ОСАГО (прежнего владельца);
  • Страховой полис КАСКО (прежнего владельца);

Если постановку на учет осуществляет доверенное лицо собственника ТС, к основному перечню документов нужно приложить нотариально заверенную доверенность от его имени.

  • Номерные знаки прежнего владельца, если новый владелец хочет их поменять на другие;
  • Заполненное заявление о постановке ТС на регистрационный учет;

При покупке поддержанного автомобиля, с 2013 года необходимость в смене прежних номерных знаков у новых владельцев ТС отпадает. Исключением является ситуация, когда прежний владелец ТС желает оставить знаки себе.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение

Вид нарушения Штраф
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) 10 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую‑либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03‑02‑07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Как правильно поставить на учет

Для начала водителю нужно определиться, подлежит ли его ТС регистрации в органах ГИБДД.

Согласно п. 1 Приказа, регистрации подлежат автомобили и мотоциклы, имеющие двигатель объемом более 50 кубов и с максимально конструктивно предусмотренной скоростью более 50 км/ч.

Далее необходимо определить, куда следует обращаться. Согласно п. 6 Регламента, госуслуга «Государственная услуга по регистрации автомототранспортных… » предоставляется МВД России, а непосредственное предоставление — подразделениями Госавтоинспекции.

Затем потребуется определиться со способом подачи заявления и сопутствующих документов. Осуществить процесс можно, лично подав все бумаги, или же передав их в электронном виде через Госуслуги. Перечень необходимых документов указан в п. 15 Регламента.

Заявителю также нужно оплатить госпошлину (о ее размере — ниже в статье).

После приема заявления управомоченным сотрудником ГИБДД будут осуществлены административные процедуры, перечень которых приведен в п. 32.2, 32.4, 32.5, 32.6, 32.7, 32.8, 32.9.

Регламента, а именно:

  • проверка документов, направление межведомственных запросов (например, запрос отправляется в РСА с целью подтверждения выдачи такого-то полиса, сам полис можно не предоставлять — п. 17.5. Регламента);
  • осмотр ТС;
  • вынесение вердикта о регистрации или об отказе в регистрации (перечень оснований для отказа приведен в п. 24 Регламента);
  • оформление документов;
  • введение информации в АИС;
  • выдача СТС и ГРЗ.

Порядок уплаты штрафов

ИФНС вправе накладывать на налогоплательщиков денежные санкции за нарушения, перечисленные в НК РФ. К числу таких проступков относится несоблюдение сроков сдачи отчетности, неуплата налогов вовремя, отказ от предоставления налоговикам запрошенной информации, ошибки при совершении регистрационных процедур и т.д. Сумма штрафа указывается в решении или требовании, направляемом хозяйствующему субъекту.

Перечисление налогов, пеней и штрафов согласно решению ФНС производится отдельными платежками. Недопустимо объединять эти суммы в одном поручении.

Законодательство не обязывает компании совершать все перечисления в один день: налогоплательщик вправе разбить их на разные даты. Вначале рекомендуется выплатить недоимку, чтобы на нее не начислялись пени. Далее переводятся сами пени за все время просрочки. Последним можно направить штраф, главное – уложиться в сроки, указанные в выставленном требовании.

Ситуация 3. Гражданин ведет предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в ИФНС

Не исключено, что налоговики оштрафуют за «безучетную» деятельность гражданина, ведущего предпринимательскую деятельность , но не потрудившегося зарегистрироваться как ИП.

Примечание

По мнению Минфина, о предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, такие критерии, как :

— изготовление или приобретение имущества с целью извлечения прибыли от его использования или продажи;

— взаимосвязанность совершаемых гражданином сделок и устойчивые связи с контрагентами;

— наличие предпринимательского риска, то есть вероятность наступления событий, при которых продолжение бизнеса будет невозможно.

Если такие признаки в деятельности гражданина есть, Минфин настаивает на регистрации гражданина в качестве ИП.

Вот пример. Гражданин за 2 года оказал 120 физическим лицам услуги по оформлению сделок с недвижимостью в Росреестре. Налоговый орган, допросив часть клиентов бизнесмена и сотрудников регистрационного ведомства, пришел к выводу о том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации, и оштрафовал его по п. 2 ст. 116 НК РФ. И суд согласился с такой квалификацией .

Но насколько это правомерно? Строго говоря, в п. 2 ст. 116 НК РФ субъектами этого правонарушения названы организация и предприниматель. Предприниматель — это гражданин, зарегистрированный в установленном порядке . Регистрация в качестве ИП — это требование не налогового, а гражданского законодательства . Обязанности самостоятельно встать на налоговый учет в качестве предпринимателя НК не предусматривает. На такой учет бизнесмена ставят сами налоговики на основании сведений из ЕГРИП .

Поэтому, если гражданин не регистрируется как ИП, но при этом занимается бизнесом, он, конечно, нарушает законодательство, но точно не налоговое. И ответственность за это установлена КоАП . Основанием же для налогового штрафа может быть только нарушение налогового законодательства . А вот за неуплату НДС и НДФЛ такому бизнесмену, как вы понимаете, ответить придется. Ведь отсутствие статуса ИП не освобождает его от исполнения установленных НК обязанностей по уплате налогов .

Кстати, до начала сентября 2010 г., когда штраф за ведение деятельности без регистрации был установлен ст. 117 НК (утратила силу), один суд отменил штраф, наложенный на бизнесмена, не зарегистрированного как ИП. Суд установил, что гражданин был учтен в ИФНС как налогоплательщик — физическое лицо и ему был присвоен ИНН. Значит, и о ведении деятельности без постановки на налоговый учет речи нет .

Если налоговики наложили на вас штраф в такой ситуации, используйте и эти аргументы

Возможно, суд примет их во внимание

Примечание

Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации, если это причинило ущерб гражданам, организациям или государству в сумме 1 500 000 руб. и более или если он извлек доход в той же сумме. Санкции такие:

(или) штраф до 300 000 руб. или в размере зарплаты за период до 2 лет;

(или) обязательные работы на срок до 480 часов;

(или) арест на срок до 6 месяцев .

Пункт 1 ст. 2 ГК РФ. Письмо Минфина России от 16.08.2010 N 03-04-05/3-462. Апелляционное определение Ростовского облсуда от 12.04.2012 N 33-3865. Пункт 2 ст. 11 НК РФ. Пункт 1 ст. 23 ГК РФ. Пункт 3 ст. 83 НК РФ. Часть 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Пункт 6 ст. 1, ст. 106 НК РФ. Постановление ФАС СЗО от 17.07.2008 N А26-7488/2007. Часть 1 ст. 171, примечание к ст. 169 УК РФ.

Справедливость восторжествовала

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких‑либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сообщение подается по форме С-09‑3‑1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Форма 1‑6‑Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309‑КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308‑КГ15-13591).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.