Что должно содержать решение?
Согласно п. 2 ст. 89 НК РФ решение должно содержать:
полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (обратите внимание: в п. 5 ст
89 НК РФ указано, что налоговые органы не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период);
периоды, за которые проводится проверка (согласно п. 6 ст. 89 НК РФ ВНП не может продолжаться более 2 месяцев и быть продлена на срок более 6 месяцев);
должности, фамилии и инициалы проверяющих — сотрудников налогового органа.
В решении должно быть указано, кто из налоговых инспекторов является руководителем проверяющей группы. Именно руководитель организует работу группы, дает сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания (п. 1 Рекомендаций).
Рекомендации содержат указание привлекать сотрудников ОВД для участия в выездных налоговых проверках, например:
- при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС или акциза;
- при выявлении схем уклонения от уплаты налогов;
- при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства.
Если проверка проводится с участием сотрудников ОВД, в решении должны быть указаны также фамилия, имя, отчество, должность этих сотрудников (за исключением сотрудников ОВД, привлекаемых в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности).
Решение должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя налогового органа. В случае когда документ заверяет лицо, исполняющее обязанности руководителя или заместителя руководителя, в решении должны быть указаны его точная должность и фамилия. Если таких данных нет, нет подписи уполномоченного лица, решение незаконно.
Форма решения утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов (п. 2 ст. 89 НК РФ). На данный момент действует форма решения, утвержденная Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Что анализируется при выборе объекта проверки?
При выборе объекта для проведения ВНП анализируются финансово-экономические показатели его деятельности, в том числе:
- суммы исчисленных налоговых платежей и их динамика (уменьшение сумм — «сигнал тревоги»);
- суммы уплаченных налоговых платежей и их динамика — по каждому виду налога, сбора (полнота и своевременность перечисления);
- показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности (значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов, а также противоречия между сведениями, содержащимися в документах, и (или) несоответствие имеющейся информации — «сигнал тревоги»);
- факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.
Согласно п. 3 Приложения 1 к Концепции планирования в план ВНП в первую очередь включаются налогоплательщики, которые подозреваются в уходе от налогообложения или минимизации налоговых обязательств и (или) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности которых свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Решение по результатам проверки
При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения налогового правонарушения или отсутствия такового налоговики могут вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ): истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ в зависимости от результатов проверки, включая данные, полученные в рамках дополнительных мероприятий, руководитель налогового органа или его заместитель выносят решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в оном (Приложения 12 и 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
Решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, сведения о том, каким образом оно было установлено в ходе налоговой проверки, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие изложенное в решении, а также обстоятельства, отягчающие ответственность налогоплательщика. В решении необходимо указать статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности за совершенные налоговые правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также представить предложения об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, неуплаченного или не полностью уплаченного налога, суммы пеней, начисленных на дату вынесения решения за несвоевременную уплату налога.
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки, сведения о том, каким образом данное правонарушение было выявлено, документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства. Также указываются установленные в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение данного правонарушения. Кроме того, в решении должна быть ссылка на пункт ст. 109 НК РФ, исключающий привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Если инспектор отдела ВНП при проведении проверки выявит факт неуплаты или неполной уплаты налогов в бюджет, то в решении также указываются предложения об их уплате, а также об уплате соответствующей суммы пеней за несвоевременную уплату налога, начисленной на дату вынесения решения.
Следует отметить, если в решении налогового органа, принятом по результатам проверки, контролеры доначислили предпринимателю налог из-за нарушения, которое они не отразили в итоговой части акта ВНП, то решение в этой части признается недействительным. К такому выводу пришел ВАС РФ в Определении от 09.07.2008 N 8167/08. По результатам ВНП налогоплательщика был составлен акт, согласно которому налоговым органом вынесено решение о доначислении в том числе НДС. Основанием для такого доначисления послужило то, что «входной» НДС по одному из счетов-фактур налогоплательщик неправомерно принял к вычету, что и было отражено проверяющими в описательной части акта, однако в итоговой об этом не упоминалось ни слова.
В результате ВАС РФ пришел к выводу, что из-за такой ошибки налогоплательщик был лишен возможности подготовить соответствующие возражения по вменяемому ему правонарушению. В данном случае контролерами не были соблюдены положения п. 1 ст. 101 НК РФ, а именно: материалы проверки были рассмотрены без учета возражений, которые налогоплательщик мог бы представить.
Таким образом, судом был вынесен вердикт: решение налогового органа по результатам проверки в части доначисления НДС следует считать незаконным.
Способы вручения решения
По общим правилам копию решения, принятого по результатам проверки, контролеры должны вручить налогоплательщику (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком данного решения (п. 13 ст. 101 НК РФ).
Минфин по этому поводу сделал, по мнению автора, довольно смелое заявление (Письмо от 23.07.2008 N 03-02-07/1-309): решение налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ней, принятое по результатам проверки и направленное по почте заказным письмом, считается полученным налогоплательщиком на шестой день с даты отправки. Дошло оно до адресата или нет, значения не имеет.
Такое умозаключение чиновников вызвало недоумение не только у налогоплательщиков, но и у многих экспертов в области соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Следует отметить, что содержание данного Письма соответствует «лучшим» традициям разъяснений контролирующих органов: отсутствие каких-либо четких обоснований своей позиции. Сославшись на п. 13 ст
101 НК РФ, финансисты не посчитали нужным обратить внимание на ключевой момент данной нормы: вручить налогоплательщику копию решения, принятого по результатам проверки, способом, свидетельствующим о дате его получения (например, лично передать предпринимателю под расписку). При этом основным кирпичиком в фундаменте позиции Минфина стала фраза: Налоговым кодексом не установлен специальный срок, в течение которого налогоплательщику должна быть вручена копия такого решения
Действительно, направить решение по почте действующим законодательством не запрещено, но в этом случае днем его получения должна считаться реальная дата получения, а не предполагаемая.
Справедливости ради отметим, что до 01.01.2007 в п. 5 ст. 101 НК РФ (в предыдущей редакции) было прописано: при отправке решения налогового органа заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки. Но именно для гарантий прав налогоплательщиков данное положение при помощи законодателей кануло в Лету.
В этой связи стоит упомянуть о довольно любопытном, по мнению автора, Письме Минфина России от 02.06.2008 N 03-02-08-12. Разъясняя порядок вручения налогоплательщику решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, чиновники почему-то решили отождествить п. 13 ст. 101 НК РФ с иными нормами Налогового кодекса, регулирующими порядок вручения других документов налоговых органов (п. 3 ст. 46 , п. 5 ст. 68 , п. 6 ст. 69 , п. 5 ст. 100 НК РФ). В перечисленных нормах сказано о том, что в случае направления того или иного документа налогового органа по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки. Все бы ничего, но действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности применения этих норм по аналогии
Поэтому в силу его незаконности данное Письмо не следует принимать во внимание
Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке. Требование об уплате налога. Акт налоговой проверки.
Для обжалования в судебном порядке в запасе предпринимателя есть три месяца с того дня, как он узнал о таком решении налогового органа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Таким образом, если налоговики будут при определении срока для обжалования решения руководствоваться предполагаемой датой вручения, то налогоплательщик вообще может поплатиться денежными средствами, не увидев решения, принятого по результатам проверки. Благо суды не разделяют мнения чиновников по данному вопросу и отсчитывают трехмесячный срок для обжалования решения налогового органа с того дня, когда налогоплательщик реально получил решение, принятое по результатам проверки, или хотя бы узнал о нем из других источников (Постановление ФАС УО от 18.06.2008 N А60-30746/07). Получается, что шансы на успешное разрешение данной ситуации у предпринимателя есть, а значит, и есть смысл в обращении в судебные инстанции для отстаивания своих интересов.
Может ли налогоплательщик самостоятельно оценить степень риска?
Налогоплательщик может самостоятельно оценить, является ли он объектом пристального внимания налоговых органов, выявить и вовремя исправить допущенные ошибки. Рассмотрим наиболее актуальные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков :
Все критерии самостоятельной оценки рисков указаны в п. 4 Приложения 1 к Концепции планирования.
- Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). В Приложении 3 к Концепции планирования приведен пример расчета налоговой нагрузки начиная с 2006 г. Нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
- В бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки в течение 2 календарных лет и более (налоговый орган может не учитывать убытки за 2008 г. в числе 2 лет при наличии доказанных объективных причин).
- В налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.
- Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Данный критерий относится ко всем организациям, применяющим общий режим налогообложения и уплачивающим налог на прибыль.
- Налогоплательщик без объективных причин не представляет пояснения после уведомления налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) не представляет запрашиваемые документы, уничтожает их. Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между имеющимися у налогового органа сведениями, налогоплательщик в течение 5 дней обязан представить необходимые пояснения. Налоговые органы вправе вызывать его для дачи соответствующих пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Обязанность налогоплательщика представить запрашиваемые документы обусловлена также пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ: в течение 4 лет он обеспечивает сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
- Уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно (на 10% и более) отклоняется от уровня рентабельности для сферы деятельности налогоплательщика по данным статистики. Расчет рентабельности по основным видам экономической деятельности начиная с 2006 г. приведен в Приложении 4 к Концепции планирования.
Однако следует учесть, что при планировании объектов для ВНП налоговые органы могут руководствоваться и другими признаками, посчитав их свидетельствами нарушения налогового законодательства. При оценке показателей налоговый орган анализирует возможность извлечения необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Заключение
Подготовка к проведению ВНП является важным этапом контрольного мероприятия
Руководителю учреждения в первую очередь нужно обращать внимание на так называемые факторы налогового риска, своевременно выявлять и устранять их, при этом он может получить помощь от налоговых органов. А если ВНП уже начинается, то следует помнить, что документальная фиксация нарушений, допущенных проверяющими, может стать хорошей доказательной базой при обращении в суд
Фиксацию можно оформить в виде акта о нарушении, докладных записок и т.д. Главное — знать, на что обращать внимание.
С.П.Фролов
Эксперт журнала
«Руководитель бюджетной организации»