Порядок организации проверки и оформления результатов проверки
Порядок организации проверки
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя органа гос. или муниципального контроля (надзора).
Проверка может проводиться только должностным лицом/ми, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя органа контроля (надзора).
В распоряжении или приказе руководителя указываются: наименование органа гос. или муниципального контроля (надзора), должности и ФИО должностных лиц, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов; наименование, адрес юр. лица; цели, задачи, предмет проверки и срок проведения; правовые основания проведения проверки; перечень мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению контроля; перечень документов, необходимых к получению от юр. лица; даты начала и окончания проведения проверки.
Порядок оформления результатов проверки
По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах.
К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственных сред, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юр лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Юр. лица вправе вести журнал учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Юр. лицо, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган гос. или муниципального контроля (надзора) в письменной форме возражения.
Меры, принимаемые должностными лицами органа контроля (надзора) в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки:
- — выдать предписание юр. лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, ОС, объектам культурного наследия, безопасности государства, имуществу физ. и юр. лиц, гос. или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных ФЗми;
- — принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
- — если при проведении проверки установлено, что деятельность юр. лица, эксплуатация зданий, строений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (работы, услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда или такой вред причинен, орган контроля (надзора) обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юр. лица в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юр. лиц любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 777 “О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств” (документ не вступил в силу)
3 июня 2020
В соответствии с частью 9 статьи 221 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
2. Реализация полномочий, предусмотренных , утвержденным настоящим постановлением, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации в 6-месячный срок со дня принятия настоящего постановления разработать и утвердить:
индикаторы риска нарушения обязательных требований операторами технического осмотра транспортных средств;
порядок оформления заданий уполномоченным должностным лицам органа государственного контроля (надзора) на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами технического осмотра и их содержание, а также оформления результатов проведения таких мероприятий.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 мая 2020 г. N 777
Правила проведения осмотра
Статья 93 НК РФ устанавливает определенные правила, требования, основания, а также порядок и сроки проведения осмотра помещений, зданий, жилого дома, магазина, комнаты и иного недвижимого имущества.
Осмотр территорий и сооружений начинается с основания, которое сможет подтвердить правомерность намерений налогового инспектора. Составление данного основания для осмотра имущества входит в обязанности налогового сотрудника.
Особенности осмотра зданий и сооружений предусматривают, что данная процедура должна проходить при обязательном присутствии понятых, выступающих в качестве свидетелей. В роли данных свидетелей могут выступать любые физические лица, не заинтересованные в результатах осмотра.
Помимо этого, установленные особенности осмотра, действующий порядок и правила предусматривают, что помимо понятых, в процедуре осмотра могут участвовать официальные представители организации, в отношении которой осуществляется данная проверка, а также специалисты, которые были приглашены налоговой инспекцией.
Заключительным этапом процедуры всегда является акт осмотра, который, в обязательном порядке, составляется и подписывается уполномоченным лицом. В нем указываются все важные сведения: задачи осмотра, особенности осмотра и дата его проведения, порядок, способы и допустимые сроки и т.д.
Акт осмотра также будет включать в себя и нарушения, которые были выявлены в ходе осмотра зданий, сооружений и иного недвижимого имущества. Статья 93 НК РФ устанавливает, что акт осмотра является главнейшим документом, при отсутствии которого все результаты проведенной процедуры будут считаться недействительными.
Особенности осмотра
Осмотр налоговыми органами, как юридическая процедура, может иметь свои особенности, виды и установленные правила. Важным документом здесь будет являться протокол осмотра. Его оформление входит в компетенцию налогового инспектора, осуществляющего данную проверку.
Протокол осмотра должен включать в себя все виды сведений, так или иначе относящихся к данной проверке.
Например, дата составления протокола и проведения проверки, название организации, в отношении которой она осуществляется, сведения о правовом основании данной процедуры, а также иные нюансы, которые будут иметь важное значение. Помимо этого, протокол должен отразить и данные о самом налоговом инспекторе – его ФИО, должность
Касаемо объектов проверки – о них должно быть кратно описано в документе. Протокол должен быть подписан абсолютно всеми лицами, которые принимали непосредственное участие в данной процедуре, включая приглашенных специалистов и официальных представителей юридического лица – организации, учреждения, предприятия и т.д.
Заключительным пунктом протокола всегда является описание результатов, полученных в ходе осуществленной проверки, с указанием нарушений, если таковые имеются.
Налоговым инспектором не могут быть использованы доказательства, найденные в результате проверки, в том случае, если данные доказательства были добыты незаконным путем, с нарушением установленных норм и порядка проведения осмотра.
Доказанный факт данных нарушений влечет за собой полное аннулирование всех результатов проведенного осмотра.
Результат осмотра – протокол
Результаты осмотра оформляются протоколом. По строго установленным требованиям. Согласно статьи 99 Налогового кодекса.
Протокол осмотра подписывают все лица, принимавшие участие в осмотре. Включая представителя налогоплательщика и понятых.
Если у вас есть замечания к процедуре осмотра вы их указываете в специальном разделе «Замечания к протоколу». В этом разделе мало места, поэтому если возражения будут объемными, излагаете их на отдельном листе. А в разделе к протоколу укажите, что замечания представлены на отдельном листе.
К протоколу должны быть приложены все полученные при осмотре материалы — фотографии, видеозаписи, копии отснятых налоговиками документов.
Протокол осмотра, проведенного с нарушениями, является недопустимым доказательством согласно пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса и части 3 статьи 63 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Можно спорить о неправомерности его приобщения к материалам налоговой проверки. И при досудебном рассмотрении ее результата, и в судебных разбирательствах.
Но если кроме спорного протокола осмотра, у налоговиков будут иные доказательства ваших правонарушений — вряд ли решающую роль в судебном споре сыграет порочный протокол осмотра.
Правила проведения осмотра и оформление его результатов
Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.
В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.
Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении 14 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:
- Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
- В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
- его наименование;
- место и дата составления протокола;
- время начала и окончания осмотра;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
- сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
- сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
- подробное описание результатов осмотра.
Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.
Нарушения при осмотре
Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства результаты осмотра (протокол осмотра)? Осмотр проведен с нарушением требований законодательства (например, без участия понятых).
Ответ: нет, не вправе.
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ определены правила проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и порядок оформления протокола осмотра (ст. 99 НК РФ). Нарушение указанных норм дает основания полагать, что результаты осмотра (протокол осмотра) получены с нарушением Налогового кодекса РФ. Следовательно, инспекция не вправе использовать их в качестве доказательства при рассмотрении материалов налоговой проверки. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. Так, суды не признают результаты осмотра (протоколы осмотра) в качестве доказательств при рассмотрении материалов налоговой проверки, если инспекция:
– провела осмотр без участия понятых (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Московского округа от 24 июля 2009 г. № КА-А41/6959-09, от 20 апреля 2009 г. № КА-А41/2243-09, от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07, Поволжского округа от 17 февраля 2009 г. А55-9574/2008, Северо-Западного округа от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34);
– провела осмотр с участием одного понятого, о чем свидетельствует единственная подпись понятого в протоколе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г. № А21-409/2007, от 29 ноября 2006 г. № А56-58556/2005, от 2 ноября 2006 г. № А56-15090/2006);
– привлекла в качестве понятых заинтересованных лиц – сотрудников инспекции или работников проверяемой организации (см., например, определение ВАС РФ от 21 ноября 2007 г. № 15627/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. № А05-419/2007, от 6 июня 2007 г. № А21-7086/2006, от 27 марта 2007 г. № А05-9810/2006-34, Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-4058/2007(35465-А46-27));
– внесла исправления в протокол, которые не заверены подписями понятых (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 ноября 2004 г. № А79-3216/2004-СК1-3262);
– не оформила протокол осмотра (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 января 2008 г. № КА-А41/14543-07).
Кто пишет акт обследования объекта
Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек. Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов. Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.
Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.
Обзор документа
Установлен порядок технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений ЛЭП объектов электроэнергетики (кроме АЭС).
По общему правилу освидетельствование проводится по истечении нормативного срока службы (для зданий и сооружений — срока эксплуатации). Приведен список объектов освидетельствования. Конкретные позиции и периодичность освидетельствования определяются для каждого объекта электроэнергетики владельцами.
Также владельцы должны утвердить годовые и перспективные графики освидетельствования на срок не менее 5 лет, образовать комиссию по освидетельствованию, утвердить формы документов, подтверждающих проведение мероприятий в рамках освидетельствования, и итоговых документов, формируемых по результатам работы комиссии.
Для основного технологического оборудования и ЛЭП электрических станций и сетей со значением индекса технического состояния от 0 до 26 в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора.
Приведен образец акта освидетельствования.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня опубликования.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: