В случае приостановления проверки для привлечения эксперта контролеры должны соблюдать процедуру проведения экспертизы
Приостановить выездную проверку налоговики вправе с целью проведения экспертизы документов (п. 9 ст. 89 НК РФ). Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Как правило, налоговики назначают экспертизу с целью выявления подлинности документа в целом или его конкретных реквизитов .
О тонкостях выявления подделки документов см. также в статье «С помощью каких способов налоговики выявляют, что первичный документ подделан» // РНК, 2013, N 5, с. 80.
Кроме того, привлечение эксперта возможно, если необходимо восстановить документ, уточнить рыночную стоимость товаров, работ или услуг, определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства, а также определить, какие ремонтно-строительные работы (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция) были выполнены (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 N А57-4045/08 и от 09.09.2008 N А57-365/08-33).
Если компания узнает о проведенной экспертизе только из акта проверки, то результаты экспертизы являются недействительными, а доказательства — недопустимыми. Ведь по правилам п. 9 ст. 95 НК РФ заключение эксперта предъявляется проверяемой компании. Последняя в свою очередь имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Следовательно, лишение возможности постановки дополнительных вопросов эксперту, назначения дополнительной или повторной экспертизы является основанием для признания результатов такой экспертизы недопустимым доказательством (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 02.02.2012 N А19-6680/10, Поволжского от 07.04.2011 N А65-14124/2010 и Северо-Кавказского от 24.12.2010 N А32-2900/2010-12/63 округов).
Суды не согласны с привлечением специалистов вместо экспертов. Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 08.12.2011 N А40-65585/11-129-280 отметил, что между специалистом и экспертом есть существенное различие: специалист не проводит исследований и не дает заключений, он только содействует проведению налогового контроля. Его мнение в отличие от заключения эксперта не имеет доказательственного значения.
Такими доводами руководствуются большинство арбитров. В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2009 N А56-58081/2008 указал, что частное мнение специалиста, участвовавшего в проведении ремонтных работ, не является экспертизой и не содержит детальных сведений о характере работ по ремонту станка. В связи с этим заключение специалиста суд в качестве доказательства не принял. Ведь без проведения экспертизы показания свидетелей, в том числе и указанного специалиста, сами по себе не могут являться достаточными доказательствами. Аналогичные доводы содержатся в Постановлении ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А57-365/08-33.
Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?
Во время «паузы» в аудите налоговая прекращает изымать документы у проверяемого субъекта. Ему возвращают все подлинные бумаги, кроме документации, полученной при выемке. Также в данный период сотрудники налоговой не проводят никаких контрольных мероприятий на территории налогоплательщика.
Четкая регламентация сроков приостановления выездной налоговой проверки дает налогоплательщику определенные гарантии. После возобновления аудита у него должна быть возможность вести деятельность в том же режиме и взаимодействовать с партнерами на тех же условиях.
Если бы сроки не были регламентированы, и налоговая инспекция вмешивалась в работу предприятия на протяжении длительного времени своей проверкой и продолжительной паузой в ней, правовое положение бизнеса непременно бы пошатнулось, и создалась серьезная угроза для успешной финансовой деятельности.
Приостановка проверок до 1 мая: кого коснется?
Глава Правительства России М.Мишустин 18 марта 2020 года издал поручение, в соответствии с которым федеральные органы власти должны приостановить до 1 мая назначение:
- проверок, проводимых на основании Закона «О защите прав юрлиц и ИП» от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
- выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок.
Исключение — проверки на основании данных о рисках вреда жизни и здоровью граждан, проверки вследствие чрезвычайных ситуаций, а также проверки, по итогам которых хозяйствующий субъект должен получить то или иное разрешение, лицензию, аккредитацию.
Таким образом, проверки прекратят в отношении всего бизнеса (малого, среднего, крупного) в случае, если их проводят федеральные структуры.
В соответствии с поручением, которое подписал Мишустин, приостановка проверок уже начатых тоже предусмотрена. В поручении сказано, что в срок до 20 марта 2020 года федеральные органы власти должны рассмотреть вопрос о приостановлении уже назначенных мероприятий (подп. «а» п. 3 Поручения). Также федеральные органы должны были до 20 марта представить в Минэкономразвития сведения о количестве фактически приостановленных проверок и далее сообщать об их количестве еженедельно.
В свою очередь ФНС издала приказ о приостановке проверок от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, в соответствии с которым:
- До 1 мая 2020 г. в отношении всех налогоплательщиков (в том числе налоговых агентов, плательщиков страхвзносов и сборов) текущие выездные проверки приостанавливаются, а новые запрещаются. Это касается любых мероприятий, которые включает налоговая проверка.
- Приостановка по счетам в банках операций прекращена до 1 мая для субъектов, внесенных в реестр МСП (отдельный приказ ФНС № ЕД-20-8/32@ от 25.03.2020).
- Инспекторам предписано исключить проведение контрольных мероприятий, предусматривающих непосредственный контакт с налогоплательщиками (работниками и представителями хозяйствующих субъектов).
- Запрещено также лично вызывать людей на собеседования в налоговые органы, приходить на территорию фирм на инвентаризации, выемки и т.п.
- Инспекторам предписано проводить действия, предусмотренные ст. 101 и 101.4 НК РФ (то есть, выносить решения и реагировать на налоговые нарушения) с использованием дистанционных каналов связи.
Таким образом, если проводится выездная налоговая проверка, приостановка ее обязательна.
Налоговики до 1 мая 2020 года не будут проводить проверки соблюдения законодательства о применении ККТ и о валютных операциях (кроме случаев, когда срок давности привлечения к ответственности истекает до 01.06.2020). При этом, если такие проверки уже начаты, то дальнейшие действия по ним инспекторам предписано производить в режиме дистанционного взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
Можно также отметить, что:
- до 1 мая будут приостановлены проверки Счетной палатой (а до 1 июня 2020 г. не будут назначаться новые);
- с 19 марта по 10 апреля 2020 г. ФАС России приостанавливает проверки и рассматривает дела дистанционно;
- на неопределенный срок приостановлены Банком России проверки кредитных и некредитных финансовых организаций, а запланированные проверки перенесены на срок после 1 июля.
Постановление (поручение) о приостановке проверок, опубликованное Правительством, содержит рекомендацию, адресованную региональным и муниципальным властям — также прекратить назначение проверок до 1 мая и приостановить уже начатые. Вполне можно говорить о том, что органы власти на уровне субъектов РФ и местные власти к этой рекомендации прислушались. Так, например, было приостановлено проведение проверок:
При этом, из нормативного акта региона или муниципалитета не всегда однозначно следует, что инициирована приостановка плановых проверок (или внеплановых), которые уже начаты. Но во всех случаях, так или иначе, отменяются предстоящие проверки.
Продолжительность приостановки
Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.
Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.
К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.
Приостановка проверок: что надо делать бизнесу?
ИП и компаниям, прежде всего нужно выяснить, действует ли на уровне региона или муниципалитета правило о том, что проверки, которые уже начаты, подлежат приостановлению. Нормативные акты, того или иного уровня принимаются сейчас в авральном режиме и могут просто не быть качественно проработаны из-за недостатка времени у отвечающих за их составление специалистов. Тем более, что сейчас идет крайне непредсказуемая «нерабочая неделя» и для властей и для бизнеса.
Но что касается федеральных органов власти, то здесь все довольно однозначно. Многими ведомствами уже осуществлена приостановка выездных проверок, если речь не идет об исключениях, что прописаны в Поручении премьера от 18 марта 2020г. При необходимости предприятие может направлять в проверяющие органы запросы о вероятных дальнейших действиях после 1 мая.
Что касается деятельности одного из главных «проверяющих» — ФНС, то на уровне конкретных регионов данным ведомством могут быть введены механизмы налогового контроля, не имеющие отношения собственно к проверкам. В их числе — мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов с использованием аналитических инструментов и взаимодействие с налогоплательщиками в режиме онлайн.
Таким образом, приостановка налоговых проверок не означает отсутствие внимания налоговиков к деятельности бизнеса вообще. За работой компаний и ИП, за их налоговой дисциплиной, так или иначе, будут следить. Правомерно говорить о том, что и другие проверяющие структуры будут вести схожую «мониторинговую» деятельность. Но каких-либо юридически значимых предписаний в период до 1 мая федеральные власти выносить все же не смогут в силу невозможности инициировать, а во многих случаях и завершить проверки. Региональные и местные надзорные органы с высокой вероятностью будут в таком же положении, поскольку им рекомендовано организовать работу по принципам федеральных структур.
Срок приостановки выездной налоговой проверки
Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.
В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.
Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!
Москва: +7 (499) 938-49-02
Петербург: +7 (812) 467-39-58
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453
На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.
Основания приостановки
Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:
- Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
- Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
- Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
- Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.
То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.
ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя
Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.
Последствия приостановки
Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:
- Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
- Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
- Инспектор больше не может требовать документы у компании.
- Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
- Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
- Не выполняется осмотр площади и документов.
- Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.
На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.
Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:
- Неопределенность статуса.
- Угроза стабильности финансового положения фирмы.
- Затруднения при планировании операций.
- Нарушение кредитоспособности.
- Проблемы в отношениях с контрагентами.
То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.