Налоговая тайна: содержание
Налоговый кодекс признает содержанием налоговой тайны не все сведения, оказавшиеся в распоряжении госорганов. В ст. 102 НК РФ приведен список исключений, отталкиваясь от которого определяют, какую информацию включает налоговая тайна.
Итак, содержанием налоговой тайны являются:
-
данные из первичной бухгалтерской документации налогоплательщика;
-
данные из налоговых деклараций;
-
закрытая финансовая документация
-
документы о движении активов;
-
личная информация работников;
-
коммерческая тайна;
-
прочая информация о налогоплательщиках, не перечисленная в исключениях.
Не являются налоговой тайной:
-
название, ИНН и реквизиты компании;
-
данные о налоговом режиме;
-
данные о среднесписочной численности сотрудников;
-
другая информация, приведенная в ст. 102 НК РФ как исключение.
Налогоплательщик может сам определить, в отношении каких сведений соблюдение режима налоговой тайны сохранить, а какие данные сделать общедоступными.
Получение доступа к налоговой тайне
Для получения доступа к налоговой тайне надо направить запрос. Также должны быть соблюдены некоторые условия. Запрос выполняется на фирменном бланке с обозначением нужных реквизитов, поскольку это официальное письмо. Отправить его можно электронной почтой, курьером или Почтой России.
В письме обязательно должна быть подпись руководства организации. Электронная документация заверяется ЭЦП. В запросе должна быть ссылка на нормативно-правовой акт или другой документ, который подтверждает право передачи конфиденциальных данных. Нужно обозначить цель получения информации с указанием определенных документов, например, судебных постановлений.
Если при запросе не выполнено хоть одно условие, может быть отказ в предоставлении данных. Ответ поступает в бумажном или электронном виде, все зависит от технических возможностей.
Ответственность за разглашение
К рассекречиванию налоговой тайны можно отнести применение информации лицом, получившим ее, либо ее последующая передача третьим лицам.
Все данные, которые хранятся в базах налоговых структур, должны иметь особо строгий режим доступа и хранения. Это является необходимой мерой, так как потеря документов, содержащих указанную информацию, либо передача их другим лицам влечет за собой ответственность, мера которой предусмотрена в российском законодательстве.
Передача информации, относящейся к налоговой тайне, по официальному запросу от судебных органов или органов следствия не будет считаться нарушением закона.
В статье №102 НК РФ предусматривается два различных вида нарушения конфиденциальности по отношению к секретным сведениям:
- необоснованное разглашение информационных данных лицами, получившими к ним допуск вследствие осуществления своей прямой профессиональной деятельности;
- утеря документации, в которой содержатся подобные сведения.
В прямой зависимости от степени полученного ущерба и конкретной ситуации, существуют три вида ответственности, которую несет лицо или организация, по вине которой произошло разглашение:
- материальная — по статье №1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (возмещение материального ущерба физическому или же юридическому лицу происходит из средств государственного бюджета);
- административная — на виновное лицо или организацию накладывается административное взыскание в виде денежного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
- уголовная — по статье №183 УК России (данная ответственность предусматривает лишение лица свободы на общий срок от 3 до 5 лет после оценки тяжести нанесенного ущерба).
Ответственность за разглашение налоговой тайны
За разглашение налоговой тайны предусматривается:
-
административная ответственность по ст. 13.13 КоАП;
-
материальная ответственность по ст. 1069 ГК РФ;
-
уголовная ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ.
Административное наказание предполагает штраф до 5 000 рублей для физлица, разгласившего конфиденциальные сведения, и до 1 000 рублей для виновного физического лица.
Когда виновным в разглашении признан сотрудник госорганов, на котором лежит обязанность соблюдать режим тайны, материальный ущерб потерпевшему возмещают за счет бюджета.
Если разглашение привело к значительному ущербу для владельца тайны, виновному придется отвечать по Уголовному кодексу.
К преступления в отношении налоговой тайны относят:
-
подкуп — получение информации за материальное вознаграждение;
-
похищение — завладение данными путем грабежа, кражи и т.д.;
-
угроза — присвоение информации с помощью шантажа или угрозы физическим насилием и т.д. в отношении владельца налоговой тайны.
К ч. 1 ст. 183 УК РФ относят преступления незначительной степени тяжести. Это незаконное получение и разглашение сведений, которое не причинило налогоплательщику значительного вреда.
Наказанием за них служит:
-
штраф в размере до 500 000 рублей;
-
исправительные работы на срок до 1 года;
-
принудительные работы на срок до 2 лет;
-
лишение свободы на срок до 2 лет.
По ч. 2 ст. 183 УК РФ отвечают за распространение без согласия налогоплательщика сведений, отнесенных к налоговой тайне
При этом не важно, получил виновный материальную выгоду или передал сведения бесплатно
За такие преступления предусмотрены:
-
штраф до 1 млн рублей;
-
исправительные работы на срок до 2 лет;
-
принудительные работы сроком до 3 лет;
-
лишение свободы на срок до 3 лет.
Важно: если виновный в разглашении наказан штрафом, с ним расторгают трудовой договор и вводят запрет на работу в определенных должностях сроком до трех лет. Ч
3 ст. 183 УК РФ определяет наказание за те же преступления, что первые две, но характеризующиеся более тяжкими последствиями и наличием злого умысла
Ч. 3 ст. 183 УК РФ определяет наказание за те же преступления, что первые две, но характеризующиеся более тяжкими последствиями и наличием злого умысла.
Тяжкими последствиями считается причинение крупного ущерба потерпевшему из-за утраты информации: реальные финансовые или имущественные потери, упущенные возможности по получению дохода.
Эта часть ст. 183 УК РФ устанавливает следующее наказание:
-
штраф в размере до 1,5 млн рублей и лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности;
-
принудительные работы на срок до 5 лет;
-
лишение свободы на срок до 5 лет.
В ч. 4 ст. 183 НК РФ установлены виды ответственности за тяжкие преступления при отягчающих обстоятельствах. К ним относят нарушения, совершенные повторно, преступления с применением физического насилия. Наказание в данном случае зависит от последствий для владельца налоговой тайны.
Наказанием за такие правонарушения являются:
-
принудительные работы сроком до 5 лет;
-
лишение свободы на срок до 7 лет.
Помимо наказания непосредственно за разглашение налоговой тайны, сотрудники госорганов могут быть привлечены к ответственности за халатность, которая привела к утечке. Если такое деяние или бездействие стали причиной крупного ущерба налогоплательщику, за них предусмотрена ответственность по ст. 293 УК РФ.
Важно: потери и убытки налогоплательщиков из-за халатности должностных лиц, которые не соблюдали режим налоговой тайны, должны быть возмещены в полном объеме из федерального бюджета в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, ст
35 и 103 НК РФ.
18 Ноября 2019
2198
Комментарии для сайта Cackle
Налоговый контроль как информационный процесс
Первый и основной источник информации о налоговых обязательствах (полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога) — налоговая отчетность налогоплательщика. Этот источник информации является также окончательным, поскольку используется, пока не доказана его недостоверность. Второй, дополнительный источник — первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, сведения из которых формируют налоговую отчетность. Эти сведения служат для проверки информации, полученной из первого источника.
Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, первичных документах, регистрах бухгалтерского и налогового учета и в бухгалтерской отчетности, достоверно отражают фактические результаты реальной экономической деятельности налогоплательщика, а его действия, совершенные в рамках гражданского законодательства и имеющие своим результатом предусмотренные законодательством о налогах и сборах последствия, не имеют характер злоупотребления правом. Эта презумпция достоверности документов налогоплательщика предполагает, что полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике относятся к налоговой тайне, если не установлена их недостоверность.
Что не подходит под это понятие?
Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:
-
Общедоступная информация. При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
- фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
- дату и место его рождения;
- номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
- информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.
Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:
- как полное, так и сокращенное наименование;
- форма организационной собственности;
- фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
- общая структура компании;
- доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).
Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.
- Сведения об ИНН. ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
- Информация об имеющихся нарушениях, имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
- Информация о результатах проведенной налоговой проверки. Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
- Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
- Информация, отправляемая органам местного самоуправления. Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.
Лица, обязанные хранить налоговую тайну
Согласно определению налоговой тайны ее режим устанавливается с момента получения налоговой службой, а также органами внутренних дел, внебюджетным фондом, таможенным органом, их должностными лицами сведений о налогоплательщике и далее в отношении данной информации.
Должностные лица органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных проверках. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу России в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами, в том числе о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ).
Относительно государственных внебюджетных фондов отметим, что они не выступают непосредственно субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Статья 34.1 НК РФ, ранее устанавливающая полномочия органов государственных внебюджетных фондов в налоговых отношениях, в настоящее время утратила силу , однако ст. 243 Кодекса предусматривает представление налогоплательщиками в ПФР и ФСС РФ отчетности по ЕСН. Таким образом, в отсутствие общих полномочий государственные внебюджетные фонды в настоящее время все же не лишены возможности непосредственно получать информацию о налогоплательщиках.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ.
Как было отмечено, в п. 2 ст. 102 НК РФ установлен более широкий по сравнению с данным в п. 1 этой статьи определением налоговой тайны перечень субъектов, на которых лежат обязанности по ее сохранению. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговой службой, органами внутренних дел, внебюджетными фондами и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. Представляется, что дополнительное включение в этот перечень экспертов и специалистов, которые участвуют в проведении конкретных действий в рамках налогового контроля на основании п. 1 ст. 95 и п. 1 ст. 96 НК РФ, продиктовано стремлением законодателя обеспечить сохранность налоговой тайны лицами, являющимися вторичными пользователями конфиденциальной информации, получившими ее от первичных пользователей.
Сведения о налогоплательщике, полученные непосредственно самим экспертом и (или) специалистом в процессе налогового контроля (например, в ходе проверки), в силу определения налоговой тайны к ней не относятся. Но эксперт и (или) специалист не имеют права разглашать полученную в процессе проверки от должностного лица налогового либо таможенного органа информацию, которая составляет налоговую тайну.
Отметим, что должностными лицами органов внутренних дел, экспертами и специалистами перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, потенциально способных получить сведения о налогоплательщике, не ограничивается. К ним также относятся:
- Минфин России и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (сведения о налогоплательщике могут стать им известны в рамках дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах);
- переводчики;
- понятые;
- избирательные комиссии.
Никаких требований конфиденциальности к информации о налогоплательщике, полученной указанными лицами, законодательство о налогах и сборах не содержит. Необходимо признать наличие пробела в законодательном регулировании. Отсутствие упоминания таких лиц в перечне субъектов, обязанных не разглашать налоговую тайну, исключает саму возможность передачи конфиденциальных сведений этим лицам от налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, экспертов и специалистов, т.е. первичных и вторичных пользователей данной информации.
На практике упомянутый пробел несколько нивелируется лишь в отношении переводчиков — включением в договор условия о неразглашении ими сведений о налогоплательщике. Напомним, что переводчики для проведения конкретных действий в рамках налогового контроля привлекаются на договорной основе (п. 1 ст. 97 НК РФ).
Что к ней относится?
Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика. Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации. Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.
По данным законодательства к ее содержимому относятся:
- данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
- информация обо всех официальных доходах или расходах;
- информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
- задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
- личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.
Последние изменения законодательства касательно данного вопроса разобраны на следующем видео:
Является ли бухгалтерский баланс налоговой тайной?
Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.
Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.
Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.
12 Ноября 2019
2947
Комментарии для сайта Cackle