Понятие и сущность налоговой политики на предприятии

Как дополнить учетную политику

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ). Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/240, от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

Ситуация: можно ли внести изменения (дополнения) в учетную политику для целей налогового учета при реорганизации в форме присоединения? После этого организация стала вести новую деятельность, которой раньше занимались присоединенные организации.

Да, можно.

Изменения в учетную политику вносят в двух случаях:

если организация меняет выбранный метод учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

если вносят поправки в законодательство о налогах и сборах – не ранее даты, когда изменения вступают в силу.

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности (ст. 313 НК РФ).

При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а реорганизованная организация приобретает права и обязанности присоединенной (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизованная организация может начать заниматься деятельностью присоединенных организаций, которую она раньше не вела. В этом случае организация обязана определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета принципы и порядок отражения этих видов деятельности. Как только завершится реорганизация, надо внести в учетную политику изменения, связанные с налогообложением новых операций.

Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность или получит лицензию на ведение нового вида деятельности (письма Минфина России от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136, от 24 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/889).

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей

При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации

Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Признаки «белой» схемы

                Признак                               ПримерНалоги только максимально отложены по  Создание резерва по сомнительнымсрокам уплаты, а обязанность уплаты    долгамэтих налогов четко признаетсяСоблюдаются разумные пределы           Выплата компенсаций за использованиеналоговой оптимизации                  личного имущества в служебных целях                                       (автомобиль, вычислительная техника                                       и пр.)Выбор методов предоставлен законом     Выбор порядка списания расходов на                                       ремонт: по факту или через резервФорма совпадает с содержанием          Договор аренды в целях сокрытия                                       выручки не должен оформляться как                                       договор о совместной деятельностиЦели, которые налогоплательщик         Цель должна содержать несколькопреследует при осуществлении           направлений: не только уменьшениехозяйственной деятельности,            налогов, но и повышениемногообразны (доктрина деловой цели)   эффективности управления затратами,                                       рост прибыли

Процесс минимизации в примитивном изложении знаком многим. Он состоит в следующем. Например, разработанная структура финансово-хозяйственных взаимоотношений не позволяет предприятию максимально экономить на налогах. Издается устное распоряжение руководства. В целях снижения налоговой нагрузки предприятие начинает использовать документы фиктивных поставщиков, подпись на которых ставят люди, не знающие о сомнительности операции (кладовщики, бригадиры).

Если же требуется подпись первых лиц, то возникает экстремальная, рисковая ситуация, поскольку такие действия противозаконны. В результате желаемая подпись может быть поставлена на основании письменного приказа руководства или без него. Наличие служебной записки о несогласии главного бухгалтера ставить свою подпись, о которой вскользь упоминается в бухгалтерском законодательстве, — большая редкость на практике.

Если предприятие отражает в учете затраты, имеющие сомнительный характер, имеются высокие риски возникновения проблем с налоговой инспекцией.

Любое предприятие хочет использовать рискованный способ налоговой оптимизации, оно старается максимально подстраховаться. Существует оптимальный способ снижения рисков.

Шаг 1. Перечислить налоги по максимуму.

Шаг 2. Подать уточненную декларацию, объяснив причину снижения сумм налогов.

Шаг 3. Дождаться отказа инспекции вернуть излишне уплаченный налог и обжаловать его в суде:

  • если налогоплательщик прав, то инспекция вернет налог с компенсацией по ставке рефинансирования или зачтет в счет будущих платежей;
  • если же суд примет сторону налоговиков, то компания будет избавлена от пеней и штрафов.

Так по крайней мере можно спланировать денежные ресурсы, необходимые для уплаты налогов. Иначе доначисление может быть произведено, как обычно, в самый, что называется, неподходящий момент.

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

вы решили поменять ранее выбранный метод учета;

меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);

проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);

формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.

При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).

Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов. Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год. Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях

Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Документирование

Процесс налогового планирования в каждой компании устроен по-разному. Для этого создается специальная служба, или данные функции передаются в качестве дополнительной нагрузки главному бухгалтеру. Иногда оптимизацией налогов занимается финансовый или даже сам генеральный директор, в идеальном варианте — специалист по налоговому планированию.

Самым простым документом является налоговый календарь на предстоящий год и в перспективе на два (три) года, рекомендуемый Федеральной налоговой службой.

Если предприятие функционирует в регионе, то можно воспользоваться региональным налоговым календарем. Таким образом, за основу опять же могут быть взяты готовые формы. Однако предприятий, которые начисляют все налоги, предусмотренные в этих календарях, крайне мало. Поэтому желательно составить свой календарь налогов, который увязывается с процессами по формированию платежных документов.

При наличии информации о плановой выручке и затратах в календаре может быть отражена не только дата платежа, но и плановая сумма. Позже эти сведения понадобятся при анализе динамики налоговой нагрузки на предприятии, что позволит сделать выводы об эффективности налогового планирования.

Зная фактически полученные доходы и начисленные налоги, можно проанализировать результаты проведения оптимизационных мероприятий или спланировать таковые на будущий период.

Эффективность налогового планирования в компании можно охарактеризовать следующим образом: если коэффициент эффективности, определяемый как отношение переменных налогов к выручке, по сравнению с коэффициентом эффективности, равным отношению постоянных налогов к выручке, изменился незначительно, то налоговое планирование в фирме требует доработки.

Если компания представляет собой холдинговую структуру, то налоговая нагрузка предприятий, занимающихся производством, торговлей или услугами, по сути, не может быть сравнима между собой, поскольку разные виды деятельности имеют свои специфические особенности относительно применения системы налогообложения и приоритетов в затратной части (напомним, различают фондо-, трудо-, материалоемкие предприятия).

И.А.Киселева

Налоговый консультант

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.