Измененные счета бухгалтерского учета с 2019 года
Изменения, связанные с учетом финансовых инструментов
Изменены счета финансовых активов (инвестиций) и обязательств в связи с изменением классификации их в новом стандарте МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
В новом стандарте финансовые активы, в зависимости от характеристики денежных потоков и бизнес-модели компании по управлению этими активами, разделены на три категории:
-
Финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости. К этой категории относятся финансовые активы, которые используются компанией исключительно для получения денежных средств в виде выплат процентов и основной суммы долга. Например, к этой категории можно отнести выданные займы, ссуды и пр. Учитываются на счетах 1110, 2010 нового плана счетов
-
Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.К этой категории относятся финансовые активы, цель приобретения которых не только получение денежных потоков, в форме выплаты долга и процентов, но и продажа актива. В группу могут входить так же инвестиции в долевые инструменты, если инвестиция не предназначена для торговли. Для учета активов предназначены счета 1120 и 2020.
-
Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль/убыток. К этой категории относятся финансовые активы, которые не относятся к двум предыдущим категориям. Обычно это финансовые активы, предназначенные для продажи. В новом плане счетов для их учета используются счета 1130, 2030.
Доходы и расходы по обесценению разделены на следующие категории:
- Доходы/расходы связанные с обесценением финансовых активов (счет 7470/6280);
- Доходы/расходы связанные с обесценением дебиторской задолженности (счет 7440);
- Доходы/расходы связанные с обесценением нефинансовых активов (счета 7420/6240).
- Финансовые обязательства по амортизированной стоимости (счета 3010, 3060, 4010)
- Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток (счета 3020, 3070, 4020)
Прочие изменения
Кроме данных изменений, также изменяются иные коды счетов. В таблице приведены некоторые часто используемые в учете счета.
Счет |
Текущий код счета |
Новый код счета с 2019 года |
---|---|---|
Прочие денежные средства |
1060 |
1080 |
Краткосрочные вознаграждения к получению |
1270 |
1150 |
Прочая краткосрочная дебиторская задолженность |
1280 |
1270 |
Прочие краткосрочные активы |
1630 |
1750 |
Краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников |
3030 |
3040 |
Краткосрочные вознаграждения к выплате |
3380 |
3050 |
Прочая краткосрочная кредиторская задолженность |
3390 |
3380 |
Долгосрочные вознаграждения к выплате |
4160 |
4050 |
Прочая долгосрочная кредиторская задолженность |
4170 |
4160 |
Итоговая прибыль (итоговый убыток) |
5610 |
5710 |
Таким образом, с 2019 года, для отражения хозяйственных операций в учете, необходимо применять новый Типовой план счетов, утвержденный Приказом № 877.
Полезно!
Проект данного приказа ранее размещался на сайте Открытые НПА:
Минфин планирует утвердить новый план счетов бухгалтерского учета (уже в этом году)
Новый счет
Согласно инструкции по применению Плана счетов, компания может по согласованию с Минфином вводить дополнительные синтетические счета.
На практике организации обращаются в Минфин, чтобы согласовать введение счетов бухучета.
По статистике за последние 10 лет было более 20 таких запросов.
Поступали предложения ввести отдельные синтетические счета:
- для долгосрочных финансовых вложений;
- долгосрочных расчетов с покупателями и заказчиками;
- долгосрочных расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- ликвидированных скважин;
- паевого имущества;
- расчетов с негосударственными учреждениями;
- расчетов по торговым автоматам.
В 2018 году Минфин рассматривал обращения по поводу:
- синтетического счета «Криптовалюты»;
- забалансового счета «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Вот как Минфин принимает решение, нужны ли дополнительные счета. Его специалисты разбираются:
- о каком объекте идет речь;
- действительно ли в Плане счетов отсутствует счет для такого объекта;
- каковы основные операции с ним.
Как правило, Минфин запрашивает у организации дополнительные материалы.
СОВЕТ
В процессе подготовки таких материалов организации часто сами приходят к выводу, что интересующие их объекты можно учитывать на существующих синтетических счетах. Чтобы решить возникший вопрос, обычно достаточно открыть дополнительный субсчет или аналитический счет. А для этого не нужно согласие Минфина.
Иногда Минфин дает согласие на то, чтобы организация применяла новый счет. Если обе стороны приходят к выводу, что для объекта необходим специальный синтетический счет. Тогда определяют характер новой синтетической позиции. Необходимо понимать:
- место нового счета в системе синтетических счетов;
- его характеристики с точки зрения экономического содержания, назначения и структуры;
- соотношение с другими счетами.
После решения этих вопросов Минфин дает согласие на применение нового синтетического счета.
По обращениям организаций План счетов дополняли дважды:
- в 2010 году согласовали забалансовый синтетический счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»;
- в 2012 году – балансовый синтетический счет 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».
Обзор документа
Минфин России утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора на 2019-2021 гг.
Перенесены сроки принятия и вступления в силу некоторых новых стандартов.
Дополнительно запланирована корректировка стандартов «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах».
Предусмотрена разработка нового федерального стандарта «Государственная (муниципальная) казна».
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Малые предприятия и аудит
Ситуация | Решение |
Максимальный размер доходов для малых предприятий увеличили до 800 млн руб. в год. Однако критерии для обязательного аудита не поменяли. Это в т. ч. выручка более 400 млн рублей. | Этот лимит увеличат. Госдума приняла законопроект, который предусматривает освобождение малых предприятий от обязательного аудита годовой бухотчетности. |
Ситуация | Решение |
Все ли малые предприятия смогут не проводить аудит? | Нет. Освобождение не коснется тех малых предприятий, которые относятся к категории общественно значимых организаций. В частности, это эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
В интересах пользователей бухотчетности и надежности информации на финансовом рынке они по-прежнему будут обязаны проводить аудит годовой отчетности. Это же относится к консолидированной финансовой отчетности, а также специальным случаям, определенным федеральными законами. |
Новые счета бухгалтерского учета с 2019 года
В Типовой план счетов добавлены новые счета для учета:
- Электронных денег — счет 1070 «Учет электронных денежных средств»;
- Производных финансовых инструментов — счет 1140 «Производные финансовые инструменты»;
- Дополнительно оплаченного капитала – группа счетов 5400 «Дополнительно оплаченный капитал».
- Активов в форме права пользования (в соответствии с новым стандартом МСФО 16 «Аренда»), их амортизации и обесценения – счета 2440, 2450, 2460 для ОС и счета 2760, 2770, 2780 для НМА.
- Активов и обязательств по договорам (в соответствии с новым стандартом МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»), а так же учета затрат по договорам, их амортизации и обесценения — счета 1730 и 2940-2980.
Полезно!
Про отмену обязательных форм бухотчетности
Теперь, что касается изменения бухгалтерской отчетности.
В качестве обязательных Федеральный закон о бухучете определил состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Относительно её форм, то законодательство говорит лишь об их образцах. А они, по мнению Минфина, воплощают лучший подход к построению отчетов. Им необходимо следовать в практической деятельности.
Но согласно приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н, организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Аналогично они самостоятельно принимают решения о содержании пояснений в отчетности.
Таким образом, действующие правила нацеливают на представление отчетности в такой форме, которая:
- максимально соответствует характеру деятельности и управления организацией;
- обеспечивает наиболее полное и полезное для заинтересованных пользователей раскрытие финансового положения и финансовых результатов деятельности.
Также см. «Финансовый отчёт об экономических ресурсах организации и их использовании».
В том, что компании используют единые образцы форм отчетности есть свои плюсы. Так, потребность в формализованной (обязательные бланки) отчетности возрастает по мере расширения применения современных информационных технологий.
С 2020 года Минфин планирует переход к «одному окну» представления годовой бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс. Это предполагает, что все организации используют единые форматы отчетности.
Кроме того, образцы форм отчетности полезны для тех организаций, которые не имеют возможности самостоятельно разрабатывать их. В первую очередь это малый бизнес.
Новые способы учёта при аренде
Проект бухгалтерского стандарта по аренде предусматривает 2 способа учета:
- первый – арендатор признает право пользования активом;
- второй – арендатор учитывает арендные платежи в расходах.
С точки зрения отчета о финансовых результатах речь идет, в принципе, об одном и том же. При аренде объекта арендатор признает в бухучете соответствующие расходы. Разница в том:
- в каком порядке это делать;
- как классифицировать расходы;
- какова техника их учета.
Разница между этими способами очевидна:
Арендатор признает право пользования активом | Арендатор учитывает арендные платежи в расходах |
Признаёт актив и обязательство | Не признаёт |
Расход арендатор признаёт в форме амортизационных отчислений и процентов по обязательству | Расход – арендные платежи |
Все платежи арендатора отражают как погашение кредиторской задолженности | Приводят, как правило, к возникновению дебиторской задолженности |
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Как исправлять первичку
Проект бухстандарта по документообороту предусматривает только один вариант исправления бумажной первички – зачеркнуть неверное и указать правильное.
Оказывается, разработчики руководствовались следующим. За первичный учетный документ отвечает конкретный работник, который его оформил. В случае его исправления нужно видеть как первоначальные ошибочные, так и исправленные сведения. Недопустимо, чтобы в бухгалтерском архиве было 2 документа, оформляющих один и тот же факт хозяйственной жизни.
По нашей информации, данному вопросу в ходе общественного обсуждения проекта стандарта было много предложений. Минфин рассматривает их и не исключено, что разрешить не только зачёркивать неверное.