План счетов бухгалтерского учета на 2019 — 2020 годы

Измененные счета бухгалтерского учета с 2019 года

Изменения, связанные с учетом финансовых инструментов

Изменены счета финансовых активов (инвестиций) и обязательств в связи с изменением классификации их в новом стандарте МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

В новом стандарте финансовые активы, в зависимости от характеристики денежных потоков и бизнес-модели компании по управлению этими активами, разделены на три категории:

  • Финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости. К этой категории относятся финансовые активы, которые используются компанией исключительно для получения денежных средств в виде выплат процентов и основной суммы долга. Например, к этой категории можно отнести выданные займы, ссуды  и пр. Учитываются на счетах 1110, 2010 нового плана счетов

  • Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.К этой категории относятся финансовые активы, цель приобретения которых не только получение денежных потоков, в форме выплаты долга и процентов, но и продажа актива. В группу могут входить так же инвестиции в долевые инструменты, если инвестиция не предназначена для торговли. Для учета активов предназначены счета 1120 и 2020.

  • Финансовые активы, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль/убыток. К этой категории относятся финансовые активы, которые не относятся к двум предыдущим категориям. Обычно это финансовые активы, предназначенные для продажи. В новом плане счетов для их учета используются счета 1130, 2030.

Доходы и расходы по обесценению разделены на следующие категории:

  • Доходы/расходы связанные с обесценением финансовых активов (счет 7470/6280);
  • Доходы/расходы связанные с обесценением дебиторской задолженности (счет 7440);
  • Доходы/расходы связанные с обесценением нефинансовых активов (счета 7420/6240).
  • Финансовые обязательства по амортизированной стоимости (счета 3010, 3060, 4010)
  • Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток (счета 3020, 3070, 4020)

Прочие изменения

Кроме данных изменений, также изменяются иные коды счетов. В таблице приведены некоторые часто используемые в учете счета.

Счет

Текущий код счета

Новый код счета с 2019 года

Прочие денежные средства

1060

1080

Краткосрочные вознаграждения к получению

1270

1150

Прочая краткосрочная дебиторская задолженность

1280

1270

Прочие краткосрочные активы

1630

1750

Краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников 

3030

3040

Краткосрочные вознаграждения к выплате

3380

3050

Прочая краткосрочная кредиторская задолженность

3390

3380

Долгосрочные вознаграждения к выплате

4160

4050

Прочая долгосрочная кредиторская задолженность

4170

4160

Итоговая прибыль (итоговый убыток)

5610

5710

Таким образом, с 2019 года, для отражения хозяйственных операций в учете, необходимо применять новый Типовой план счетов, утвержденный Приказом № 877.

Полезно!

Проект данного приказа ранее размещался на сайте Открытые НПА:

Минфин планирует утвердить новый план счетов бухгалтерского учета (уже в этом году) 

Новый счет

Согласно инструкции по применению Плана счетов, компания может по согласованию с Минфином вводить дополнительные синтетические счета.

На практике организации обращаются в Минфин, чтобы согласовать введение счетов бухучета.

По статистике за последние 10 лет было более 20 таких запросов.

Поступали предложения ввести отдельные синтетические счета:

  • для долгосрочных финансовых вложений;
  • долгосрочных расчетов с покупателями и заказчиками;
  • долгосрочных расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • ликвидированных скважин;
  • паевого имущества;
  • расчетов с негосударственными учреждениями;
  • расчетов по торговым автоматам.

В 2018 году Минфин рассматривал обращения по поводу:

  • синтетического счета «Криптовалюты»;
  • забалансового счета «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Вот как Минфин принимает решение, нужны ли дополнительные счета. Его специалисты разбираются:

  • о каком объекте идет речь;
  • действительно ли в Плане счетов отсутствует счет для такого объекта;
  • каковы основные операции с ним.

Как правило, Минфин запрашивает у организации дополнительные материалы.

СОВЕТ

В процессе подготовки таких материалов организации часто сами приходят к выводу, что интересующие их объекты можно учитывать на существующих синтетических счетах. Чтобы решить возникший вопрос, обычно достаточно открыть дополнительный субсчет или аналитический счет. А для этого не нужно согласие Минфина.

Иногда Минфин дает согласие на то, чтобы организация применяла новый счет. Если обе стороны приходят к выводу, что для объекта необходим специальный синтетический счет. Тогда определяют характер новой синтетической позиции. Необходимо понимать:

  • место нового счета в системе синтетических счетов;
  • его характеристики с точки зрения экономического содержания, назначения и структуры;
  • соотношение с другими счетами.

После решения этих вопросов Минфин дает согласие на применение нового синтетического счета.

По обращениям организаций План счетов дополняли дважды:

  • в 2010 году согласовали забалансовый синтетический счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»;
  • в 2012 году – балансовый синтетический счет 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Обзор документа

Минфин России утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора на 2019-2021 гг.

Перенесены сроки принятия и вступления в силу некоторых новых стандартов.

Дополнительно запланирована корректировка стандартов «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах».

Предусмотрена разработка нового федерального стандарта «Государственная (муниципальная) казна».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Малые предприятия и аудит

Ситуация Решение
Максимальный размер доходов для малых предприятий увеличили до 800 млн руб. в год. Однако критерии для обязательного аудита не поменяли. Это в т. ч. выручка более 400 млн рублей. Этот лимит увеличат. Госдума приняла законопроект, который предусматривает освобождение малых предприятий от обязательного аудита годовой бухотчетности.
Ситуация Решение
Все ли малые предприятия смогут не проводить аудит? Нет. Освобождение не коснется тех малых предприятий, которые относятся к категории общественно значимых организаций. В частности, это эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В интересах пользователей бухотчетности и надежности информации на финансовом рынке они по-прежнему будут обязаны проводить аудит годовой отчетности. Это же относится к консолидированной финансовой отчетности, а также специальным случаям, определенным федеральными законами.

Новые счета бухгалтерского учета с 2019 года

В Типовой план счетов добавлены новые счета для учета:

  • Электронных денег — счет 1070 «Учет электронных денежных средств»;
  • Производных финансовых инструментов — счет 1140 «Производные финансовые инструменты»;
  • Дополнительно оплаченного капитала – группа счетов 5400 «Дополнительно оплаченный капитал».
  • Активов в форме права пользования (в соответствии с новым стандартом МСФО 16 «Аренда»), их амортизации и обесценения – счета 2440, 2450, 2460 для ОС и счета 2760, 2770, 2780 для НМА.
  • Активов и обязательств по договорам (в соответствии с новым стандартом МСФО 15 «Выручка по договорам с покупателями»), а так же учета затрат по договорам, их амортизации и обесценения — счета 1730 и 2940-2980.

Полезно!

Про отмену обязательных форм бухотчетности

Теперь, что касается изменения бухгалтерской отчетности.

В качестве обязательных Федеральный закон о бухучете определил состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Относительно её форм, то законодательство говорит лишь об их образцах. А они, по мнению Минфина, воплощают лучший подход к построению отчетов. Им необходимо следовать в практической деятельности.

Но согласно приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н, организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Аналогично они самостоятельно принимают решения о содержании пояснений в отчетности.

Таким образом, действующие правила нацеливают на представление отчетности в такой форме, которая:

  • максимально соответствует характеру деятельности и управления организацией;
  • обеспечивает наиболее полное и полезное для заинтересованных пользователей раскрытие финансового положения и финансовых результатов деятельности.

Также см. «Финансовый отчёт об экономических ресурсах организации и их использовании».

В том, что компании используют единые образцы форм отчетности есть свои плюсы. Так, потребность в формализованной (обязательные бланки) отчетности возрастает по мере расширения применения современных информационных технологий.

С 2020 года Минфин планирует переход к «одному окну» представления годовой бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс. Это предполагает, что все организации используют единые форматы отчетности.

Кроме того, образцы форм отчетности полезны для тех организаций, которые не имеют возможности самостоятельно разрабатывать их. В первую очередь это малый бизнес.

Новые способы учёта при аренде

Проект бухгалтерского стандарта по аренде предусматривает 2 способа учета:

  • первый – арендатор признает право пользования активом;
  • второй – арендатор учитывает арендные платежи в расходах.

С точки зрения отчета о финансовых результатах речь идет, в принципе, об одном и том же. При аренде объекта арендатор признает в бухучете соответствующие расходы. Разница в том:

  • в каком порядке это делать;
  • как классифицировать расходы;
  • какова техника их учета.

Разница между этими способами очевидна:

Арендатор признает право пользования активом Арендатор учитывает арендные платежи в расходах
Признаёт актив и обязательство Не признаёт
Расход арендатор признаёт в форме амортизационных отчислений и процентов по обязательству Расход – арендные платежи
Все платежи арендатора отражают как погашение кредиторской задолженности Приводят, как правило, к возникновению дебиторской задолженности

Сфера применения

План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.

Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.

Как исправлять первичку

Проект бухстандарта по документообороту предусматривает только один вариант исправления бумажной первички – зачеркнуть неверное и указать правильное.

Оказывается, разработчики руководствовались следующим. За первичный учетный документ отвечает конкретный работник, который его оформил. В случае его исправления нужно видеть как первоначальные ошибочные, так и исправленные сведения. Недопустимо, чтобы в бухгалтерском архиве было 2 документа, оформляющих один и тот же факт хозяйственной жизни.

По нашей информации, данному вопросу в ходе общественного обсуждения проекта стандарта было много предложений. Минфин рассматривает их и не исключено, что разрешить не только зачёркивать неверное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.