Минфин рассказал, как облагать ндфл и взносами компенсацию расходов на однодневную командировку

Письмо Минфина России от 24 января 2018 г. N 03-04-09/3551 Об НДФЛ с компенсации, выплачиваемой военнослужащим за дополнительные сутки отдыха

13 апреля 2018

Вопрос

Об НДФЛ с компенсации, выплачиваемой военнослужащим за дополнительные сутки отдыха.

Ответ

Минфин России рассмотрел запрос о проверке конституционности положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части обложения налогом на доходы физических лиц денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим за каждые положенные дополнительные сутки отдыха, и сообщает следующее.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Вместе с этим следует учитывать, что закрытый перечень установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в пункте 3 статьи 217 Кодекса.

Таким образом, пункт 3 статьи 217 Кодекса, по мнению Минфина России, раскрывает понятие компенсаций, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, используемое в пункте 1 данной статьи, и содержит перечень освобождаемых от налогообложения компенсационных выплат, выплачиваемых по различным основаниям.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса об обложении налогом на доходы физических лиц денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим за каждые положенные дополнительные сутки отдыха, следует учитывать позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 № 11-П, в части отсутствия в действующем законодательстве системной классификации выплат и компенсаций, производимых физическим лицам, а также неопределенности положений статьи 217 Кодекса, содержащей перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.

По мнению Минфина России, до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах неопределенность положений статьи 217 Кодекса не может служить основанием для обложения налогом на доходы физических лиц денежной компенсации в размере денежного содержания, выплачиваемой военнослужащим за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ.

В настоящее время в Минфине России ведется работа по систематизации и уточнению положений статьи 217 Кодекса с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 N 11-П.

Вышеизложенная позиция согласована с Полномочным представителем Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Барщевским М.Ю.

Заместитель Министра финансовРоссийской Федерации И.В. Трунин

Налогообложение доходов в ситуации, когда местом работы сотрудника является другое государство

На основании п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный:

  • для налоговых резидентов РФ — как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами;
  • для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ.

Для целей налогообложения вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Минфин в Письме от 15.07.2015 N 03-04-06/40525 рассмотрел вопрос об исполнении организацией обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплате доходов гражданам Республики Беларусь за выполнение дистанционной работы на ее территории.

Чиновники указали: поскольку в данном случае физические лица выполняют работу на территории иностранного государства, получаемое ими вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Что касается обязанности налогового агента, финансисты обратили внимание на п. 2 ст

226 НК РФ: исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ). В случае если физические лица — получатели доходов являются налоговыми резидентами РФ, применяются положения пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ, в соответствии с которыми физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, производят исчисление, декларирование и уплату НДФЛ самостоятельно по завершении налогового периода.

Учитывая приведенные нормы, Минфин сделал вывод: в отношении доходов сотрудников организации в виде заработной платы, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ. При этом если такие лица не являются налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, то их доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по трудовым договорам о дистанционной работе с учетом п. 2 ст. 209 НК РФ не признаются объектом обложения НДФЛ в РФ.

Отметим, что Минфин и ранее придерживался аналогичного мнения (см. Письма от 28.06.2012 N 03-04-06/6-183, от 10.05.2012 N 03-04-06/6-132, от 15.10.2012 N 03-04-06/4-302, от 23.11.2011 N 03-04-06/6-317 и др.).

Похожие разъяснения были представлены финансовым ведомством в отношении обложения НДФЛ доходов нерезидентов РФ, работающих по гражданско-правовым договорам, в частности вознаграждений физических лиц — граждан Республики Беларусь, выполняющих работу по таким договорам на ее территории.

В Письме от 27.07.2015 N 03-04-06/42985 Минфин рассмотрел ситуацию, когда организация заключила с гражданином Республики Беларусь гражданско-правовой договор на выполнение работы на территории Республики Беларусь. Чиновники подтвердили: если лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору не являются объектом обложения НДФЛ.

Также вопросы обложения НДФЛ доходов граждан Республики Беларусь, выполняющих дистанционную работу на ее территории, в том числе в виде среднего заработка, сохраняемого на периоды командировок и отпуска, компенсации за досрочное расторжение трудового договора, пособия по временной нетрудоспособности, рассмотрены в Письмах Минфина России от 04.08.2015 N N 03-04-06/44849, 03-04-06/44852, 03-04-06/44855, 03-04-06/44857.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу обложения НДФЛ денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

В силу НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо учитывать позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2016 г. N 11-П, в части отсутствия в действующем законодательстве системной классификации выплат и компенсаций, производимых физлицам, а также неопределенности положений норм НК РФ, содержащих перечень доходов, освобождаемых от налогообложения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.