Представление резидентами уполномоченным банкам форм учета и отчетности по валютным операциям, а также подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
^
Являющиеся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»), физическими лицами (по договорам займа с нерезидентами), физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, резиденты в целях учета валютных операций по внешнеторговым контрактам и осуществления контроля за их проведением, при осуществлении валютных операций обязаны оформлять документы, связанные с исполнением внешнеторговых договоров (контрактов), договоров займа и представлять их в уполномоченный банк в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция № 181-И).
В случаях, установленных Инструкцией № 181-И, резиденты представляют в уполномоченный банк установленные ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ документы, связанные с проведением операций, с учетом требований к таким документам, установленных ч. 5 ст. 23 Закона № 173-ФЗ, а также справку о подтверждающих документах, являющуюся единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
За нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций налагается административная ответственность, установленная ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
ст. 15.25 КоАП РФ
- на срок не более чем на 10 дней;
- на срок более чем на 10 дней, но не более чем 30;
- на срок не более чем на 30 дней.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций налагается административная ответственность, установленная ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Какая требуется отчетность?
Лица, в зависимости от типа валютных операций, сдают следующие виды отчетности:
- Если организации или физические лица зачисляют иностранную валюту на транзитный расчетный счет или списывают иностранную валюту со счета, то им необходимо предоставить следующие документы в уполномоченный банк: справку о валютных операциях, а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Инструкция Банка России также устанавливает сроки предоставления данной справки: при зачислении средств – до 15 дней, при списании – одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
- Паспорт сделки. Банк России устанавливает необходимость оформления паспорта сделки в случае заключения договоров, контрактов, соглашений резидентов с нерезидентами, предусматривающих осуществление валютных операций (). Оформление паспорта сделки также требует предоставление в уполномоченный банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций в рамках данной сделки. Обычно, отделы валютного контроля уполномоченных банков напрямую работают с клиентами, осуществляющими валютные операции, что значительно облегчает предоставление отчетности по ним и решение иных административных вопросов.
Паспорт сделки также требует закрытия, в случаях исполнения всех обязательств по договору, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в случаях внесения изменений в него, благодаря которым ведение паспорта сделки больше не требуется. Подробный порядок закрытия паспорта сделки описан в .
Что такое валюта?
Валютой принято называть любые государственные платежные средства, которые могут иметь вид монет, кроме выполненных из драгоценных металлов, банкнот или казначейских бумаг, и подкрепляются финансовыми обязательствами и золотым запасом определенной державы. В зависимости от принадлежности к стране гражданства определенного индивида, валюты подразделяются на:
- национальную – являющуюся средством расчета внутри государства, гражданином которой является плательщик;
- зарубежную – представляющую собой средства взаиморасчетов, принятые в любой другой, по отношению к государству гражданства, стране.
В зависимости от способов совершения расчетов между субъектами рыночных и гражданских взаимоотношений, денежные средства подразделяются на:
- Наличные – представляющие собой овеществленную на бумаге или металле валюту, выполненную по принятому образцу и выпущенную государственным банком той или иной державы.
- Безналичные – олицетворяемые разнообразными платежными средствами, при которых для произведения оплаты требуется обращение к финансовому учреждению, являющемуся держателем банковского счета и оплачивающему требования продавца при наличии у покупателя достаточного количества средств.
Наличные платежные средства могут быть не государственными, представляя из себя ценные бумаги, выпущенные организацией или частным лицом, являющихся эмитентом. Подобные средства расчетов дают право на получение доли имущества, доходов или денежных средства субъекта, выпустившего их в оборот.
Куда обращать по факту выявления злодеяния?
В зависимости от характера совершенного противоправного деяния, обращаться следует в органы правопорядка, а именно:
- в полицию, если выявлено фальшивомонетчество, подделка ценных бумаг или иных платежных средств;
- в прокуратуру, если имеются подозрения на совершение экономических преступлений, требующих проведения проверки экономической деятельности организации или частных субъектов.
Способ обращения в органы правосудия не может носить анонимный характер, так как на основании заявлений подобного плана не проводятся проверки и не заводятся уголовные дела. Подавать заявление следует, указав заявителя, а выполнить это можно непосредственно придя в отделение по месту проживания или отправив по почте. Если выбранный орган правосудия не правомочен рассматривать определенное дело, то заявление будет передано по инстанциям в компетентную службы или управление Министерства внутренних дел.
Помните за любые незаконные схемы и денежные махинации предусмотрена своя статья. Будьте честны перед собой и государством!
Особенности валютных преступлений
Своеобразие преступлений, связанных с обращением валютных и иных платежных средств, заключается в их прямом попадании в обиход и воздействие на рынок, а также косвенное влияние на стабильность экономики страны и благосостояние населения. Уменьшая объем ликвидных средств расчетов на внутреннем рынке, злоумышленники, практикующие незаконные действия с различными ценностями, тем самым снижают внутренний валовый продукт государства. В свою очередь, ВВП определяет фактическую стоимость национальной валюты, которая обесценивается, вызывая инфляцию, снижение покупательской способности граждан и ухудшение их уровня жизни.
Таким образом, преступления, совершаемые на рынке обращения валют, при торговле сырьевыми ресурсами, с драгоценными материалами и камнями, а также в процессе фондовой торговли, следует рассматривать, как общественно опасное явление, направленное не на одного или группу лиц, а в отношении всего социума. То есть, особенность таких нарушений закона заключается в том, что все население страны, а в глобальном смысле всех государств, является потерпевшим от действий преступников.
Прямое поступление платежных средств в обращение является еще одной специфической чертой, которая позволяют злоумышленникам уходить от ответственности за незаконные валютные операции, в силу несвоевременного выявления подделок или иных противоправный действий.
Причины привлечения общества к административной ответственности
Общество «ТК Северный проект» было создано в 2010 году. На протяжении 7 лет его единственным участником и директором был Кузьмин Д.В. В июне 2015 г. в одном из архангельских филиалов банка «Уралсиб» Обществом открыт долларовый валютный счет.
В январе 2016 г. фирма заключила с иностранной организацией «Голден Бриз Шипинг Корп» внешнеторговую сделку по оказанию брокерских услуг. Данная компания была зарегистрирована на территории Маршалловых островов, которые находятся вне таможенной территории ЕАЭС. По договору организация обязалась помочь Обществу в поиске и покупке морского судна. Стоимость услуг была оценена в 130 тыс. американских долларов.
Чтобы рассчитаться за оказанные услуги, Общество открыло в банке паспорт сделки. С марта по июнь 2016 года были совершены банковские операции по переводу денежных средств на счет указанной зарубежной компании. В подтверждение исполнения договора в банк был предоставлен акт об оказании услуг. В ноябре 2016 года по заявке Общества паспорт сделки был закрыт банком, так как с обеих сторон по документам договор был полностью исполнен.
В декабре 2017 года из таможни в налоговую инспекцию поступили материалы, указывающие на совершение директором Общества уголовных преступлений по ч. 1 ст. 194 и ч. 1 ст. 193.1 УК РФ. По первому делу он обвинялся в неуплате обязательных таможенных платежей в крупном размере. Данное дело было прекращено в связи с добровольным возмещением ущерба. По второму делу ему вменялось нарушение порядка выполнения операций с валютой путем использования заведомо недостоверных документов.
Инспекция провела расследование, в ходе которого было установлено, что фактически брокерский договор между Обществом и иностранной компанией не был исполнен последней, а у Общества не было цели получить услуги по поиску судна у исполнителя договора. Указанное свидетельствовало о том, что сделка была притворной, чтобы скрыть истинные намерения сторон. Проверка показала, что брокерские услуги были оказаны гражданином Екименко Д.Ю., а иностранная фирма была использована для вывода финансовых средств с территории России. В результате сделки брокерское вознаграждение поступило в распоряжение директора Общества, который в дальнейшем мог пользоваться этими деньгами в своих целях и для нужд Общества.
Директор Общества, зная о том, что подконтрольная ему иностранная компания не будет оказывать брокерские услуги, перевел на ее счет через российский банк денежную сумму в размере 130 тыс. американских долларов по недостоверным документам.
Данный вывод был сделан в акте, составленном налоговой по результатам проверки. Также в акте подчеркивалось, что Обществом допущено совершение незаконной валютной операции под видом законной сделки. Данный акт лег в основу административного дела, возбужденного в апреле 2018 года. Уполномоченное должностное лицо налоговой признало Общество виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и оштрафовало его на сумму 4,9 млн. руб.
Юрлицо не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд. Оно считало, что налоговая не доказала притворность сделки, а также полагало, что использование в административном деле материалов уголовного дела недопустимо.
Подтверждающих документах валютный контроль штрафы
Банк отводит резиденту 15 рабочих дней с даты подписания договора на то, чтобы сдать договор. При этом датой подписания считается одна из самых поздних дат: составление, подписание или вступление в силу.
Специалист банка должен зарегистрироваться договор не позднее следующего рабочего дня. Для того чтобы проинформировать клиента о присвоении уникального номера отправленному ранее договору, банку отводится еще один день.
Некоторым договорам банк вправе присвоить несколько номеров.
Объясняется это особенностями контракта. Например, такое возможно, если договор включает в себя условия как кредитного, так и импортного контракта. В случае если на 1 марта 2019 года бухгалтер подала документы для оформления паспорта сделки, но паспорт так и не был получен, — повторно готовить документы не нужно.
Банк сам поставит на учет такой договор согласно новым правилам. В случае же, если паспорт уже действует, — банк его закроет самостоятельно и поставит на учет под тем же номером, что был присвоен паспорту сделки.
Таблица нарушений валютного законодательства.
Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2019)
переданные нерезиденту Примечание: Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.
Наложение штрафа · на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.
· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.
Часть 4.1 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.
Новые правила и штрафы в сфере валютного регулирования с 2019 года
Решение об отказе в проведении операции будет передано заинтересованному лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.
P.S. А еще у нас весело
Административная ответственность
Административная ответственность предусматривается ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии в которой определены следующие виды нарушений:
- Незаконные валютные операции. Под такими операциями понимают куплю-продажу валюты не через уполномоченные банковские организации, а также проведение операций через счета, которые открыты в иностранных банках. Также сюда относят валютные сделки, заключаемые между физлицами без участия кредитной организации (к примеру заключение договора займа). Все указанные нарушения ведут к наложению штрафа в размере от 75% до 100% от суммы операции. Должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 000 до 30 000 рублей.
- Несообщение в ИФНС об открытии или закрытии валютного счета в иностранных банках, а также об изменении реквизитов. Как физ-, так и юрлица должны направлять уведомление в налоговый орган об открытии/закрытии валютного счета в иностранном банке, а также об изменении реквизитов. Срок для этого составляет 1 мес. При нарушении данного срока, а также в случае подачи уведомление не по установленной законом форме, гражданам и юрлицам грозит штраф. Штраф для физических лиц составляет – до 1500 рублей, для должностных лиц – д 10 000 рублей, а для юридических лиц – до 100 000 рублей. Когда резидент не сообщает об открытии в иностранном банке счете, штраф составит уже до 5000 рублей, для должностных лиц – до 50 000 рублей, а для организаций – до 1 млн. рублей.
- В случае реализации товаров (оказании услуг) иностранным компаниям или лицам, поставщик должен обеспечить поступление денежных средств в положенные сроки на счета в российских банках. В случае несоблюдения установленного срок штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы следки за каждый день просрочки.
- При неполучении денежных средств на счет, штраф для должностных лиц может достигать 30 000 рублей, а для организаций – до 50 000 рублей. Кроме того, в том случае если компании прежде не привлекались к этому нарушению, ему может грозить 3 года дисквалификации.
- Непредставление в налоговый орган отчета об операциях по счету. Физлица и организации, у которые есть счета в иностранных банках, ежегодно обязаны сдавать в налоговую отчет о проведенных операциях по своим счетам. Данные сведения заполняются на установленном бланке и предоставляются в срок до 1 июня года, следующего за отчетным. При нарушении данного срока штраф на физлиц накладывается в размере от 300 до 3500 рублей, а для юрлиц – от 5000 до 50000 рублей. Сумма штрафа будет зависеть от того, на сколько дней задержана отчетность. Штраф в минимальном размере назначается в том случае, если отчетность задержана на 10 дней, в случае просрочки на 30 дней и более – штраф будет максимальным. В случае повторного нарушения сумма штрафа будет увеличена для физлиц до 20 тыс. рублей, а для организаций – до 600 тыс. рублей.
Расчеты наличными
Организация вправе вести расчеты наличными, то есть без использования банковских счетов (оплачивать, получать в оплату рубли и иностранную валюту), в следующих случаях:
по операциям с уполномоченными банками;
по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом в рублях;
когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги;
когда организация обслуживает суда (в т. ч. воздушные) иностранных государств в аэропортах, речных и морских портах;
когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России;
когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных, речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;
когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением ее деятельности (в т. ч. аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);
по договорам перевозки с физическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;
по договорам перевозки грузов с физическими лицами резидентами и нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);
когда организация оплачивает и (или) возмещает расходы, связанные с командированием сотрудников представительств на территорию страны местонахождения представительств и за ее пределы за исключением территории России;
в других случаях.
Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим.
Ситуация: может ли организация вести расчеты наличными с физическим лицом-нерезидентом? Физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
Если физическое лицо – нерезидент приобретает товар (услуги) для использования в личных целях, а не предпринимательской деятельности, организация может принять оплату наличными. Это не будет признано нарушением валютного законодательства.
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Из этого правила есть исключения. В частности, организация вправе получать в оплату рубли наличными:
по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом;
при оказании физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных, образовательных и других услуг.
Такие исключения предусмотрены абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
В обоих случаях важно, чтобы физическое лицо-нерезидент приобретало товар или услуги для личных, семейных или других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности. Розничная торговля предполагает, что товар приобретается именно для таких целей (п. 1 ст. 492 ГК РФ)
Такой вывод поддерживают суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. № 4140/09, определение ВАС РФ от 10 декабря 2008 г. № 15265/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 октября 2008 г. № Ф04-6091/2008(13020-А46-29), от 23 октября 2007 г. № Ф04-7492/2007(39593-А75-43), Волго-Вятского округа от 25 декабря 2008 г. № А79-5550/2008, от 14 октября 2008 г. № А79-3008/2008, Уральского округа от 12 февраля 2008 г. № Ф09-11248/07-С1, Центрального округа от 12 декабря 2008 г. № А08-3210/2008-17).
Ситуация: могут ли организацию привлечь к ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях? Организация ведет расчеты по валютным операциям без использования банковских счетов, хотя должна это делать.
Да, могут.
Часть 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение незаконных валютных операций. При этом под незаконными валютными операциями понимаются . По общему правилу все расчеты по валютным операциям организация должна вести через счета в уполномоченном банке или в банке, расположенном за рубежом (при условии соблюдения порядка открытия такого счета) (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Если организация ведет расчеты наличными, это является незаконной валютной операцией (т. е. запрещенной). Следовательно, за проведение таких расчетов Росфиннадзор может по части 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.