Что нельзя считать представительскими расходами
Под представительские мероприятия нельзя замаскировать:
- расходы на проведение юбилеев компании или ИП;
- экскурсии и другие аналогичные развлечения;
- организацию отдыха или тимбилдинга;
- проведение диспансеризации или профилактику распространения болезней или вирусов;
- расходы на приобретение сувениров и памятных подарков;
- затраты на оформление виз для иностранных партнеров;
- траты на оформление помещений для проведения официального приема, приобретение цветов и украшений.
Однако в конкретной ситуации – если есть уверенность в необходимости таких затрат для проведения мероприятия – можно спорить.
ПРИМЕР 1
ПРИМЕР 2
Внутренняя документация
Представительские расходы оформляются следующими внутренними организационно-распорядительными документами, перечень которых приведен специалистами Минфина России в Письмах от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807 и от 14.11.2007 N 03-03-06/1/814:
- приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов. В ней следует указать предполагаемую величину расходов с разбивкой по конкретным статьям расходов. Кроме того, необходимо определить лицо, которое будет отвечать за прием делегации и за все произведенные расходы;
- акт (отчет) об осуществлении представительских расходов. Этот документ должен быть подписан руководителем организации.
В отчете о представительских расходах, составленном конкретно по проведенным представительским мероприятиям, следует указать:
- цели проведения представительского мероприятия;
- дату и место проведения;
- результат проведенного мероприятия;
- программу мероприятия;
- состав приглашенной делегации;
- участников принимающей стороны;
- суммы фактически произведенных представительских расходов.
Об этом не раз напоминали налоговики (Письмо УФНС по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851, от 22.12.2006 N 21-11/113019@).
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 N 20-12/41851).
В том случае, если для подготовки к проведению представительских мероприятий организация выдавала наличные денежные средства под отчет, то подотчетное лицо составляет авансовый отчет по форме N АО-1. К авансовому отчету должны быть приложены подлинники соответствующих первичных документов: чеки ККМ и товарные чеки с подробной расшифровкой вида и количества товарно-материальных ценностей, счета из ресторана, накладные, счета-фактуры, торгово-закупочные акты и т.д.
Перечисленные выше документы (приказ, смета и акт) составляются под конкретное мероприятие. Поскольку унифицированные формы этих документов не утверждены, то организации придется их разработать самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что бухгалтерские документы должны содержать обязательные реквизиты, о которых идет речь в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете в Российской Федерации».
Напомним эти реквизиты:
- название документа;
- дата составления;
- наименование организации, от которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Если организация выполняет все требования официальных органов и запаслась всеми необходимыми документами, то у нее, скорее всего, не возникнут проблемы в случае проведения выездной проверки.
Если же в ходе проверки налоговики не признали в составе расходов затраты на представительские мероприятия из-за отсутствия организационно-распорядительной документации, то организация может обратиться в суд и таким образом избежать штрафных санкций.
По мнению арбитражных судей, отсутствие дополнительных документов, подтверждающих программу мероприятий, состав делегаций, списки участников, исполнительной сметы на каждую встречу и актов списания по каждому случаю приема, не является основанием для непризнания расходов на проведение представительских мероприятий (Постановления Федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 14.08.2007 N А56-3739/2006, от 28.11.2005 N А42-7239/04-28, Уральского округа от 07.09.2005 N Ф09-3872/05-С7).
Учет представительских расходов: проводки
Далее рассмотрим, как отражать в налоговом и бухгалтерском учете представительские расходы, какие это счета и проводки.
ПР, которые понесены налогоплательщиком, в полном объеме учитывают на затратных счетах бухучета.
Особенность в том, что отражение ПР в налоговом учёте довольно строго регламентировано и составляет 4% от величины оплаты труда за год, включая начисления по договорам ГПХ. В бухучете таких ограничений нет: ПР принимают в полном объеме.
Итак, текущие ПР отражают на счете 26, 44 – в зависимости от вида деятельности, по которому они понесены. По кредиту счета затрат корреспондируют со счетами 60, 71, 76.
Пример: ООО «Столица» провела выездную деловую встречу с представителями АО «Регион». Программа встречи включала: экскурсию по городу, переговоры в бизнес-центре, деловой ужин в ресторане, проживание партнеров в гостинице, доставку гостей до аэропорта на следующий день.
Затраты составили соответственно:
- 3000,00 руб. (без НДС) – стоимость экскурсии;
- 10 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20% – 1666,67 руб.) – аренда зала в бизнес-центре;
- 2000,00 руб. (без НДС) – буфетное обслуживание в бизнес-центре;
- 20 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20% – 3333,33 руб.) – ужин;
- 4000,00 руб. (в т. ч. НДС 20% – 666,67 руб.) – расходы на гостиницу;
- 1000,00 руб. (без НДС) – трансфер.
Проводки будут такие:
Подтверждение представительских расходов документами
Документальное обоснование любой бухгалтерской записи – непреложное правило, которое соблюдается и для оформления представительских расходов. Но до их осуществления необходимо составить план проведения мероприятия, утвердить его распоряжением руководителя и сформировать смету расходов. По завершении мероприятия следует отразить реальные расходы в отчете по представительским тратам с приложением всей подтверждающей первичной документации (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/807 от 13.11.2007).
Для компаний, регулярно проводящих представительские мероприятия, целесообразно определить порядок их осуществления в локальном акте фирмы.
Порядок признания представительских расходов
В силу п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» представительские расходы, связанные с приемом официальных делегаций других организаций, подлежат отражению в составе расходов по обычным видам деятельности.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Критерии для признания расхода для целей бухгалтерского учета определены в п. 16 ПБУ 10/99:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (абз. 5 п. 16 ПБУ 10/99).
Датой признания представительских расходов могут являться:
- дата утверждения руководителем организации авансового отчета лица, ответственного за проведение деловой встречи;
- дата подписания акта приема оказанных услуг (например, по транспортному обслуживанию);
- дата утверждения отчета о проведении официального приема или иного аналогичного мероприятия.
Указанные расходы признаются в полном объеме и в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их фактической оплаты (п. п. 9, 18 ПБУ 10/99).
Предприятия пищевой отрасли в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению могут отражать представительские расходы по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» с последующим списанием их на счет 20 «Основное производство» или сразу относить их на счет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». Согласно п. 20 ПБУ 10/99 организация вправе сама выбрать способ списания подобных расходов и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
В некоторых случаях представительские расходы могут быть отнесены на капитальные вложения, если они связаны с капитальным строительством, модернизацией, реконструкцией, приобретением основных средств или нематериальных активов. Минфин не возражает относительно отражения таких расходов по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» (см. Письмо от 05.09.2012 N 03-03-06/4/96). В последующем они будут учтены при формировании первоначальной стоимости основных средств или нематериальных активов.
Итак, в бухгалтерском учете организации представительские расходы в общем случае отражаются посредством следующих записей:
- Дебет 26 Кредит 71 (76) — учтены представительские расходы на основании авансового отчета лица, ответственного за проведение мероприятия (учтены расходы по счету обслуживающей организации, например транспортной компании);
- Дебет 19 Кредит 71 (76) — учтен «входной» НДС по представительским расходам;
- Дебет 20 (90) Кредит 26 — представительские расходы учтены в себестоимости товаров, работ, услуг (или в себестоимости продаж);
- Дебет 68 Кредит 19 — принят к вычету НДС.
Но это еще не все. Представительские расходы в бухгалтерском учете (в отличие от налогового учета) не нормируются и признаются в полном объеме . Это следует из абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. В Письме Минфина России от 28.04.2014 N 03-03-06/1/19700 подчеркнуто, что при расчете норматива учитываются суммы начисленной (а не фактически выплаченной) заработной платы.
В связи с этим у организации может возникнуть необходимость применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» . Но это актуально лишь для крупного бизнеса. Субъекты малого предпринимательства вправе принять самостоятельное решение, применять или нет названный бухгалтерский стандарт (п. 2 ПБУ 18/02). В любом случае свой выбор организация должна отразить в учетной политике.
Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому (в том числе к микропредприятиям) и среднему бизнесу установлены положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Проводки по представительским расходам в бухучете
В бухучете подобные траты относят к расходам по основной деятельности и учитывают в размере фактических затрат, отражая их по дебету коммерческих/управленческих расходов. Представительские расходы 2018 — проводки:
Д/т 44, 26 К/т 60 — поставлены услуги;
Д/т 19 К/т 60 — начислен НДС.
Как правило, организацией подобных мероприятий занимается сотрудник фирмы. Обычной практикой является выдача ему под отчет суммы, которую рассчитывают исходя из масштабов планируемого мероприятия и возможностей компании:
Д/т 71 К/т 50,51 – выданы (перечислены) средства ответственному лицу на представительские расходы.
По факту произведенных трат он предъявляет бухгалтеру авансовый отчет, после проверки которого в учете фиксируется списание представительских расходов проводкой Д/т 26 К/т 71 на суммы понесенных затрат.
Если фирма для организации встреч (но не для передачи гостям в качестве сувениров) использовала собственные материальные ресурсы или продукцию, то такие траты сопровождаются проводкой Д/т 26,44 К/т 10,41,43.
Понятие и состав представительских расходов
Под представительскими расходами понимают расходы на обслуживание и официальные приемы представителей других организаций (действующих и потенциальны деловых партнеров). Целью проведения подобных мероприятий является проведения переговоров для установления и поддержания взаимного сотрудничества.
В бухгалтерском учете расходы могут быть отнесены к представительским, если:
- организацией был проведен официальный прием для представителей других компаний, в результате чего организацией были понесены расходы;
- предприятие понесло транспортные расходы в связи с организацией представительской встречи;
- в перечень расходов на проведение мероприятия включены затраты на буфетное обслуживание (шведский стол, выездной банкет и прочее);
- организацией была проведена официальная встреча с представителями иностранной компании, в связи с чем был нанят переводчик.
Важно знать, что при проведении официальных встреч организация не может компенсировать деловыми партнерами расходы, понесенные ими на проживание, оформление виз (для представителей компаний-нерезидентов), а также передавать в виде сувенира продукцию собственного производства