Размер наличных у адвоката
Примечание: Подробнее … (.pdf 385Кб)
На адвоката, учредившего адвокатский кабинет, не распространяется и ограничение на размер наличных расчетов. Дело в том, что предельный размер для них — в сумме 100 000 рублей — установлен лишь для расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).
К этим категориям такой адвокат не относится. Он — физическое лицо, хотя и наделенное особым профессиональным статусом (ст. 9 Закона «Об адвокатской деятельности»).
Более того, на основании п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.
Кто устанавливает лимит кассы учреждения?
Как и ранее, хранить наличные денежные средства в кассе учреждение вправе в пределах лимита остатка наличных денег (п. 1.2 Порядка N 373-П). Однако нормы указанного документа разрешают устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе организации, расчетные счета которой открыты в кредитной организации, внутренним локальным актом юридического лица, утвержденным его руководителем.
Напомним, что в соответствии с п. 2.5 Положения N 14-П лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства, устанавливались учреждениями ЦБ РФ или уполномоченными кредитными организациями органам Федерального казначейства с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представлялся органами Федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства в установленном порядке.
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (от 05.01.1998 N 14-П), утв. Советом директоров ЦБ РФ 19.12.1997 N 47, утратило силу.
Бюджетные и автономные учреждения, которые получают бюджетные субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и у которых открыты счета в кредитных организациях, вправе произвести его расчет самостоятельно. Заметим, что аналогичный порядок предусмотрен для обособленных подразделений учреждений, имеющих расчетные счета в кредитных организациях.
Для определения лимита остатка наличных денег учреждение должно учесть объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное учреждение — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги). Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле, приведенной в Приложении к Порядку N 373-П.
L = V / P x N , где: c-----T--------------------------------------------------------------------¬¦L ¦Лимит остатка наличных денег в рублях ¦+----+--------------------------------------------------------------------+¦V ¦Объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные ¦¦ ¦работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях ¦+----+--------------------------------------------------------------------+¦P ¦Расчетный период, за который учитывается объем поступлений наличных ¦¦ ¦денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, ¦¦ ¦в рабочих днях ¦+----+--------------------------------------------------------------------+¦N ¦Период времени между днями сдачи в банк учреждением наличных денег, ¦¦ c ¦поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные ¦¦ ¦услуги, в рабочих днях ¦L----+---------------------------------------------------------------------
При его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. Заметим, что указанный период должен определяться учреждением самостоятельно, но не может превышать 92 рабочих дней. Указанный период времени не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении бюджетного учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — 14 рабочих дней.
Напомним, что накопление наличных денежных средств в кассе учреждения сверх установленных лимитов является нарушением кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб.;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
В силу п. п. 1.4, 4.6 Порядка N 373-П лимит остатка наличных денежных средств кассы организации может быть превышен в течение пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета) в дни выдачи заработной платы, стипендий и иных выплат социального характера. Заметим, что Порядок N 40 устанавливал всего три дня для осуществления указанных выплат, в течение которых разрешалось превышать установленный лимит остатка кассы.
* * *
В заключение отметим, что Порядок N 373-П более лоялен, нежели Порядок N 40.
В нем отсутствуют такие нормы, как обязанность проводить внеплановые ревизии по проверке кассы, а также в случае смены кассиров (ранее указанная норма содержалась в п. 37 Порядка N 40), нет четких регламентаций по хранению дубликатов ключей от помещения кассы, не установлен запрет на хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих учреждению. Можно предположить, что многие дополнительные нормы, касающиеся контроля над наличными денежными средствами организации, будут установлены в положениях о внутреннем контроле учреждений, как того требует новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступит в силу 01.01.2013.
С.Валова
Редактор журнала
«Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной
деятельности государственных
(муниципальных) учреждений»
Унифицированные формы для кассовых операций
Как и прежде, кассовые операции в 2020 году оформляются обязательными к применению унифицированными формами первичных учетных документов. Это формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88: приходный кассовый ордер (сокр. ПКО, код ОКУД 0310001), расходный кассовый ордер (сокр. РКО, код ОКУД 0310002), кассовая книга (код ОКУД 0310004). При выдаче из кассы сумм заработной платы применяется платежная ведомость (код ОКУД 0301011) или расчетно-платежная ведомость (код ОКУД 0301009), утв. постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
ВАЖНО!
Письмом от 21.07.2017 № 03-01-15/46715 Минфин РФ подтвердил, что применять унифицированные формы, связанные с ведением ККМ (постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132), в соответствии с «Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин …» (МФ РФ от 30.08.1993 № 104), необязательно!
В том числе правила ведения кассовых операций в 2020 году признают необязательными следующие формы:
- журнал кассира-операциониста;
- справка-расчет кассира-операциониста;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
- акт о переводе суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины;
- акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию;
- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам);
- журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ;
- акт о проверке наличных денежных средств кассы.
Однако некоторые бланки остались обязательными элементами учета движения наличных. Каждое учреждение обязано формировать обязательные документы при движении наличных денежных средств.
Какие требования установлены к оформлению кассовых документов?
Согласно п. 2.1 Порядка N 373-П кассовые документы учреждения могут оформляться:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа (приказа или распоряжения) руководителя учреждения;
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости (ф. 0301009), платежные ведомости (ф. 0301011), заявления, счета, другие документы).
Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Далее хотим обратить ваше внимание на п. 2.3 Порядка N 373-П, в соответствии с которым кассир организации должен быть снабжен печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы
Как и ранее, для учета поступающих в кассу наличных денег учреждение должно вести кассовую книгу. Вместе с тем требование о наличии в учреждении только одной кассовой книги в Порядке N 373-П отсутствует. В соответствии с п. 2.5 Порядка N 373-П листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.
В ходе осуществления кассовых операций нередко возникал вопрос: как часто следует распечатывать и брошюровать листы кассовой книги, если она ведется с применением технических средств? Ответ дан в п. 2.5 Порядка N 373-П.
Лист кассовой книги, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация ее листов осуществляется автоматически в хронологической последовательности с начала календарного года.
Распечатанные на бумажном носителе листы кассовой книги подбираются в хронологической последовательности, брошюруются по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год. Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги подписывается руководителем и главным бухгалтером и скрепляется оттиском печати юридического лица.
Обратите внимание! Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии — руководитель учреждения (п. 2.6 Порядка N 373-П)