Плательщики «импортного» НДС
Из п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов следует, что плательщиком «импортного» НДС является собственник товара, которым признается лицо, обладающее правом собственности на товар или переход к которому права собственности на товар предусмотрен договором (контрактом).
Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».
Согласно названной статье при ввозе товаров из Республики Беларусь на территорию РФ российский налогоплательщик должен уплачивать НДС в случаях, если:
- товары приобретаются на основании договора (контракта) между ним и белорусским поставщиком (п. 1.1);
- товары приобретаются на основании договора (контракта) между ним и казахским поставщиком (п. 1.2);
- товары реализуются ему казахским поставщиком на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) (п. 1.3);
- он приобретает товары у белорусского поставщика, ранее импортированные на территорию РФ белорусским либо казахским поставщиком, а НДС по эти товарам уплачен не был (п. 1.4);
- товары приобретаются на основании договора (контракта), заключенного между ним и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, а импортируются с территории Республики Беларусь (п. 1.5).
Исходя из данных положений можно сделать следующий вывод. При импорте товаров из Республики Беларусь плательщиком НДС признается российский импортер независимо от того, является ли поставщик белорусской организацией либо организацией иного государства. Данный вывод подтверждают и разъяснения Минфина России, согласно которым общеустановленный порядок налогообложения «импортным» НДС применяется независимо от государства происхождения импортируемого из Республики Беларусь товара (Письмо от 08.09.2010 N 03-07-08/260).
Поскольку Соглашение о принципах взимания косвенных налогов , Протокол о порядке взимания косвенных налогов, а также иные международные соглашения не предусматривают для импортеров освобождения от уплаты НДС, российские организации — импортеры товара из Республики Беларусь уплачивают НДС, даже если они:
- применяют специальный режим налогообложения (уплачивают ЕНВД, ЕСХН, применяют УСНО) (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
- освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии п. 3 ст. 145 НК РФ.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».
Что еще скачать по теме «Бухучет»:
- Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
- Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
- Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
- Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
Налоговая база
Налоговая база по «импортному» НДС определяется на дату принятия к учету российской организацией импортированных товаров (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Товары могут быть импортированы для последующей перепродажи, использования в качестве материалов, объектов основных средств. Если товары приобретены для дальнейшей перепродажи, налоговая база будет определяться на дату их отражения на счете 41 «Товары». В случае приобретения актива, который впоследствии будет признан объектом основных средств, налоговая база будет определяться на дату отражения затрат на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» либо 07 «Оборудование к установке».
Налоговая база определяется исходя из стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
При этом стоимостью приобретенных товаров, в том числе являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
Поскольку соглашения Таможенного союза и российское законодательство не содержат понятий «цена сделки», «стоимость приобретенных товаров», считаем необходимым пояснить некоторые нюансы формирования налоговой базы.
Расходы на транспортировку. У контролирующих органов нет единого мнения по данному вопросу.
Минфин России считает, что расходы на транспортировку товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь, в налоговую базу по НДС не включаются (Письмо от 14.04.2011 N 03-07-14/33).
Иная точка зрения отражена в Письме УФНС России по г. Москве от 01.10.2010 N 16-15/103084@: стоимость услуг по транспортировке товаров включается в налоговую базу только в том случае, если она учитывается в цене сделки по условиям договора поставки.
По нашему мнению, подход столичных налоговиков более корректен и соответствует действующему порядку формирования налоговой базы.
Для обоснования своего вывода обратимся к правилам определения налоговой базы, применявшимся до 01.07.2010. Согласно прежнему порядку для целей уплаты НДС налоговая база определялась как стоимость приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку, и подлежащие уплате акцизы. Стоимостью приобретенных товаров являлась цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
Пункт 2 разд. 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, приложенного к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».
Иными словами, затраты на транспортировку и доставку были прямо предусмотрены прежним порядком. Хотя в действующей норме этого уточнения нет, смысл ее, по существу, не изменился. То есть и сейчас налоговая база определяется как стоимость товаров исходя из цены сделки. А если согласно условиям договора в стоимость товаров включены расходы на их транспортировку и доставку, то на основании положений п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов в налоговой базе следует учесть расходы на транспортировку и доставку товаров.
Таким образом, российскому импортеру, прежде чем руководствоваться выгодными для налогоплательщиков разъяснениями Минфина и не включать подобные расходы в налоговую базу, имеет смысл проанализировать налоговые риски, наличие неоднозначных разъяснений контролирующих органов, а также возможность изменения в дальнейшем официальной позиции финансистов.
Выплата продавцом финансовой премии. Под ней понимается вознаграждение, выплачиваемое поставщиком покупателю за выполнение какого-либо оговоренного в договоре условия (например, внесение стопроцентной предоплаты, определенный объем закупок, приобретение определенного ассортимента товаров).
Чиновники Минфина России (Письмо от 01.04.2011 N 03-07-13/01-10) считают, что облагаемая база по НДС при поставке товаров российскому покупателю белорусским продавцом может быть уменьшена на сумму финансовой премии, если ее предоставление (и соответствующий размер) предусмотрены условиями договора (контракта).
Отметим, что выплата финансовой премии может сопровождаться (или не сопровождаться) изменением цены товара. Так как финансисты в Письме не делают уточнений, можно предположить, что их разъяснения относятся к обоим способам ее предоставления.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
---------T------T---------T------T------T--------T---------T----------T-------T----------T-----------------T---------T---------------¬¦Наимено-¦ Код ¦ Единица ¦Коли- ¦ Код ¦Стои- ¦Расходы, ¦Серия, ¦Номер и¦ Дата ¦ Налоговая база ¦ Ставка ¦ Сумма налога ¦¦вание ¦товара¦измерения¦чество¦валюты¦мость ¦принима- ¦номер и ¦ дата ¦ принятия ¦ ¦ налога ¦ (НДС, акциз) ¦¦товара ¦ТН ВЭД¦ товара ¦товара¦ ¦товара ¦емые для ¦дата то- ¦счета- ¦ на учет ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опреде- ¦варотранс-¦фактуры¦ товара ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ления на-¦портного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логовой ¦документа ¦ ¦ +-----------T-----+---T-----+---------T-----+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦базы ¦ ¦ ¦ ¦ НДС ¦акциз¦НДС¦акциз¦ НДС ¦акциз¦+--------+------+---------+------+------+--------+---------+----------+-------+----------+-----------+-----+---+-----+---------+-----+¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦+--------+------+---------+------+------+--------+---------+----------+-------+----------+-----------+-----+---+-----+---------+-----+¦Мини- ¦ - ¦шт. ¦10 ¦----¬ ¦-------¬¦ -------¬¦МС-234 от ¦ - ¦20.09.2009¦----------¬¦ - ¦18 ¦ - ¦--------¬¦ - ¦¦трактор ¦ ¦ ¦ ¦¦978¦ ¦¦40 000¦¦ ¦20 000¦¦05.08.2009¦ ¦ ¦¦1 820 000¦¦ ¦ ¦ ¦¦327 600¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦L---+ ¦L-------¦ +-------¦ ¦ ¦ ¦+----------¦ ¦ ¦ ¦+--------¦ ¦+--------+------+---------+------+----+-+--------+-+-------+----------+-------+----------++----------+-----+---+-----++--------+-----+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦+--------+------+---------+------+----+-+--------+-+-------+----------+-------+----------++----------+-----+---+-----++--------+-----+¦ИТОГО: ¦ Х ¦ Х ¦ Х ¦ Х¦ ¦ 40 000¦ ¦ 20 000¦ Х ¦ Х ¦ Х ¦¦1 820 000 ¦ - ¦ Х ¦ Х ¦¦327 600 ¦ - ¦L--------+------+---------+------+----+-+--------+-+-------+----------+-------+----------++----------+-----+---+-----++--------+------ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Лусинов С.Е. ¦ ¦ ¦ Лусинов ¦ 12.10.2009 ¦---------------------------------- ¦ ¦ ¦ ----------- ¦ ---------- ¦ Ф.И.О. руководителя организации- ¦ ¦ ¦ подпись ¦ дата М.П. ¦ покупателя (индивидуального ¦ ¦ ¦ ¦ ООО ¦ предпринимателя - покупателя) ¦ ¦ ¦ ¦ "Земледелец" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Межецкая А.И. ¦ ¦ ¦ Межецкая ¦ 12.10.2009 ¦---------------------------------- ¦ ¦ ¦ ----------- ¦ ---------- ¦ Ф.И.О. главного бухгалтера ¦ ¦ ¦ подпись ¦ дата ¦ Код¦ ¦ ¦ ¦ ¦ евро¦ ¦В евро ¦В рублях ¦В рублях ¦В рублях ----- L------ L-------- L-------- L--------
Коды ТН ВЭД заполняются в обязательном порядке по товарам, по которым применяется пониженная ставка налога. Указывается стоимость работ (услуг) при переработке товаров.
Что нужно знать бухгалтеру о декларациях
Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков НДС предоставить налоговую декларацию за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. И уплатить сумму НДС — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Отключить
В договоре о ЕАЭС –и сроки уплаты и подачи налоговой декларации исчисляются совершенно по иному:
- Уплата НДС при импорте – не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
- Подача декларации – аналогично уплате — не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.
Отключить