Декларация по НДС
Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.
Напомним, для подтверждения обоснованности применения НДС 0 % при экспорте, документы, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 165 НК, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения этих товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с представлением декларации по НДС.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по обычной ставке НДС.
За тот налоговый период, в котором будет собран пакет документов, подтверждающих обоснованность применения в дальнейшем налогоплательщиком нулевой ставки по операциям реализации товаров на экспорт, снова возникает момент определения налоговой базы в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК, и налогоплательщик в порядке и в срок, установленные пунктом 5 статьи 174 НК, должен представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС с отражением в ней данных операций по нулевой ставке и указанный пакет документов.
Как заполнить разделы 4, 5, 6 декларации по НДС и что делать, если право на нулевую ставку НДС своевременно не подтверждено, расскажут на семинаре.
НДС при импорте из стран ЕАЭС
При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.
Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.
По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.
Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек
Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.
Декларация на импорт
Декларация о соответствии – один из разрешительных документов оценки соответствия российским стандартам или Техническим регламентам.
Происходит оформление и регистрация данного документа технического регулирования в органах сертификации, имеющих аккредитацию в требуемой системе оценки соответствия.
На какие зарубежные товары следует оформлять декларацию о соответствии, указано в ПП РФ № 982 от 01.12.2009 г. и в Технических регламентах РФ на разные виды продукции.
Данный документ также как и сертификат о соответствии относится к методам нетарифного регулирования импортных поставок.
Кроме принадлежности к разрешительным документам сертификации, его можно охарактеризовать как таможенный документ. Т.к.
в случае требования российского закона оформления декларации о соответствии на продукцию, данный документ является обязательным для таможенного досмотра импортного груза.
Но при таможенном досмотре импортных грузов на границе Российской Федерации декларация о соответствии это не единственный документ, который имеет наименование «декларация».
Декларация на импорт – таможенный документ
При пересечении границы России на товар должен быть оформлен таможенный документ, который имеет название декларация на товар или декларация на импорт. Другое его название грузовая таможенная декларация (ГТД). Данный документ оформляется на бланке строгой отчетности, имеет степени защиты от подделок.
Он отличается от декларации соответствия, хотя также заполняется владельцем груза, пересекающего границу. Но декларация на импорт может быть заполнена и представителем производителя, отправившего продукцию – брокером.
Данный вид декларации обобщает все сведения, относящиеся к товарам из-за рубежа (т.к. пакет документов, предоставляемых при пересечении границы достаточно объемный).
Назначение ГТД – информировать таможенные органы не только о грузе, но и сделке, подтверждение законности перемещения товара через границу РФ. В то время как декларация о соответствии является документом, подтверждающим безопасность перевозимого груза, а также соответствие некоторых качественных характеристик требованиям российских стандартов.
Оформление декларации соответствия на импортные грузы
Декларация на импорт, оформляемая в сертификационных органах РФ, требуется также как на продукцию национальных производителей. Но оформление декларации соответствия несколько отличается от требований к российским товарам, заключается эта особенность в отличие схем сертификации продукции и в наличии документов, специфических для товаров из-за рубежа.
Т.к.
декларация о соответствии в России не может быть оформлена на зарубежного производителя ( это запрещает ФЗ «О техническом регулировании», заявителем на декларирование товаров может быть только российский резидент), то схемы декларирования на импортные товары существенным образом отличаются от схем декларирования российских грузов (и также от разрешенных схем сертификации импортной продукции). Широко распространенная схема оценки соответствия импортных товаров, это – регистрация декларации о соответствии на фирму получателя. При это в разрешительном документе сертификации указывается номер контракта на импортную поставку, получатель товара и производитель.
Поэтому при подаче заявления импортером в орган сертификации должны быть предоставлены документы, удостоверяющие, что конкретный груз относится к конкретной поставке из-за рубежа. Это контракт на поставку товара, грузо-сопроводительные документы, инвойсы. Оформление декларации соответствия осуществляется в этом случае только на конкретную партию, объединенную представленным договором.
Происходит оформление декларации о соответствии до поступления грузов на территорию РФ.
Если на продукцию требуется оформление пожарного сертификата, Свидетельства о государственной регистрации Таможенного Союза или Экспертное заключение Роспотребнадзора, то данные разрешительные документы сертификации должны быть оформлены до обращения импортера в орган сертификации для получения декларации о соответствии.
При наличии декларации о соответствии импортер имеет право маркировать свою продукцию одним из знаков, предусмотренных ФЗ № 184 для товаров, прошедших процедуру сертификации.
Если декларация получена на основе исполнения требований безопасности Технических регламентов РФ, то она может быть замаркирована знаком обращения на рынке.
Система НДС в ЕАЭС
Основой для гармонизации системы НДС в ЕС является так называемая Директива ЕС об общей системе НДС от 2006 года, которая была принята согласно ст. 93 Договора об учреждении Европейского сообщества. Основополагающим для этой системы является различие между поставками и иными услугами.
Поставки
Поставки между компаниями в ЕС, по общему правилу, облагаются налогом в государстве, в котором начата транспортировка или отправка. Если при поставке пересекается граница государства-члена, то такая внутрисоюзная поставка считается освобожденной от налогообложения в государстве экспорта, а в государстве импорта рассматривается как приобретение товара в переделах Союза и облагается по ставке согласно национальному законодательству (принцип страны назначения). При ввозе из третьего государства, по общему правилу, взимаются таможенные пошлины, «ввозной» НДС и акцизы. Экспорт в третье государство освобождается от НДС.
Система в этой части похожа на систему, закрепленную в ЕАЭС. Однако имеются отдельные особенности при налогообложении трехи многосторонних сделок, при которых место реализации определяется согласно правилу о так называемой «фактической и формальной» поставке и зависит от начала и окончания поставки. Для стимулирования экспорта, например, в Германии разрешено принимать к вычету суммы налога при определенных трансграничных поставках, освобожденных от налога.
Иные услуги
В части определения места реализации иных услуг действует принцип местонахождения покупателя услуг, т.е. услуги облагаются там, где покупатель услуг ведет свою деятельность. Особенности имеются так же, как и в ЕАЭС, для услуг, связанных с недвижимостью (по месту расположения), а также для отдельных услуг, связанных с культурой, искусством, развлечениями, проведением выставок, спортом и пр., которые облагаются по месту их осуществления. Если в отношения вступают лица, не являющиеся компаниями (B2C), то в зависимости от особенностей конкретного случая могут применяться иные правила. Также данная оговорка действительна для услуг особых видов. Для определенных не облагаемых налогом трансграничных услуг, например, в Германии также допускается вычет соответствующих сумм налога.
Планируемая реформа
Необходимо упомянуть предлагаемый Комиссией ЕС проект реформы системы НДС в сфере B2B. Согласно этому проекту принцип страны назначения должен быть закреплен для всех услуг / поставок между компаниями, а вышеуказанная система отменена.
Вначале вводится правило о том, что поставщики при трансграничных поставках должны считаться плательщиками НДС в стране назначения, т.е. немецкий поставщик будет выставлять испанскому покупателю испанский НДС. Для этого в каждом государстве-члене должны быть созданы национальные центры, в которые будут централизованно направляться суммы НДС и соответствующие уведомления. На втором этапе реформы это правило должно быть распространено на все иные услуги. Упрощенный порядок должен действовать для так называемых «сертифицированных» налогоплательщиков. И, наконец, необходимо также учитывать предложения Комиссии ЕС по реформированию регулирования электронной торговли.
Обе системы НДС схожи в общей структуре, однако при этом основополагающий принцип страны назначения применяется с различной степенью охвата возможных ситуаций. И все же система ЕС кажется более целостной
Немаловажной является также и возможность принимать к вычету суммы налога в государствах-членах ЕС при трансграничных не облагаемых НДС услугах как результат политики стимулирования экспорта. )
Право на налоговый вычет по НДС
По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:
- ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
- импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
- налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
- поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
- уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.
Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.
Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.
Вариант 1. Товары возвращены в месяце принятия их на учет
В рассматриваемом случае импорт возвращенных товаров не отражается в декларации. В то же время к декларации надлежит приложить документы, подтверждающие эту операцию, в частности:
- согласованная участниками контракта претензия;
- акты приема-передачи товаров (если товары не транспортировались);
- транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);
- акты уничтожения.
Упомянутые документы могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде.
В случае частичного возврата товаров эти документы (либо их копии) должны быть представлены в инспекцию одновременно с документами, подтверждающими импорт.
Налоговый вычет при предоплате
В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.
Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.
Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.
_ Патрик Полит, Дарья Шарафутдинова. RSP International. Москва, февраль 2018 г.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как и Европейский союз (ЕС), представляет собой единое экономическое пространство, которое предполагает особое регулирование НДС. В настоящей статье приводится упрощенное сравнение обеих систем, а также общие итоги такого сравнения для трансграничной торговли.
НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС
При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:
- копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
- договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
- транспортными и (или) товаросопроводительными документами.
В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.
Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.
Спецрежимы
Спецрежимники не освобождены от уплаты НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России. А права принять к вычету сумму импортного налога у таких компаний нет. Поэтому НДС, уплаченный таможенным органам, организации на УСН и ЕНВД учитывают в составе расходов или в стоимости приобретаемых ценностей. Право учитывать сумму налога, уплаченную при импорте, в расходах предоставлено организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы — расходы», и плательщикам единого сельскохозяйственного сбора. Сумму НДС, уплаченную при импорте, учитывают в составе стоимости ввезенных товаров организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» или являющиеся плательщиками ЕНВД. В этом случае НДС, уплаченный при импорте, увеличивает стоимость основных средств и нематериальных активов. В бухгалтерском учете сумму начисленного и перечисленного при ввозе товаров на территорию РФ и принятого к вычету НДС отражают следующими проводками: Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС», отражена сумма НДС, подлежащая уплате на таможне. Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 51 НДС перечислен таможенным органам. Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 принят к вычету НДС, уплаченный на таможне. Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС», отражена сумма НДС, подлежащая доплате в связи с корректировкой таможенной стоимости импортируемых товаров. Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС», откорректирован НДС, начисленный при ввозе товара. Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 откорректирован НДС, ранее принятый к вычету. Вопросы у проверяющих о применении права на вычет по НДС при импорте товаров, в том числе с территории государств — членов Таможенного союза, возникают постоянно. При соблюдении норм НК компании смогут без труда принять к вычету суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ. Знание тонкостей применения вычета по НДС при импорте становится силой налогоплательщика.
НДС, Вычет НДС
Льготы по уплате НДС при ввозе товаров на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №378 (ред. от 21.12.2016) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» устанавливаются в следующих случаях:
- товары ввозятся на территорию России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии или Армении под иную таможенную процедуру, чем ввоз для внутреннего потребления (в свободное обращение), переработки для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска);
- товары ввозятся для официального пользования дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств или для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
- если товары входят в перечень позиций с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (сюда попадают, например, контейнеры, а также грузы, ввозимые для целей оказания международной помощи, для применения в науке, культуре, спорте, туризме, кинематографии и некоторые другие);
- сумма таможенных стоимостей ввозимых товаров (от одного отправителя одному получателю по одному транспортному документу) не превышает 200 евро;
- если ввозятся припасы.
Также действуют льготы по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 154 «О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Льготы по уплате НДС при ввозе товаров регулярно изменяются и утверждаются Правительством РФ.