Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля (овечкин а.п.)

Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля

Запросы таможенных органов

Еще одним аспектом таможенно-банковского взаимодействия является направление таможенными органами запросов в банки при проведении таможенной проверки, таможенного или валютного контроля.

На основании положений ст. 98 ТК ТС (до вступления в силу ТК ТС действовала ст. 363 Таможенного кодекса РФ) для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков документы и сведения о денежных операциях по внешнеэкономическим сделкам. Статьей 23 Закона N 173-ФЗ также предусмотрено право агентов валютного контроля запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. Однако ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Таким образом, если право таможенных органов получать информацию было предусмотрено Таможенным кодексом РФ, то обязанность банков выдавать таможенным органам документы и информацию зависела от наличия порядка, установленного Банком России. При отсутствии такого порядка банки на свое усмотрение выдавали или зачастую отказывались выдавать таможенным органам документы, запрашиваемые на основании ст. 23 Закона N 173-ФЗ, что могло привести к снижению оперативности и эффективности проводимого таможенными органами контроля за нарушениями в сфере таможенного дела. Тем не менее обязанность банков выдавать справки по операциям (но не документы валютного контроля) и счетам юридических лиц и частных предпринимателей сохранялась на основании требований ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”.

Для случаев проведения таможенной проверки ст. 167 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, вступившего в силу в конце декабря 2010 г., потребовала, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, установил форму и порядок направления таможенным органом в банк запросов при проведении таможенной проверки, а также установил и согласовал с Банком России форму и порядок предоставления банками ответов по запросам таможенных органов. Форма и Порядок запросов были установлены Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2721, а форма и Порядок предоставления банками ответов – Приказом ФТС России от 30.06.2011 N 1388, который не был согласован с Банком России, поэтому обязанность банков его исполнять вызывает сомнения.

Неурегулированность данного вопроса была разрешена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, который внес уточнения в ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. С 18 февраля 2011 г. уполномоченные банки должны передавать таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев передачи документов, указанных в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время при проведении таможенного контроля, таможенной проверки или при осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать соответствующую ссылку на положения ТК ТС, Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации” или Закона N 173-ФЗ в зависимости от цели запроса. При осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать ссылку на ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, информацию о предполагаемом нарушении, о конкретной валютной операции и о резиденте. При этом могут запрашиваться документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (копии контрактов, паспорта сделки, ГТД, ведомости по паспорту сделки, банковские выписки), и срок исполнения такого запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса банком.

Таможенный контроль и паспорт сделки

Правильность оформления паспорта сделки значительно увеличивает ваши шансы пройти успешно валютный контроль.

Оформляется настоящий документ уполномоченными банками или их филиалами, куда будут поступать денежные средства от реализации экспортированных товаров.

Чтобы таможенный контроль, паспорт сделки экспортера должен быть подписан;

  1. самым экспортером;
  2. банком-получателем валюты.

Экспортер не сможет пройти таможенный контроль, если паспорт будет оформлен:

  1. банком, который объявил о своем банкротстве;
  2. реорганизованным банком;
  3. банком, для которого аннулировали валютную или банковскую лицензии.

Паспорт, оформленный таким образом, признается недействительным.

Что такое таможенно-валютный контроль

Одна из важнейших задач таможенных органов заключается в контроле за совершением валютных операций. На федеральном уровне подобная область взаимоотношений регулируется в Законе № 311-ФЗ от 27.11.10 г. Если проанализировать положения стат. 1 № 311-ФЗ и нормы Закона № 173-ФЗ становится понятно, что цели и задачи таможенного и валютного контроля тесно связаны между собой. А требования законодательства распространяются как на российских резидентов, так и на нерезидентов.

Следовательно, таможенно-валютный контроль – это, прежде всего, проведение различных мер, направленных на обеспечение и сохранение экономической безопасности России. Валютный контроль таможня, как государственный орган, осуществляет в пределах своей компетенции, то есть в рамках товарных потоков через российскую границу и с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ. Главная задача таможенников заключается в противодействии нелегальному выводу из страны валютных ценностей и валюты (по материалам брифинга ФТС от 11.05.16 г.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.