Органы и агенты валютного контроля: полномочия и обязательства
Индивидуальной особенностью органа надзора за валютными движениями выступает их возможность утверждать специальные нормативные акты. Информация в них распространяется на всех граждан, находящихся на территории страны.
Органы и агенты валютного контроля могут:
- Проверять два показателя:
- соблюдение норм закона относительно движения валюты;
- правдивость предоставляемой отчетности.
- Делать запросы у физических и юр. лиц.
- Требовать документальные данные относительно валютных операций, в том числе по банковским счетам.
Законодательством установлен срок предоставления данных – семь дней с момента поступления запроса.
Органы валютного регулирования в РФ в лице должностных лиц имеют право:
- Давать рекомендации по исправлению недочётов и нарушений.
- Использовать наказания.
Агенты валютного контроля могут требовать документацию:
- паспорт;
- регистрационное свидетельство ИП;
- документальное подтверждение статуса юр. лица;
- свидетельство о постановке на налоговый учёт;
- регистрирующая документация на недвижимость;
- бумаги, дающие право совершать движение валюты;
- документы о брачных отношениях;
- таможенная документация;
- бумаги о подтверждении места проживания;
- иная сопроводительная документация.
Агенты валютного контроля вправе запрашивать только пакет документации, напрямую связанный с передвижением валюты. Она должна быть действительна на день предоставления.
К обязательствам агентов валютного контроля и их должностных лиц относятся:
- надзор за правильным исполнением норм относительно валюты;
- предоставление органам валютного контроля полного отчёта о совершаемых валютных перемещениях.
Органы валютного регулирования в РФ и агенты должны сохранять все виды тайн, установленные законом.
Орган власти координирует деяния в области надзора за движением валюты организаций исполнительной власти, а также регулирует их взаимосвязь с главным банком страны.
Основные сведения о валютном регулировании в Российской Федерации
Контроль в сфере валютного регулирования подразумевает отслеживание соблюдения законодательных требований при проведении расчетов, транзакций и иных видов операций с использованием денежных единиц зарубежных государств.
В сфере интересов агентов валютного контроля оказываются:
- любые наличные и безналичные расчеты с участием валюты на территории нашей страны;
- вывод средств на иностранные счета, а также получение денег из-за рубежа;
- исполнение обязанностей по сделкам, предусматривающих расчеты в иностранной валюте.
Подробная информация обо всех аспектах валютного регулирования, включая список органов ВК и их компетенций, изложена в главе 4 федерального закона № 173 от 19 декабря 2003 года.
Права и обязанности агентов ВК
Все агенты принимают участие в осуществлении функций, связанных с соблюдением норм законодательства и правопорядка, защите прав участников валютных сделок. При этом для выполнения возложенных на них функций агенты ВК имеют право осуществлять предусмотренные законом контрольные и надзорные процедуры в рамках своих полномочий:
- инициировать и проводить проверки по выполнению норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами;
- вести учет и формировать отчеты по валютным операциям;
- получать уведомления об открытии или закрытии валютных счетов (в том числе за рубежом), регулярно получать сведения о движении средств по ним;
- требовать представления документов для подтверждения законности сделок, связанных с валютными операциями.
При этом правки 2019 года оговаривают, что агенты ВК имеют право требовать только ту документацию, что имеет отношение к текущей сделке. В частности, в этот список попадают:
- документ, удостоверяющий личность резидента или нерезидента;
- свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, ООО и т. д.;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- документы, подтверждающие права собственности на недвижимость;
- доверенность на право распоряжения средствами;
- свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка (нужны, если перевод за границу осуществляется близким родственникам — в этом случае нет ограничений по размеру суммы);
- таможенные документы (при сделках, связанных с экспортом или импортом продукции);
- другая сопроводительная документация (договора, инвойсы, счета и т. п.).
Кроме этого, в законе отдельно оговаривается, что агенты ВК имеют право затребовать от резидентов и нерезидентов:
- заверенные переводы документов на иностранном языке;
- ранее представленные документы, если в них произошли изменения;
- документы взамен тех, чей срок действия истек.
Обратите внимание: в некоторых случаях документы по международным сделкам придется легализовать — заверить в посольстве иностранного государства, консульстве России за рубежом
Валютный контроль и его предназначение
Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.
Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.
Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.
Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.