Что мешает инвестициям
Нестабильность – самая большая проблема российского законодательства, что и снижает инвестиционную привлекательность, считает президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Стабильность важна, но можно ли ее обеспечить в сложных экономических условиях и будет ли она действительно стимулировать бизнес к инвестициям – вопрос, считает партнер EY Алексей Кузнецов. Инвесторы регулярно жалуются и на другие проблемы в техническом регулировании, трудовом законодательстве, административном праве, поддерживает Катырин.
Неблагоприятными условия ведения бизнеса в России считает 71% предпринимателей, опрошенных в июле ВЦИОМом. Каждый второй верит, что ситуация будет только ухудшаться в ближайшие пять лет. Кроме налогов (на них сетуют 70% опрошенных), представители бизнеса жаловались на снижение покупательной способности населения (72%), несовершенство судебной системы (52%), коррупционные риски в административных вопросах (48%).
Штрафы за превышение скорости
В 2020 году могут ввести штраф за превышение разрешённой скорости на 10 км/ч (сейчас нештрафуемый порог — 19 км/ч), а также штраф за опасное вождение.
В конце 2017 года Дума в первом чтении одобрила штраф в 5000 рублей за опасное вождение. Затем законопроект отложили до весны 2019 года. Вступит ли он в силу 2020 году, пока не ясно.
Также весной 2020 года Дума может принять закон, по которому машины граждан, пойманных за вождение в нетрезвом виде, будут эвакуировать и возвращать под залог 30 000 рублей. В пояснительной записке говорится, что треть пойманных за пьяную езду просто не платят штраф, а залог поможет собрать деньги с нарушителей.
Стоит ли надеяться на стабильность фискальной политики
Дмитрий Медведев пообещал, что налоги не будут расти шесть лет. Правительство сейчас готовит закон о неналоговых платежах, которые включают в себя различные взносы и сборы. Но, по словам премьера, это не приведет к увеличению фискальной нагрузки.
Как только эти изменения вступят в силу, правительство введет мораторий на повышение сборов, пояснил Дмитрий Медведев: «С этого года НДС повышен до 20%, нам нужно было найти ресурсы для реализации национальных проектов, мы сбалансировали это решение тем, что сохранили льготные ставки НДС на социально значимые товары, зафиксировали на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30% и провели налоговый маневр в нефтяной отрасли. Сейчас завершается подготовка законопроекта, который предусматривает включение в налоговый кодекс ряда неналоговых платежей, порядок взимания которых раньше регулировался подзаконными актами. При этом фискальная нагрузка по ним не должна измениться. После всех этих решений вводится мораторий на их изменение, налоги в течение ближайших шести лет корректироваться не должны».
В последние годы власти не раз обещали не повышать налоги:
Премьер-министр Дмитрий Медведев, 2015 год: «Правительство не собирается вводить новые налоги и сборы, равно как и повышать ставки по существующим налогам и сборам».
Президент Владимир Путин, 2017 год: «Я не могу с вами согласиться в том, что кто-то кого-то пытается ввести в заблуждение по поводу налогообложения. Мы договаривались о том, что до конца 2018 года налоги расти не будут, и в целом это все-таки выдерживается. Начиная с 2019 года, что будет? Мы наметили основные направления развития, осталось только найти источники».
Президент Владимир Путин, март 2018 года: «Повторяю, никаких решений еще не принято, есть только предложение существенным образом понизить НДС, но зато все остальное выровнить».
Министр финансов Антон Силуанов, май 2018 года: «В течение шести следующих лет налоги повышаться не будут, но перед этим мы поднастроим налоговую систему таким образом, чтобы пойти, с одной стороны, навстречу бизнесу, а с другой — мы создаем условия для повышения администрирования, собираемости и упрощения налогов. И эти решения будут приняты в этом году с тем, чтобы на следующий шестилетний период налоговая система кардинально не менялась».
Несмотря на заверения властей, налоги в последнее время росли, и надеяться на перемены не стоит, убежден партнер ФБК Legal Александр Ермоленко: «В последнее время это было очень наглядно — НДС вырос на 2% и лег на потребителей, та же самая история произошла с акцизами и с топливом, но это тоже налоговая нагрузка. Ситуация системно выглядит так, что налоги не могут не расти. Наше государство уже привыкло к достатку за последние 20 лет, оно привыкло тратить. Поскольку экономика и налоговая база не растет, то сохранить тот же самый уровень поступлений можно только в случае увеличения налогов. Чтобы не провоцировать социальные взрывы нужно постоянно говорить, что налоги расти не будут, и стараться повышать их незаметно. Все время возникают какие-то новые платежи, которые приходится платить, допустим, за ремонт многоквартирных домов. Можно, конечно, сказать, что это не налог, но на самом деле это очень на него похоже».
Такой она и останется
Неизменность налоговых условий – ключевой способ стимулировать инвестиции, пишет Минфин и предлагает несколько точечных корректировок налоговых правил.
Но изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, уже достаточно. Ключевое из них – унификация налоговых региональных льгот. В 2019 г. Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов региона. В некоторых регионах эти правила фактически уже работают, рассказывает партнер Dentons Василий Марков. Нужно учитывать, что региональные льготы, не предусмотренные Налоговым кодексом, скоро в принципе исчезнут, предупреждает он.
Также Минфин предлагает отказать регионам в праве выбирать, для каких объектов недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.
Объектов, налоговая база которых рассчитывается по балансовой стоимости, очень много – это производственные базы, склады, гостиницы и др., рассказывает председатель совета национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский. Предложение Минфина в условиях снижающихся цен на рынке недвижимости и замедления экономики ухудшит положение налогоплательщиков, уверен он: «Балансовая стоимость обычно существенно ниже кадастровой (должна быть приближена к рыночной), и для многих налоги вырастут в разы».
Еще один риск – включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.
Минфин задумал повысить налоги вопреки обещанию их не повышать
Налоговая нагрузка на бизнес в России может вырасти, несмотря на обещание Минфина не менять налоговую политику в ближайшие три года. Об этом пишет принадлежащая семье Демьяна Кудрявцева газета «Ведомости».
Указывается, что в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы», с которым ознакомилось издание, содержатся несколько мер, которые могут привести к росту налоговой нагрузки.
В частности, в документе идет речь об унификации налоговых региональных льгот. В этом году Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень его налоговых расходов.
Также ведомство предлагает рассчитывать налог для всей недвижимости исключительно по кадастру, отказывая в праве рассчитывать налогооблагаемую базу от балансовой стоимости. Обычно она значительно ниже кадастровой, что позволяло собственникам платить меньше.
Бизнесу, хулиганам и пенсионерам могут выписать новые штрафы
В новую версию КоАП могут добавить штрафы по статье «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Они будут касаться ИП и компаний, не выполняющих требования контролирующих органов.
Суммы для физлиц составят 5000–7000 рублей (раньше 300–500 рублей), а для должностных — 50 000 — 70 000 рублей (раньше 1000–2000 рублей). За повторное неисполнение требований органов контроля физлиц накажут штрафом 20 000 — 40 000 рублей, а индивидуальных предпринимателей — 50 000 — 70 000 рублей. Должностное лицо может получить штраф 100 000 — 150 000 рублей или будет отстранено от работы на срок до трёх лет. Для юрлиц повторное нарушения обойдётся в сумму от 1 до 2 млн рублей.
Антиобщественное поведение в новом году тоже может подорожать. Штраф за мелкое хулиганство поднимется до 3000–5000 рублей вместо 500–1000 рублей. К мелкому хулиганству могут отнести отправление естественных надобностей в общественном месте и «другие действия, выражающие явное неуважение к личности и обществу».
Поддержала идею штрафовать пенсионеров заместитель председателя президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова. Она заявила: «Законы надо исполнять. Сегодня государство предписывает 385-м законом не индексировать пенсии работающим пенсионерам. Если человек работает неофициально и не платит налоги, но при этом ему продолжают индексировать пенсию — это незаконно». Напомним, что средний размер пенсии в РФ на 1 января 2019 года составил 14 826 рублей. В некоторых регионах он не превышает 12 000 рублей.
Фото: bigstockphoto.com/vostock-photo.online
В чем была проблема с земельным налогом?
Проблема была в том, что у некоторых людей он мог за год сильно вырасти, иногда даже в несколько раз. Например, в прошлом году пришла квитанция на 1200 рублей, а в этом — уже на 2500 рублей. А потом еще больше. И еще больше.
Так происходило потому, что налог начисляют по кадастровой стоимости. А она может меняться каждый год. Повлиять на это сложно, хотя иногда кадастровая стоимость бывает завышенной.
Для многих семей непредсказуемый рост земельного налога был проблемой. Вместе с налогом на имущество и машину осенью приходилось платить несколько тысяч рублей сразу. Точную сумму семья узнавала незадолго до срока уплаты. Планировали потратить на налоги 4000 рублей, а в квитанции было указано 7000. Где брать деньги на внезапно появившиеся доначисления, налоговая не подсказывала.
В августе 2018 года приняли поправку по налогу на имущество: он не будет расти больше чем на 10% в год. А с землей такого ограничения не было. Теперь есть.
Бизнес не верит
«У бизнеса есть примета: обещали стабильность в налогах – жди поправки в Налоговый кодекс на 300–400 страниц», – шутит партнер Taxology Алексей Артюх. Пока же фискальная нагрузка чрезмерна и, более того, постоянно растет, сетует и президент «Опоры России» Александр Калинин: НДС вырос, Верховный суд собирается рассматривать осенью постановление, позволяющее в любой момент привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления, а обещание не вводить новые неналоговые платежи не выполняется. Так, в мае 2018 г. в восьми муниципалитетах Краснодарского края был введен курортный сбор. Появился сбор в 1,2% стоимости договора, который застройщики перечисляют в Фонд защиты дольщиков, отчисления букмекеров на спорт и др. Правила постоянно изменяются не в пользу бизнеса, констатирует Калинин.
Недостаточно зафиксировать налоговые ставки – это лишь одна из многих составляющих налогообложения, предупреждает старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Власти регулярно отменяют налоговые льготы (например, на энергоэффективность зданий), меняют правила налогового администрирования, ужесточается судебная практика, перечисляет он. Еще несколько лет назад бизнес и представить не мог, что при сборе налогов на недвижимость движимое имущество превратится в недвижимое, вспоминает Андреев, а сейчас это повсеместная практика. Администрирование и судебная практика менялись даже ретроспективно, подтверждает Артюх. Бизнес будет смотреть не на заявления о стабильности нагрузки, а на реальное положение дел, говорит Марков, но для того, чтобы бизнес поверил, должны пройти годы.
Автомобили подорожают
В 2018 году в России продали 1,8 млн машин и рынок продолжил снижаться на протяжении семи месяцев подряд. По данным АЕБ, в период с января по октябрь 2019 года продажи сократились на 2,4%, до 1,4 млн машин. Компенсировать падение производители и импортёры будут повышением цен. Поэтому уже с начала осени специалисты рынка настоятельно советовали не откладывать покупку нового авто по старой цене.
С 1 января 2020 года цены на машины вырастут и из-за увеличившегося размера утилизационного сбора. Ставки в сегменте легковых автомобилей увеличатся в среднем на 110,7%. Сбор на автомобили с двигателем объёмом 1–2 л поднимется почти на 112,4%, а в сегменте SUV и премиальных седанов с двигателем от 3,5 л — на 145%.
В итоге за самые популярные новые легковые авто придётся дополнительно к ценнику заплатить 178 000 рублей против нынешних 84 000 рублей.
Пример расчета налога на рублевые вклады
Предположим, у физического лица в течение 2021 года было три годовых депозита в трех банках:
Банк 1: 500 тысяч рублей под 4,5%, проценты выплачиваются в конце срока действия депозита — 1 декабря 2021 года;
Банк 2: 1 миллион рублей под 5%, проценты выплачиваются в конце срока действия депозита — 31 декабря 2021 года;
Банк 3: 500 тысяч рублей под 4%, проценты выплачиваются в конце срока действия депозита — 1 декабря 2022 года.
В Банке 1 физическое лицо 1 декабря 2021 года получило проценты на 22,5 тысяч рублей, в Банке 2 — 31 декабря 2021 года в размере 50 тысяч рублей, а в Банке 3 процентных доходов в 2021 году не было, так как депозит заканчивается в 2022 году.
Таким образом, совокупный процентный доход по вкладам в российских банках, выплаченный физическому лицу в 2021 году, составит 72,5 тысячи рублей.
Предположим, что ключевая ставка Банка России на 1 января 2021 года составляет 6%, тогда необлагаемый процентный доход физического лица в 2021 году составит 60 тысяч рублей.
В результате для такого физического лица сумма налога к уплате составит: (72 500 р. — 60 000 р.) х 13% = 1 625 р.