Учет в расходах при усн затрат на коммунальные услуги

Коммунальные платежи: как включить в затраты

Включение в расходы коммунальных платежей при упрощенной системе налогообложения – один из самых распространенных предметов спора между налогоплательщиками, применяющими УСН, и налоговыми органами.

С одной стороны, действительно, в статье 346.16 НК РФ коммунальные расходы как расходы, принимаемые в целях налогообложения, прямо не указаны.

Все разъяснения налоговых органов, изданные в 2003году, основываясь на этом, прямо запрещали включать в расходы стоимость оплаченных коммунальных услуг.

Однако данная позиция не была отражена в более или менее официальном документе – Методических рекомендациях по применению главы 26.2 НК РФ (напомним, что сейчас Методрекомендации отменены).

А с другой стороны – при применении общего режима налогообложения суммы коммунальных расходов принимаются в затраты, однако в главе 25 НК РФ нет особой статьи или пункта, специально регламентирующего принятие таких расходов в затраты. Следовательно, и при применении общего режима налогообложения отнесение коммунальных расходов в затраты базируется на общих принципах отнесения затрат к расходам, принимаемым в целях налогообложения (см. выше).

Интересно, что аудиторы в 2003 году практически не давали разъяснений по данному вопросу. Однако в 2004 году появились первые проблески определенности позиции. Приведем два материала из отраслевых выпусков журнала “Главбух”:

“Вопрос: Турфирма применяет “упрощенку”. Объектом налогообложения являются доходы за минусом расходов. Можно ли учесть в составе расходов коммунальные платежи?

Ответ: Да, можно.

Перечень расходов, которые можно учесть в целях налогообложения, приведен в ст.346.16 НК РФ. В пп.5 п.1 этой статьи указаны материальные расходы, которые принимаются в целях налогообложения в порядке, определенном в ст.254 НК РФ.

Коммунальные платежи можно отнести к материальным расходам согласно пп.5 и 6 п.1 ст.254 НК РФ.

“Главбух”. Приложение “Учет в туристической деятельности”, N 1, 2004″

“Вопрос: Медицинская организация применяет “упрощенку”. Объектом налогообложения являются доходы за минусом расходов. Может ли она учесть в составе расходов коммунальные платежи?

Ответ: Да, может.

Перечень расходов, которые можно учесть в целях налогообложения, приведен в ст.346.16 НК РФ. В пп.5 п.1 этой статьи указаны материальные расходы, которые принимаются в целях налогообложения в порядке, определенном в ст.254 НК РФ.

Коммунальные платежи можно отнести к материальным расходам согласно пп.5 и 6 п.1 ст.254 НК РФ.

“Главбух”. Приложение “Учет в медицине”, N 1, 2004″

Как видим, это один и тот же материал , но и по его повтору можно судить об определенности позиции редакции уважаемого журнала.

И вот, наконец, в рамках частного ответа появился документ Минфина РФ, полностью подтверждающий позицию налогоплательщиков:

“Вопрос: Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, уменьшить полученные доходы на сумму расходов по оплате коммунальных услуг?

Письмо министерства финансов российской федерации от 27 февраля 2004 г. n 04-02-05/1/19

Порядок исчисления налоговой базы при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения определен гл.26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), вступившей в силу 1 января 2003 г.

В соответствии со ст.346.18 Кодекса налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывает при определении налоговой базы расходы, перечень которых приведен в п.1 ст.346.16 Кодекса.

При этом коммунальные расходы в вышеупомянутом перечне не предусмотрены.

Вместе с тем в соответствии со ст.346.16 Кодекса при определении налоговой базы учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 Кодекса.

Учитывая изложенное, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов по оплате коммунальных услуг в порядке, предусмотренном ст.254 Кодекса.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И.КОСОЛАПОВ”

Пожалуйста, возьмите это письмо на заметку, распечатайте для своего инспектора! Ведь, как и ранее, налоговые органы склонны в досудебном порядке соглашаться с позицией вышестоящей инстанции, которой теперь для налогового органа является именно Министерство финансов.

Арендодатель на «доходной» УСНО: как учесть оплату коммуналки арендаторами

→ Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 июля 2013 г.

журнала № 14 за 2013 г.

Мы благодарим за предложенную тему статьи сотрудника ООО «Эльком лтд» Жовтановскую Маргариту Владимировну, г. Набережные Челны.

Упрощенцы-арендодатели, которые платят налог с доходов по ставке 6%, сталкиваются со следующей проблемой.

Суммы, полученные от арендаторов помещений за потребленные ими коммунальные услуги (свет, вода, тепло, вывоз мусора), в полном объеме перечисляются снабжающей организации.

Однако упрощенцам приходится включать эти суммы в состав доходов, облагаемых единым налогом. Посмотрим, можно ли этого избежать.

Какой порядок расчетов предусмотрен договором аренды

Возможные варианты приведены в таблице.

Условие договора Возникает ли налогооблагаемый доход
Арендатор сам заключает договоры со снабжающими организациями и рассчитывается с ними за коммунальные услуги без участия арендодателя (вариант 1) Нет
Арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению и оплате для него коммунальных услуг за вознаграждение. Такая форма расчетов может быть отражена: Договор арендодателя со снабжающей организацией заключен: Нет
Да
Арендодатель оплачивает коммунальные услуги и перевыставляет арендатору счет (без наценки) (вариант 4) Да
Арендатор оплачивает коммунальные расходы в составе арендной платып. 2 ст. 614 ГК РФ (вариант 5). В договоре в таком случае обычно пишут, что арендная плата состоит из двух величин:
  • постоянной (оплата в твердой сумме);
  • переменной (оплаты потребленных в соответствующем периоде коммунальных услуг)
Дап. 1 ст. 346.15 НК РФ

Рассмотрим подробнее плюсы и минусы этих вариантов.

Кто обязан платить за коммуналку

Обычно арендаторы пользуются коммунальными услугами по тому же тарифу, что и сами владельцы помещения.

Отсюда напрашивается вывод, что экономической выгоды непосредственно от возмещения им стоимости этих услуг (в части, приходящейся на арендатора) арендодатели не получают.

В этом случае не должно быть и дохода, облагаемого налогом при УСНОст. 41 НК РФ. Так, кстати, считали ранее и некоторые судыПостановление ФАС УО от 04.08.2009 № Ф09-4747/09-С2.

Однако в данном случае для налоговых целей важно, кто в соответствии с договором обязан обеспечивать отопление помещения, электроснабжение и т. д.:

  • арендодатель, а так чаще всего и бывает, то и расходы на оплату таких услуг должен нести тоже он (и рассчитывать исходя из этого стоимость аренды). Компенсируя арендодателю его расходы, арендатор освобождает его от затрат по договору. Тут и возникает экономическая выгода — сумму компенсации надо включать в доходы (вариант 4). Этот подход поддержал ВАСПостановление Президиума ВАС от 12.07.2011 № 9149/10, и теперь суды не будут принимать иные решения;
  • арендатор, то и проблем нет: соответствующие затраты доходом арендодателя не являются. Да и вопрос о налогообложении снимается для него сам собой: все расчеты по коммунальным платежам, касающиеся арендованного помещения, происходят без участия арендодателя (вариант 1). В учете у него эти операции не отражаются, и об уплате налогов по ним беспокоиться не нужно. Кстати, если в договоре ничего не сказано о том, кто оплачивает коммуналку по помещению, то это должен делать арендаторп. 2 ст. 616 ГК РФ.

Как видим, самостоятельные договорные отношения арендатора со снабжающими организациями наиболее удобны в налоговом смысле для хозяина помещения. Но такой расклад не слишком приветствуют другие участники цепочки, и на практике он применяется редко.

Арендаторы приходят и уходят, поэтому снабжающим организациям проще заключить один долгосрочный договор с владельцем помещения, чем постоянно перезаключать договоры с его клиентами.

Да и последним удобней работать только с арендодателем, а не с энным количеством разных служб.

Когда арендодатель может считаться посредником

Оформляя посреднический договор с арендатором, упрощенцы, как правило, надеются уйти от необходимости платить налог с сумм, перечисляемых арендатором в возмещение его коммунальных расходов.

Ведь деньги, которые перечисляются посреднику для исполнения его обязательств или в возмещение понесенных затрат по договору, не считаются доходом (кроме самого вознаграждения)подп. 9 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

То есть арендатор как бы поручает арендодателю заключить договоры на электро- и водоснабжение в пользу арендатора и вести расчеты по ним.

УЧЕТ В РАСХОДАХ ПРИ УСН ЗАТРАТ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), осуществляет коммунальные платежи по нежилому помещению: горячее и холодное водоснабжение, отопление, вывоз мусора. Вправе ли организация учесть указанные платежи в расходах?

Перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшить полученные ей доходы, установлен п. 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (НК). При этом расходы на оплату коммунальных услуг не предусмотрены указанной статьей.

Однако пп. 5 п. 1 статьи 346.16 НК налогоплательщик может учесть при расчете налоговой базы по единому налогу материальные расходы. Согласно п. 2 статьи 346.16 НК материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 НК . В соответствии с пп. 5 п. 1 статьи 254 НК к материальным расходам, в частности, относятся расходы на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.

Таким образом, организация может учесть в расходах затраты на горячее и холодное водоснабжение и на отопление. Учтите, что согласно п. 2 статьи 346.16 НК расходы применяются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 статьи 252 НК, одним из которых является обязательное документальное подтверждение расходов. Кроме того, на основании п. 2 статьи 346.17 НК расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты налогоплательщиком.

Затраты на вывоз мусора не входят в установленный в статье 346.16 НК перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога. Поэтому, полагаем, что указанные расходы не могут уменьшить налоговую базу по единому налогу.

Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.