Понятие профессиональных стандартов, сфера их применения
Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой документ с набором определенных профессиональных характеристик, которым должны соответствовать сотрудники с целью исполнения конкретных задач на занимаемой должности.
Первые проекты подобных документов зафиксированы еще в 2013 году. Однако только с 2015 года некоторые из них стали обязательными к применению для ряда нанимателей, профессий и должностей.
Профстандарты могут разрабатываться работодателями самостоятельно или с привлечением дополнительных экспертов в указанной области. Помимо этого, стандарты, скорректированные под нужды конкретного предприятия, также могут быть разработаны под заказ в юридических конторах, то есть, третьими лицами.
Основным требованием к проекту профессионального стандарта выступает соответствие положений разрабатываемого документа методическим указаниям Министерства труда РФ, макету шаблонного профстандарта, а также грамотное распределение квалификационных уровней в документе.
По факту формирования проекта стандарта, вместе с приложенными документами, его направляют в Минтруда РФ для рассмотрения и утверждения. Проект может быть отклонен, принят или направлен на доработку. Процесс формирования и принятия подобных стандартов фиксируется в ПП РФ №23 от 22.01.2013г.
Сферой применения профессиональных нормативов является рабочая деятельность трудоустроенных граждан. Они необходимы для описания норм рабочего процесса субъекта, а также требуемого уровня его опыта, практических навыков и образования.
В частности, квалификационные уровни описывают такие требования к сотруднику:
- наличие конкретных знаний и умений в соответствии с профилем профстандарта и должностью субъекта;
- необходимый уровень квалификации, которому отвечают должностные обязанности субъекта, а также его полномочия.
Повышение уровня квалификации оценщика
Для повышения уровня квалификации работнику необходимо получить оценку знаний и умений.
Поддержание профессионализма работника (а, следовательно, и качества оказываемых услуг) на высоком уровне осуществляется, в том числе, через систему повышения квалификации и переаттестации. Таким образом, программы образовательных учреждений, которые периодически посещает специалист по оценке, непосредственно влияют на качество оценочных услуг.
В ближайшее время система оценки квалификаций претерпит изменения — уже идет процесс создания Центров оценки квалификаций (ЦОКов).
Напомним, что на данный момент утвержден единственный ЦОК, созданный на базе двух организаций: Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций и Общероссийского межотраслевого объединения работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций (АВЕКО). Наличие всего одного ЦОКа вызывает еще один вопрос: стоит ли беспокоиться относительно вероятности монополизации Центров оценки квалификаций и злоупотребления их функциями?
Ответить на этот вопрос важно, поэтому оценщикам необходимо не только внимательно следить за новостями в этой сфере, в том числе на сайте Ассоциации участников финансового рынка, но и активно участвовать в процессе становления системы квалификаций. Статью подготовила Наталья Ничкова
Статью подготовила Наталья Ничкова
Зачем нужен профстандарт оценщика?
«Профстандарт – это большая инструкция по трудовым действиям, которые совершает работник на своем рабочем месте при составлении отчета об оценке», – объяснил Первушин Никита Викторович, заместитель Председателя Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.
В выступлении на круглом столе Н.В. Первушин отметил, что на рынке есть принцип четырех удовлетворенностей:
- студенты ВУЗов должны быть удовлетворены качеством образования;
- работодатель должен быть удовлетворен качеством сотрудника, которого ему предоставил ВУЗ;
- работодатель и заказчик должны быть удовлетворены результатами деятельности работника.
Образовательные и профессиональные стандарты накладываются друг на друга в части умений и знаний, которым должен обладать работник.
Схема из презентации Первушина Н.В., заместителя Председателя Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций:
Профессиональные стандарты работодатели могут применять:
- при формировании кадровой политики предприятия;
- в процессе управления персоналом;
- при организации обучения сотрудников и их аттестации;
- при разработке должностных инструкций,
- при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам;
- при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Образовательные учреждения должны применять профстандарты:
- при разработке образовательных стандартов;
- при разработке профессиональных образовательных программ.
Главная задача профстандартов – привести в соответствие образовательные программы реальным требованиям бизнеса и обеспечить стабильно высокое качество оказываемых услуг.
Часто руководители организаций и оценщики задают вопрос:
Внимание! Нельзя уволить оценщиков, не соответствующих профстандартам — трудовое законодательство не предусматривает такого основания увольнения. Трудовой договор с работником можно расторгнуть по причине его несоответствия занимаемой должности или недостаточной для выполняемой работы квалификации, только если эти факты будут подтверждены результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ)
Трудовой договор с работником можно расторгнуть по причине его несоответствия занимаемой должности или недостаточной для выполняемой работы квалификации, только если эти факты будут подтверждены результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ).
Если оценщик добросовестно выполняет свою работу, особенно если он прошел аттестацию, оснований для увольнения нет.
Профстандарт, который должен регулярно обновляться, поможет увязать предоставляемые образовательные программы и актуальные требования к компетенциям специалистов в оценочной деятельности.
Отметим, что понятие профессиональных компетенций сопоставимо с терминами «трудовые функции» или «трудовые действия», которые используются в профстандарте.
Обзор документа
Приведены Временные методрекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций РФ.
Рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки и содержат описания видов работ по ее подготовке.
Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.
Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.
Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Уровни квалификации в профстандарте оценщика
Опыт работы и образование влияют на уровень квалификации, определяющий должность работника и его трудовые функции, в том числе категорию сложности оцениваемых объектов.
Рис.2. Связь требуемого опыта и образования с уровнями квалификации, возможными наименованиями должностей и трудовыми функциями:
Категории сложности объектов оценки в соответствии с профстандартом
Объект оценки | III категория сложности | II категория сложности | I категория сложности |
Транспортные средства | Транспортные средства, выпуск которых прекращен более тридцати лет назад, и уникальные транспортные средства | Транспортные средства, выпускаемые ограниченными сериями, а также те, выпуск которых прекращен не более тридцати лет назад | Серийно выпускаемые в настоящее время транспортные средства |
Движимое имущество | Уникальное и представленное в единичных образцах движимое имущество | Движимое имущество, выпущенное ограниченными сериями, а также извлеченные (добытые из недр) полезные ископаемые и сырьё | Массово (серийно) представленное движимое имущество |
Недвижимое имущество | Земли особо охраняемых территорий и объектов, памятники архитектуры и объекты культурного наследия (относящиеся к недвижимому имуществу) и права, связанные с ними | Месторождения полезных ископаемых, участки недр и права, связанные с ними | Недвижимое имущество за исключением недвижимого имущества, относящегося ко II и к III категориям сложности |
Организации | Кредитные и некредитные финансовые организации, транснациональные организации | Организации добывающих отраслей, многопрофильные холдинги, за исключением организаций, относящихся к III категории сложности | Организации, за исключением организаций, относящихся ко II и к III категориям сложности |
Культурные ценности | Культурные ценности, возраст которых превышает сто лет | Культурные ценности, возраст которых более пятидесяти лет, но не более ста лет | Культурные ценности, возраст которых не превышает пятидесяти лет |
Интеллектуальная собственность | Произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач | Интеллектуальная собственность, за исключением интеллектуальной собственности, относящейся к III категории сложности |
Корректировки трудового законодательства РФ в 2016-2017гг.
Уровни квалификации являются необходимым оценочным этапом при поступлении на работу. Соответствие им знаний субъекта является возможностью потенциального трудоустройства на желаемую должность.
Начиная с июля 2016 года, каждый сотрудник организации должен соответствовать профессиональным требованиям квалификационных уровней, если подобное закреплено в локальном нормативе или ТК РФ.
Впрочем, действие профстандартов не распространяется на перечень специальностей, чья деятельность не связана с получением льгот. Также регламент стандартов не распространяется на те профессии, чьи трудовые функции не имеют четкого описания в каком-либо законодательном акте. Так, для государственных работников соответствие стандартам обязательно, для большинства коммерческих структур – данное правило носит рекомендательный характер. Любая коммерческая компания вправе разработать местные нормативные документы или должностные инструкции на основе государственного профессионального стандарта в соответствии с потребностями предприятия.
Помимо этого, исходя из ПП РФ №23 от 22.01.2013г. для таких работодателей предусматривается право самостоятельно формировать стандарты. А с 01.01.2017г. управленец, если того требует сложившаяся ситуация в организации, может по собственной инициативе аттестовать подчиненного с целью определить уровень его текущей квалификации. Также в случае несоответствия квалификационному уровню занимаемой субъектом должности, лицо может быть направлено на курсы дополнительного образования.
Основные уровни квалификации в профстандартах
Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:
Квалификационный уровень |
Профессиональные показатели |
1 уровень квалификации |
Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции. |
2 уровень квалификации |
Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции. |
3 уровень квалификации |
Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий. |
4 уровень квалификации |
Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией. |
5 уровень квалификации |
Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников. |
6 уровень квалификации |
Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании. |
7 уровень квалификации |
Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности. |
8 уровень квалификации |
Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли. |
9 уровень квалификации |
Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний. |
Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.