План действий по регистрации медпункта
Если все необходимое имеется в наличии и предприниматель не хочет доверять организацию здравпункта сторонней организации, ему предстоит сделать ряд шагов:
- Собрать пакет учредительной документации организации.
- Обратиться в Роспотребнадзор за разрешением на открытие медицинского пункта.
- Получить лицензию на меддеятельность либо заключить договор с уже существующей медицинской организацией на оказание профильных услуг.
- Прописать в учетной политике организации Положение о медицинском (фельдшерском, врачебном, оздоровительном) пункте на предприятии. Разработать должностные инструкции для штатных медицинских работников.
Кто по закону обязан организовать медпункт
Ряд предпринимателей считают себя ответственными за здоровье своих работников, некоторые считают, что этот вопрос должен заботить самих сотрудников. Между тем законодательство РФ в обязательном порядке декларирует эту форму охраны здоровья в отдельных организациях:
-
Трудовой Кодекс РФ гарантирует обеспечение от работодателя трудоустроенным гражданам:
- отсутствие опасности в условиях труда (ч. 1 ст. 212 ТК РФ);
- сервис для сотрудников в соответствии с принятым регламентом санитарно-бытовых, профилактических и оздоровительных мероприятий (ч.2 ст.212 ТК РФ).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорит о том, что такой пункт должен быть непременной частью системы охраны здоровья работников средних и крупных компаний.
-
СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» в п. 5.27 уточняет, на каких предприятиях обязательно размещение такого пункта:
- со среднесписочной численностью от 50 до 300 штатных сотрудников – медпункт;
- с работниками в количестве более 300 человек – фельдшерский (врачебный) пункт.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ряд организаций, даже не достигающих заявленной численности, обязаны организовать постоянный доступ сотрудников к медицинским услугам в силу своей отраслевой специфики. Например, работники транспорта получают меддопуск перед выходом в рейс и осматриваются после окончания смены (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
Закон предписывает организацию собственных медицинских (фельдшерско-врачебных) пунктов предприятиям следующих отраслей:
- добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
- охранные услуги (военизированные);
- производство пищевой продукции;
- услуги общепита (стационарные и в транспорте);
- предприятия транспорта;
- ряд услуг (образовательные, некоторые бытовые и др.).
Могут ли организовать медпункт другие предприниматели?
Закон оговаривает безусловную необходимость здравпунктов для крупных и средних фирм. Другие предприниматели могут позаботиться о здоровье своих сотрудников по собственной инициативе, приняв в штат медработников и организовав для них рабочее место. Следует помнить, что это невозможно без получения двух важных разрешительных документов:
- лицензии на медицинскую деятельность;
- санитарно-эпидемиологическое заключение.
ВАЖНО! При открытии медпункта без лицензии, что обнаружится при проверке, руководители получат серьезный штраф, а если случится что-то серьезное, то и уголовную статью. Часто признается более целесообразным заключение договора с определенным действующим медицинским учреждением
В рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала
Часто признается более целесообразным заключение договора с определенным действующим медицинским учреждением. В рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала.
* * *
Сформулируем основные выводы:
- Организаторы физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников. В связи с этим на объектах спорта должны быть созданы медицинские пункты. Организация деятельности медицинского пункта объекта спорта рассмотрена в Приказе N 134н. Также в данном Приказе приводятся рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников и порядок оснащения медицинских пунктов.
- Расходы на содержание медицинского пункта на приобретение оборудования и лекарственных препаратов отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
- Расходы на выплату заработной платы штатному персоналу медпункта отражаются по кодам вида расходов 111, 119 с отнесением соответственно по подстатьям 211, 213 КОСГУ.
- Расходы на уплату госпошлины для получения лицензии отражаются по коду вида расходов 852 и статье 290 КОСГУ.
С. Валова
Эксперт журнала
«Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Необходимо ли лицензировать медицинский пункт на предприятии?
Лицензирование деятельности медицинского персонала и медкабинет на предприятии в целом является прямой и непосредственной обязанностью руководства предприятия. Такая процедура осуществляется государственными врачебными центрами. После ее прохождения медпункт имеет право на осуществление определенных медицинских действий в соответствии со спецификой полученной лицензии.
Обратите внимание! Лицензионный орган по итогам аттестации выносит решение о соответствии стандартам и организации медпункт на предприятии требования и параметрам качества с государственными стандартами. После проведения данных мероприятий функциональный центр может осуществлять свою деятельность
Учитываем расходы
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Аналогичная норма действует с 2009 г. в отношении плательщиков ЕСХН. Согласно пп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу уменьшают в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории налогоплательщика.
При учете расходов на содержание здравпунктов финансисты уже давно выдвинули условия, о которых в Налоговом кодексе нет ни слова: они считают, что содержание здравпункта оправдано только на производствах с вредными и (или) опасными условиями труда (Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/69). Возможно, виной тому Постановление арбитражного суда, выдержка из которого приводится в Письме (целью здравпункта является оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой работника в медицинское учреждение (поликлинику, больницу, медсанчасть, травматологический пункт и т.п.)), а возможно, упоминание о вредных или тяжелых условиях труда в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (но применительно к другим расходам). Полагаем, налогоплательщик вправе учесть расходы, связанные с содержанием его здравпункта, вне зависимости от того, какие условия труда на предприятии.
Однако следует признать: если наличие медсанчасти, здравпункта и т.п. как структурного подразделения организации обусловлено требованиями действующего законодательства РФ, доказать экономическую обоснованность расходов на содержание такого объекта значительно проще (Постановление ФАС МО от 26.11.2009 N КА-А40/12347-09).
Помимо расходов на содержание помещений и инвентаря (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), предприятие, создавшее здравпункт, несет расходы по выплате заработной платы медицинским работникам. Каких-либо исключений для учета расходов на заработную плату работников здравпунктов предприятия ст. 255 НК РФ не предусматривает. Заработная плата работников здравпунктов на предприятиях относится к расходам на оплату труда, если на работодателя законодательством возложена обязанность проведения медицинских осмотров (Письма Минфина России от 18.04.2006 N 03-03-04/1/356, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/90). В Постановлении ФАС УО от 30.08.2007 N Ф09-6469/07-С2 сделан вывод, что заработная плата работников здравпункта включается в состав прочих расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2007 N 17АП-2465/07-АК суд указал, что оплата услуг кадрового центра по предоставлению медицинского персонала правомерно учтена в расходах на основании пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку эти затраты связаны с выполнением обществом возложенных на него обязанностей по обеспечению нормальных условий труда и лечебно-профилактическим обслуживанием работников предприятия. Расходы по договору с кадровым центром включались в оборотную ведомость по счету 91 с формулировками «услуги» и «зарплата здравпункта». Собственного здравпункта общество не имеет, и понесенные расходы связаны с оплатой труда привлеченного медицинского персонала и услуг кадрового центра, представившего этот персонал. Довод инспекции о том, что услуги медперсонала не связаны с производством и реализацией, был отклонен. Учитывая, что предприятие не имеет собственных здравпункта и медперсонала, обязанности работодателя по охране здоровья своих работников (ст. ст. 212, 213 ТК РФ) исполнялись с помощью привлеченных работников, для чего были использованы услуги кадрового центра.
У предприятия могут возникнуть и иные обоснованные расходы, связанные с содержанием здравпункта. Так, ст. 222 ТК РФ предусмотрено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Поэтому при воздействии на работников здравпункта вредных производственных факторов (например, при осуществлении физиотерапевтических процедур используются свинцовые электроды) им выдается молоко, расходы на которое учитываются согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 28.04.2008 N А65-13346/06-СА2-41).
Кто по закону обязан организовать медпункт
Медицинская деятельность на различных видах производства регламентируется отраслевым законодательством. В нормативных отраслевых актах содержатся типовые требования к осуществлению медицинского контроля и обеспечения деятельности организации.
Типовой медицинский кабинет в организации с минимальным набором медицинского оборудования
Закон предусматривает создание здравпункт на предприятии требования санпин и иными нормативными актами о лицензировании в компаниях, где в силу законодательных требований и специфики работы требуется как постоянный врачебный контроль и проведение плановых постоянных осмотров, так и на предприятиях. Где присутствует постоянная опасность получения вреда для здоровья в силу специфики деятельности. В таком случае постоянный санитарный контроль обеспечивается силами и подразделением самой организации в отличие от иных компаний, где в случае нештатной ситуации привлекаются государственные специалисты.
Важно! При организации таких подразделений необходимо в обязательном порядке соблюдать требования, предъявляемые к штатным лечебным подразделениям. В противном случае государственные органы при проведении проверки могут наложить административный штраф за нарушения законодательства на руководство предприятия
Проведение лечебного обследования в организации силами штатного врачебного персонала
Приобретение оборудования, инвентаря, медикаментов
Для организации работы медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения (п. 7 приложения 7 к Приказу № 134н):
Обратите внимание: рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта дан в приложении 8 к Приказу № 134н. В упомянутом приложении 8 приводится оснащение медпункта, предназначенного для спортсменов, а также для зрителей и других участников спортивных мероприятий
В упомянутом приложении 8 приводится оснащение медпункта, предназначенного для спортсменов, а также для зрителей и других участников спортивных мероприятий.
В соответствии с указанным приложением медпункт для спортсменов должен содержать, в частности (приводится выдержка из текста):
Наименование видов медицинских изделий, мебели, лекарственных средств
Рекомендуемое количество, шт.
Что необходимо для медпункта на предприятии
Нормы, предусмотренные в специализированных законодательных актах, требуют, чтобы для организации здравпункта руководством предприятия было выделено:
- два помещения с площадью не менее 15-20 кв. м;
- в обоих помещениях должны быть окна (дневное освещение);
- пол и стены должны быть отделаны материалами, которые легко мыть;
- хотя бы в одной из комнат должна быть канализация и доступ к водопроводной воде (холодной и горячей).
Потребуется набор мебели, хотя б минимальный:
- стол;
- стулья;
- кушетка;
- шкафчики для лекарств и документов;
- холодильник для хранения медпрепаратов.
Оборудование должно включать в себя:
- компьютер;
- весы;
- ростомер;
- прибор для измерения артериального давления;
- глюкометр;
- аппаратуру для физиопроцедур;
- другие медицинские аппараты по желанию и специфике организации.
Естественно, нужно будет периодически приобретать ряд медицинских препаратов, своевременно обновляя те, у которых истекает срок годности. В бюджете нужно предусмотреть затраты на оплату труда медицинского штата: обычно это врач (фельдшер) и медсестра.
Спросят лицензию
Правда, сложностей при учете расходов на здравпункты хватает и без учета поправок. Так, Минфин России требует, чтобы организации, создавая такое подразделение, указывали в учредительных документах факт ведения медицинской деятельности. А такая деятельность лицензируется. Следовательно, без лицензии затраты на медпункт учесть нельзя (Письма от 09.07.2004 N 03-30-05/1/69, от 14.12.2004 N 03-03-01-04/1/175).
На наш взгляд, эти требования излишни. И вот почему. Действительно, ведение медицинской деятельности лицензируется. И под нее и вправду можно подвести и работу здравпункта. Даже если в нем просто измеряют давление. Так, в п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499) сказано, что под медицинской деятельностью подразумевается в том числе проведение профилактических и диагностических мероприятий.
Но НК РФ ни слова не говорит про лицензии. А значит, если организация понесла реальные расходы, их можно учесть при налогообложении прибыли. Даже если у организации нет лицензии на такой вид деятельности.
В.А.Сидоркина
Юрист
Приложение N 7. Положение об организации деятельности медицинского пункта объекта спорта
Приложение N 7к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам,занимающимся физической культурой и спортом (в том числепри подготовке и проведении физкультурных мероприятийи спортивных мероприятий), включая порядок медицинскогоосмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,заниматься физической культурой и спортом в организацияхи (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийскогофизкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,утв. приказом Министерства здравоохранения РФот 1 марта 2016 г. N 134н
Положениеоб организации деятельности медицинского пункта объекта спорта
1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности медицинского пункта объекта спорта.
2. Медицинский пункт объекта спорта (далее — Медпункт) организуется на объектах спорта, спортивных сооружениях, в местах проведения тренировочных мероприятий и спортивных соревнований.
3. Медпункты по функциональному назначению могут организовываться отдельно для спортсменов, зрителей и других клиентских групп спортивных соревнований.
4. В Медпункте оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах спортсменам и специалистам, работающим со спортсменами, организаторам, зрителям, персоналу спортивных сооружений и другим лицам, находящимся на объекте спорта, в том числе на этапах медицинской эвакуации до прибытия машины скорой медицинской помощи.
5. Количество Медпунктов при проведении спортивных мероприятий определяется их организаторами по предполагаемому объему оказания медицинской помощи исходя из вида спорта, количества спортсменов, зрителей и иных участников, предполагаемых видов заболеваний и травм.
6. Медпункты могут организовываться в местах проведения тренировок и в местах непосредственного проведения соревнований.
7. Для организации работы Медпункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
8. Медпункт должен быть приспособлен для оказания медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
9. Медпункт для спортсменов осуществляет следующие функции:
оказание медицинской помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи спортсменам и приравненному к ним персоналу при заболеваниях и травмах;
оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи, в том числе по профилю «лечебная физкультура и спортивная медицина» спортсменам и приравненному к ним персоналу;
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
проведение дополнительных медицинских осмотров спортсменов в тех видах спорта, где это регламентируется правилами проведения соревнований;
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки спортсменов в соответствующие медицинские организации;
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований;
другие мероприятия, в соответствии с медицинскими правилами и регламентами международных спортивных организаций.
10. Медпункт для зрителей, специалистов, работающих со спортсменами, организаторов, персонала спортивных сооружений осуществляет следующие функции:
оказание медицинской помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
оказание первичной медико-санитарной помощи при заболеваниях и травмах;
направление в соответствии с медицинскими показаниями в медицинскую организацию для оказания пострадавшим специализированной медицинской помощи;
участие в организации медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших в соответствующие медицинские организации;
участие в организации проведения противоэпидемических мероприятий в местах проведения соревнований.
11. Численность медицинских работников Медпункта (для спортсменов, для зрителей) определяется в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского пункта объекта спорта, согласно приложению N 9 к Порядку.
13. Медпункты обеспечиваются связью с организаторами спортивного мероприятия, главным врачом соревнований, службой скорой медицинской помощи, другими службами, участвующими в организации спортивного мероприятия.
14. Медпункты представляют отчеты о своей деятельности главному врачу соревнований, а также осуществляют ведение учетной и отчетной документации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.