С 2024 года скупщики макулатуры обязаны платить НДС

Эксперты за НДС Фокина

Федеральный закон № 424-ФЗ уже раскритиковали все, кто только с ним ознакомился или кого он так или иначе коснулся: Лига переработчиков макулатуры, заготовители, Министерство промышленности и торговли, Министерство природных ресурсов и экологии, Московский университет имени С. Ю. Витте, Московский государственный университет, РАНХиГС, Российский экономический университет, Общественная палата РФ, «Деловая Россия», «Общероссийский народный фронт», «Опора России».

Например, Наталья Беляева, независимый эксперт, уполномоченный на проведение анализа законопроекта для комитета Госдумы по бюджетам и налогам, отмечает в своей экспертизе, что в № 424-ФЗ выявлен ряд коррупциогенных факторов. Она уверена, что в результате принятия этого закона выигрывает только одна группа лиц, и сама его разработка могла быть следствием давления этой группы — лесозаготовительной отрасли.

Против нового закона выступили эксперты Высшей школы экономики, в числе негативных последствий для отрасли отмечающие усложнение учета и отчетности по НДС, сокращение числа участников отрасли и объемов заготовки макулатуры, падение налоговых поступлений и ухудшение финансовых показателей предприятий. Свое мнение в отношении закона высказали также представители Минпромторга и Минприроды. На заседании Общественной палаты ведущий специалист-эксперт отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга Елена Клеванова подтвердила: заготовители испытывают стресс от агентского НДС, загрузка производственных мощностей снижается. Поэтому профильный департамент Минпромторга поддерживает возвращение НДС Фокина. Что же касается Минприроды, то сложившаяся ситуация — его прямой интерес, так как переход к модели экологически устойчивого развития объявил еще в 2016 году Владимир Путин, потребовавший от всех заинтересованных сторон активных действий в этом направлении. Хаос же в отрасли, которая занимается вторичной переработкой сырья, противоречит этим целям. Кроме того, действия Минфина подрывают исполнения поручений президента по циклической экономике и устойчивому развитию и блокируют исполнение национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего предпринимательства».

НДС с макулатуры с 2024 года

Положения НК РФ рассматривают макулатуру как картонные и бумажные отходы производства, отбракованные, вышедшие из употребления бумажные изделия, в том числе документы с истекшим сроком годности.

Операции по реализации макулатуры от НДС освобождались в период с 2016 по 2020 год. Покупатели вторсырья признаются налоговыми агентами вне зависимости от того, являются ли плательщиками НДС или нет. Начиная с 2020 года, у них появляется необходимость по уплате налога, но лишь в том случае, если продавец сам имеет статус плательщика НДС.

Если продавец применяет общий режим налогообложения Поступление макулатуры от продавца, признанного плательщиком НДС, сопровождается счетом-фактурой. Заполнение документа осуществляется на особых условиях:

  1. в графе 7 проставляется надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»;
  2. по графе 9 отсутствует итоговая сумма с налогом.
  3. в графе 8 сумма налога не указывается;

Получение подобного документа обязывает покупателя уплатить НДС в качестве налогового агента.

При этом появляется право на вычет входного налога, если плательщик исчисляет НДС на общих основаниях. Операции по поступлению сырья должны быть отражены в налоговой декларации, обязанность по составлению которых возлагается на всех налоговых агентов, в том числе находящихся на льготных системах налогового обложения.

Если продавец освобожден от уплаты НДС В случае, когда продавец не признается плательщиком НДС, не возникает обязанности по перечислению налога и у покупателя сырья.

Выставлять счет-фактуру не требуется, в первичных документах будет проставлена отметка «без НДС».

Определение налоговой базы Налоговая база по бумажным отходам определяется покупателями самостоятельно. При расчете за основу берется в 2020 году стоимость макулатуры с учетом НДС. Сумма налога определяется расчетным методом в том случае, если присутствует отметка «НДС исчисляется налоговым агентом».

Расчет НДС Покупатели определяют НДС при поступлении сырья исходя из расчетной ставки 20/120.

Уничтожение документов

После прочтения сжечь! Ваши старые документы не выдадут ни одной тайны Мы действительно уничтожаем документы в соответствии с Европейскими стандартами уничтожения и при этом платим Вам за это деньги!

  1. Шоссейная ул, Д 92 стр 3.
  2. Оформляем все необходимые документы и акт об уничтожении.
  3. Вы можете привезти документы в любом виде.
  4. За каждый привезенный килограмм документов (офисной бумаги), подлежащих уничтожению, мы заплатим Вам по 12 рублей. Разгрузка автотранспорта нашими силами бесплатно.

Владеешь информацией – владеешь миром.

Почему-то все считают, что эта поговорка о прессе. Ничего подобного! Она о прокуратуре, о налоговой, о конкурентах, — о всех тех, кто мечтает хоть одним глазком взглянуть на ваши архивы.

А у любой успешной компании немало и того и другого — и недругов, и архивов, — ведь при эффективном бизнесе объем информации огромен

Информации важной, конфиденциальной, секретной

Даже хранить её – и то тревожно, не говоря уже о том, что бумаги занимают место. Много офисных квадратных метров, за которые вы платите немаленькую аренду!

За что?! Зачем?! Она что – дорога вам, как память? В общем, все старые документы, особенно секретные, лучше всего после прочтения сжечь. А пепел развеять над головами налоговых инспекторов и конкурентов. Идеально! Однако у педантичного руководителя сразу возникнут вопросы. Первый: устроить пионерский костёр в офисе не очень удобно, да и пожарная сигнализация явно будет вставлять палки в колёса.

Второй: кто будет жечь? Кому доверить этот трудоёмкий, рискованный и, не побоимся этого слова, интимный акт?

А если доверенное лицо вдруг даст слабину и вместо пепелища устроит раздачу документов «компетентным органам» и конкурирующим организациям? Это ещё пострашнее костра в офисе! Вывод: бумаги надо уничтожать регулярно.

Это, как мыть машину: чистые стёкла – хороший обзор – безопасное вождение.

Вам же в этом случае надо соблюдать информационную безопасность.

Понимаете, о чём мы? Не терзайте

Сдаем НДС-отчетность в первом квартале 2024

До 25 апреля нужно отчитаться по НДС за I квартал.

Форма декларации и порядок ее составления изменились в 2020 году: теперь там, где была ставка 18%, указывается ставка 20%; в разделах добавлены дополнительные строки, коды операций обновились

Об этих и других изменениях, которые следует учесть при подготовке декларации, читайте в статье.Внимание!Форма ее заполнения (утв

приказом ФНС России от 29.10.2014 ) изменены приказом ФНС России от 28.12.2018 .Новая ставка НДС — 20%С 2020 года налоговая ставка была повышена с 18 до 20%.

В связи с этим в третьем и девятом разделах декларации, а также в первом приложении к девятому разделу, теперь отмечается ставка НДС 20%. В строке 030 третьего раздела также отражена ставка 20/120 вместо прежней ставки 18/180.Кроме того, в третий раздел формы были добавлены дополнительные строки: 041 – для налоговой базы со ставкой 18 % и 042 – для ставки 18/118.

Эти строки заполняются в отношении выдачи корректировочного счета-фактуры на поставки, которые были произведены до 2020 года, например, при возврате товаров.Тем, кто заполняет декларацию в Контур.Экстерне, будет проще сделать все корректно.

В системе уже отражены изменения, связанные с новым форматом декларации НДС. Готовые декларации проверяются на форматные ошибки и ошибки в расчетах, а также отслеживается, чтобы суммы из приложений соответствовали суммам в декларации.

Также Экстерн проверит декларации на предмет расхождений данных с контрагентами.

Словом, вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов. >> Появились новые строки Для экспортеров включены:

  1. строка 036 раздела 9 – код товара при поставке в ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия). В приложении 1 к разделу 9 добавлена соответствующая строка под номером 116.
  2. строка 043 раздела 3 – для отражения НДС и налоговой базы компаний, которые отказались использовать ставку 0%;

Для участников системы «tax free» в раздел 3 декларации включили строки:

  1. 044 – для обозначения налоговой базы, а также

Неконституционная норма

Преподаватель РАНХиГС, куратор программы «Управление отходами производства и потребления», кандидат юридических наук Содном Будатаров провел экспертизу закона, который ввел агентский НДС с 2019 года для заготовителей и переработчиков макулатуры. Своими заключениями он поделился с участниками симпозиума в Московском университете им. С. Ю. Витте.

Эксперт напомнил, что согласно ч. 3 104 ст. Конституции РФ, законопроекты о введении налогов могут быть внесены только при заключении правительства:

«Те, кто принимал этот закон, не могли этого не знать», — подчеркивает Будатаров: юрист напомнил, как в минувшем году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко возмущалась тем, что законы «проталкиваются» в виде поправок.

Странное решение

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего. В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Особенно странным выглядят действия Минфина на фоне современных сервисов, уже сейчас предлагаемых его подразделением — Федеральной налоговой службой. На II Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком» ФНС представила сервис для плательщиков налога на профессиональный доход — простой, максимально дружественный к пользователю, полностью автоматизированный. Но если самозанятый пользователь сервиса рискнет связаться с заготовкой макулатуры и приобретет хотя бы килограмм у юридического лица, он приобретет все обязанности налогового агента по НДС.

Ведомство ожидало роста поступлений в бюджет? Но на чем основывались эти ожидания? Увеличить уплату налога, при прочих равных условиях, возможно исключительно за счет роста налогооблагаемой базы, то есть, объемов заготовки и переработки макулатуры. Перераспределение обязанностей по уплате налога, учету и отчетности к требуемому результату не приведет.

НДС Фокина предусматривал взимание налога с максимального объема образованной добавленной стоимости в конечных точках ее образования — на заводах. Агентская схема никак не может способствовать росту добавленной стоимости, а только увеличивает число налогоплательщиков, каждый из которых выплачивает налог с ничтожной части образуемой отраслью добавленной стоимости. Минфин склонен полагать, что если сто раз взять 20% с каждого рубля из ста, то в результате получится больше, чем если бы один раз взяли 20% со ста рублей?

Минфин убивает отрасль

Таким образом, 2019 год поставил отрасль в крайне тяжелые условия. Из простой и понятной системы сделали сложную и запутанную. «Сейчас мы наращиваем количество плательщиков, что увеличивает нагрузку на органы власти по администрированию, а ожидать увеличения поступлений нельзя, поскольку то, что раньше собиралось в одном месте, будет распределено по длинной цепочке. То, что делали 80 компаниями, теперь размажется по миллионам. Зачем это было сделано? Непонятно. А НДС — это такой налог, решения по которому следует принимать только после глубокого анализа», — говорит Владимир Саськов.

Основная ошибка Минфина именно в отношении макулатуры заключается в том, что макулатура рассматривалась ведомством так же, как и другие предметы регулирования, в частности металлолом. В заготовке металлолома существует период возникновения полуфабриката, который можно просто «нарисовать» на бумаге, хотя в реальности его не будет существовать.

Это, с одной стороны, еще металлолом, а с другой — полуфабрикат, не готовая продукция. И в ряде случаев участники отрасли злоупотребляли этим. Искусственно встраивали в цепочки компании, которые как бы продавали им полуфабрикат и получали налоговый вычет. В случае с макулатурой министерство, пытаясь найти в цепочке поставок аналогичный полуфабрикат, имело в виду сортированную и кипованную макулатуру, то есть сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС. Но у участников отрасли возникает закономерный вопрос: зачем нужны манипуляции с макулатурой, если это сырье и так освобождено от НДС? Ответа на него так и нет.

Участники отрасли бьют тревогу. «Мы еще не получали требований из налоговой инспекции, — говорит бухгалтер одного из ПЗП, — но только потому, что сама ФНС пока не поняла, что происходит». По ее словам, уже известны случаи, когда заготовители заявили НДС к вычету по приобретенным услугам.

Если раньше это было невозможно, потому что деятельность мелких реализаторов макулатуры не облагалась НДС, то теперь у них появилась такая возможность. И, естественно, объясняет бухгалтер, бюджет эти деньги потеряет.

Крупные заводы уже почувствовали изменения — их работа усложнилась: входящие счета-фактуры без НДС могут не соответствовать действительности. Приходится постоянно звонить заготовителям и уточнять, по какой системе налогообложения они работают.

Есть и чисто технические трудности с учетом. Программа 1С сейчас поддерживает только одну версию — КОРП. И если компании-отходообразователю требуется учесть даже одноразово работу с макулатурой, она должна приобрести новую программу, которая стоит порядка 35 тыс. рублей. Кроме расходов на программу, отходообразователь также должен оплатить обучение сотрудника. И все это для того, чтобы проделать одну операцию, потому что об НДС необходимо отчитываться в электронном виде, а реализация макулатуры для подавляющего большинства отходообразователей — работа непрофильная.

Но, пожалуй, самый сложный момент — то, что заготовитель как налоговый агент должен исчислить НДС на момент отгрузки, во время получения макулатуры. И исчислить его надо по счету-фактуре, который предоставляет отходообразователь. Соответственно, при отсутствии такого документа налог исчислить невозможно. Что с этим делать? Непонятно. А поскольку для большинства отходообразователей макулатура — это непрофильный бизнес, то ясно, что никто вопрос решать не спешит. Результат налицо: объемы заготовки макулатуры снижаются.

Отрасль бьется за свое спасение

Уже понятно, что вступление в силу новых поправок к Налоговому кодексу серьезно сказывается на всей отрасли и несет значительные риски и для экономики, и для экологии, так как именно на макулатуре завязано до 50% бумажной промышленности. И если говорить о последствиях, наиболее очевидным из них представляется снижение объемов заготовки макулатуры вследствие уменьшения количества заготовителей, говорит Артем Кирьянов. За этим последуют уменьшение объемов выпуска и реализации продуктов переработки макулатуры; снижение доходности и падение инвестиционной привлекательности отрасли.

Наиболее очевидное решение в сложившейся ситуации, уверен Артем Кирьянов, — вернуться к НДС Фокина, отлично зарекомендовавшему себя в 2016–2018 годах. Это позволит отрасли развиваться, а бюджету — получать НДС в полном объеме, при этом как минимум не ухудшая экологическую ситуацию в стране.

Не исключено, что поправки будут пересмотрены, возможно, все это даже может перерасти в новый отдельный законопроект, но уже с более детальным анализом от всех имеющих отношение к этому правительственных ведомств. Но мгновенно этого не произойдет, а значит, в 2019 году время уже упущено и бюджет недополучит существенные средства, тогда как сама отрасль серьезно пострадает. Ясно одно: отрасли необходим НДС Фокина и его следует вернуть как можно быстрее.

Пляски с налоговым бубном

Агентская система НДС превратила каждого участника отрасли заготовки и переработки макулатуры в налогового агента. Если раньше, при системе «НДС Фокина» обязанность уплаты НДС лежала на продавце продукта переработки макулатуры — перерабатывающем предприятии, то сейчас его должны учитывать все участники цепочки движения макулатуры на завод, от сборщиков до приемно-заготовительных пунктов.

Минфин мотивировал наделение заготовителей макулатуры обязанностями налоговых агентов необходимостью усилить контроль над налоговой дисциплиной. Однако, руководствуясь благими намерениями, ведомство исходило из ложной предпосылки.

Согласно полученным из ведомства сведениям, необходимость введения агентской схемы НДС, по мнению представителей министерства, была обусловлена тем, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика якобы возникает некий полуфабрикат — уже не макулатура, но еще и не готовое изделие (не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д.) — облагаемый НДС.

Соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность неправомерных действий с налогом. Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура — то есть, макулатура, соответствующая ГОСТ 10700–97, то самое сырье, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174 ФЗ, было освобождено от НДС. Однако вследствие использования Минфином этой ложной посылки закон 424-ФЗ был принят без необходимого финансово-экономического обоснования.

Заместитель гендиректора ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаил Пеньков в ходе симпозиума напомнил, что аналогичная система налогового администрирования ранее действовала в отношении металлического лома и сырых необработанных шкур животных. «Но металлолом — это, в основном, промышленный отход, а те организации, которые работают с сырыми шкурами, в основном, на едином сельхозналоге. В отрасли переработки макулатуры ситуация получается куда более трагичная», — утверждает Пеньков.

«При этом денег в бюджете больше не становится, — продолжает эксперт

— Не важно, кто именно оплачивает налог. Поступления в бюджет растут только тогда, когда увеличивается налогооблагаемая база, а изменение схемы налогообложения к увеличению налоговой базы, увы не приводит»

По словам Пенькова, последствия этого решения пока не ясны: итоги первого квартала можно будет подвести не ранее августа-сентября. Но никаких поводов для оптимизма представители отрасли не видят.

«В агентской схеме заготовитель, использующий общую систему налогообложения, обязан исчислить НДС за своего продавца, но при этом имеет право принять начисленную сумму агентского НДС к зачету. В итоге поступления НДС в бюджет оказываются равными выплатам, которые осуществляет перерабатывающее предприятие, — однако то же самое было и при действии „НДС Фокина“.

Фактически „НДС Фокина“ реализовал агентскую схему в ее предельном выражении — переработчик платил налог за всю цепочку поставщиков. Можно сказать, что система „НДС Фокина“ была супер-агентской, супер-простой и супер-эффективной. Сейчас же все участники отрасли вынуждены вести учет и отчетность по НДС, но практически никто из них не понимает, как это следует делать», — заключил эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.