Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации
Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.
К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:
- бухгалтеров и экономистов;
- технических специалистов;
- делопроизводителей.
Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
- В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
- Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
- При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.
Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.
Могут ли привлечь к ответственности работодателя, который не зарегистрировался на портале «Работа в России»?
Вопрос аудитору
От городской администрации получено уведомление о том, что необходимо зарегистрироваться на портале «Работа в России» и
на постоянной основе отражать данные о количестве уволенных работников, о сотрудниках в отпусках без сохранения заработной
платы и т.п. Должна ли организация это исполнять? Предусмотрена ли ответственность?
Привлечение к ответственности за незаполнение форм сведений о движении кадров, размещенных на портале «Работа в
России», возможно с 13 апреля 2020 года.
Поясним.
В конце марта 2020 года Минтруд России внес дополнения в форму отчетности, которую представляют в Роструд органы
службы занятости. Она формируется на основании сведений об увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организаций
либо сокращением численности или штата работников. Эти сведения работодатели обязаны сообщать в центры занятости в
соответствии со ст. 25 Закона от 19.04.1991 №
1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». За их непредставление или несвоевременное представление
предусмотрена административная ответственность по
ст. 19.7 КоАП РФ.
Приказом Минтруда России от 24.03.2020 № 152
форма дополнена графами (таблицами) для отражения сведений о:
- задолженности работодателя по заработной плате перед сотрудниками;
- численности сотрудников, которые в связи с ограничительными мерами (карантином):
- работают удаленно;
- работают в режиме неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели;
- находятся в простое;
- находятся в отпусках без сохранения заработной платы;
- уволены;
- предполагаются к увольнению.
Обновленная форма отчетности была размещена на портале «Работа в России», после чего специалисты Минтруда России
опубликовали письмо от 25.03.2020 № 16-2/10/В-2328,
в котором поручили службам занятости оповестить работодателей о необходимости регистрации на портале «Работа в России»
для отражения в указанной форме отчетности информации о движении кадров.
В начале апреля Правительство РФ постановлением от
12.04.2020 № 486 утвердило Временные правила представления работодателями сведений о занятости сотрудников (в
частности, об увольнении) через портал «Работа в России». Они действуют до 31 декабря 2020 года.
Постановление № 486 вступило в силу 13 апреля
2020 года (на дату официального опубликования). Правительством РФ было поручено Минтруду России в 10-дневный срок утвердить
перечень таких сведений, а Роструду – формат их представления (п. 2,
3 постановления № 486).
Отметим, 10-дневный срок с даты опубликования постановления
№ 486 истек, но о принятых ведомствами документах информации нет. В связи с этим можно предположить, что сведения, о
которых идет речь во Временных правилах, утверждены вышеупомянутым приказом Минтруда России
от 24.03.2020 № 152.
Соответственно, работодатели обязаны регистрироваться на портале «Работа в России» и заполнять размещенные на этом
ресурсе формы отчетности о занятости сотрудников.
Ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает
в случае несообщения государственному органу или должностному лицу информации (сведений), если обязанность такого сообщения
предусмотрена законом. Акты, изданные Правительством РФ, не являются законом. В то же время постановления и распоряжения
Правительства РФ обязательны к исполнению на территории РФ
(п. 2 ст. 115 Конституции РФ). Поэтому не
исключено, что на практике контролирующие органы за несообщение работодателем сведений на портале «Работа в России» будут
привлекать к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ
именно на этом основании.
Ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ
влечет предупреждение или штраф в размере:
- от 300 до 500 рублей – в отношении должностных лиц (в т.ч. ИП);
- от 3 000 до 5 000 рублей – в отношении организаций.
Полагаем, что применять подобные санкции допустимо только с 13 апреля 2020 года, т.е. с момента вступления в силу
Временных правил. До указанной даты санкции неправомерны, поскольку письмо Минтруда России (которым предписано заполнять
формы отчетности на портале) не является нормативным актом.
Также отметим, что ответственность по ст. 19.7
КоАП РФ наступает за несообщение сведений о движении кадров, а не за невыполнение обязанности по регистрации на портале
«Работа в России». Тем не менее считаем целесообразным для работодателей осуществить такую регистрацию с целью оперативного
сообщения сведений о занятости сотрудников при возникновении такой необходимости (например, если работников нужно перевести
на «удаленку»).
Сократить и приумножить
По ее словам, с 2020 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппарата и повышению зарплат оставшихся. Если этого не сделать, сказала замминистра, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексироваться только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 млрд рублей в год из бюджета. «Экономия не самоцель реформы, — сказала Нестеренко. — Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь».
Сокращение госаппарата предполагается провести в два этапа. Сначала, в 2020 году, уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных — на 5, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе планируется структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение армии чиновников с ее последующим, а то и одномоментным пополнением. В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов.
Центр стратегических разработок предлагает до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч. При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина — до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным и завершится к 2024 году. Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.
Российский государственный аппарат имеет свойство прирастать сокращением. Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывается скорым приростом. Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него. Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. Государство на себе не экономит.
Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих. Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.
Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, — считает экономист Дмитрий Некрасов. — А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».
По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона — на уровне регионов. Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента — в судах и прокуратуре, 2,1 процента — в законодательных органах, 1,1 процента — в других государственных структурах.
За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности. В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.
Готова ли российская бюрократия самореформироваться — вот вопрос
Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников. Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населению
Речь не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти.
Масштабы предполагаемых сокращений
Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:
- сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
- сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.
На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.
Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.
Индексация зарплат налоговиков в 2020: последние новости
Что касается СМИ и последних их сообщений, то индексация зарплаты налоговиков в 2020 году будет осуществлена, как и всем другим бюджетникам по требованию законодательства о компенсации потерь от инфляции, которая имеет размер, во всяком случае, в течение нескольких последних лет на уровне 4-6 процентов.
При этом в СМИ муссируется информация, о возможном переводе налоговиков на почасовую оплату их труда с сохранением доплат, как за интенсивность труда, так и за переработку.
Не исключаются также и риски насчет сокращения кадрового состава ФНС. Идут разговоры, что будет уменьшено число руководителей, а количество налоговиков низовых звеньев, напротив, будет увеличено, в том числе и за счет появления в ФНС собственной оперативной службы.
Повышение зарплаты налоговикам в 2020 году
Доходы налоговиков состоят из окладов и плюс к ним доплаты и премии, которые могут достигать размеров окладов, а также плюс к этому, еще и система социальных льгот.
Впрочем, ни первое, ни второе, ни третье, как по отдельности, так и в комплексе не способствует преодолению кадрового кризиса в налоговой службе. Требуется кардинальное решение насчет резкого повышения жалованья налоговикам.
И в СМИ уже появились слухи о том, что в скором времени их зарплаты будут доведены до уровня доходов таможенников. Однако, если иметь ввиду, что такие слухи с постоянной регулярностью появляются с 2016-го, то, во-первых, стоит ли им верить, и, во-вторых, грядущая октябрьская 2019-го индексация – это отнюдь не повышение зарплат, а всего лишь покрытие инфляции или обесценивания доходов.
При этом, если опытные работники ФНС еще имеют возможность роста доходов за счет надбавок за стаж, за сложность работы и т.п., то молодым сотрудникам на это не приходиться рассчитывать.
Есть еще и риски того, что будет применена схема, отработанная на МВД, когда были повышены полицейским оклады, за счет сокращения их штатов. Причем, тем сотрудникам правоохранительным органов, которые не попали под сокращение, был увеличен перечень их обязанностей по службе.
Произойдет ли подобное в ФНС – маловероятно, так как ожидается отнюдь не сокращение, а напротив, увеличение штата налоговой службы за счет оперативных работников, и это должно произойти будто бы с началом 2020-го или следующего бюджетного периода.
Зарплата налоговиков в 2020
При этом младший инспектор этой службы имеет оклад в размере 15 тыс., глава федеральной службы – 2,5 млн. целковых, а его заместители – 500 тыс. рублей.
Разброс доходов специалистов федеральных налоговых офисов по сравнению с чиновниками региональных структур довольно значительный и достигает от двух до шести раз. Первые получают в среднем по 70 тыс., а в регионах – по 30 тыс. целковых.
Повысят ли зарплату в ближайшее время – это актуальный для них вопрос, хотя во втором полугодии (в октябре 2019-го) доходы будут проиндексированы на 4 мизерных процента, что для специалистов сферы контроля и сбора налогов чрезвычайно мало. Это приводит к текучести кадров, особенно низшего и среднего звена, и по России уже сейчас объявлено более 900 вакансий на должности младших инспекторов.
Это и не удивительно, так как инспектор имеет от 12 до 15 тыс., старший его коллега – 22 тыс., а референт или эксперт – 25 тыс. руб
Поэтому, чтобы привлечь внимание молодежи к налоговой службе требуется осуществить повышение зарплат сотрудникам особенно региональных налоговых офисов, что, и запланировано в 2020-м году