С агента, не удержавшего налог, могут взыскать и недоимку, и пени

Возможность списания задолженности налоговым органом

Нередко руководителей предприятий, а также индивидуальных предпринимателей заботит вопрос, может ли налоговая списать долги по налогам. На самом деле, это действительно возможно. Так, к примеру, списание налоговой задолженности физических лиц и предприятий нередко проводится государством в рамках такой амнистии.

При проведении очередной амнистии, в рамках которой будут списаны долги ИП и предприятий, решение о списании долгов принимается фискальным органом по месту регистрации налогоплательщика.

Основные условия

При проведении амнистии следует знать, когда долги по налогам списываются и какие нужно соблюсти условия для этого.

Иначе говоря, налоговая амнистия в 2018 году затрагивает все долги по УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, а также НДФЛ и НДС (помимо ввозного) для всех лиц, работающих в рамках общей системы налогообложения. Сюда также включаются все штрафы и пени, насчитанные фискальными органами за неуплату бюджетных платежей и сборов.

Так как индивидуальные предприниматели относятся к категории физических лиц, на них также распространяется подобная амнистия.

Списание задолженности по налогам — процедура, возможность применения которой учтена еще исходной редакцией части 1 НК РФ, начавшей действовать в 1999 году

Новые критерии для срока отправки налогового требования

С 01.04.2020 инспекторы получили право требования об уплате налога на сумму от 500 до 3000 рублей направлять должнику в течение года. То есть, когда сумма недоимки у организации или ИП не превышает 3000 рублей. В этом случае требование на уплату налоговики смогут выставить не позднее 1 года со дня выявления недоимки.

Отметим, что до 1 апреля 2020 года такой срок действует, если налоговая недоимка составляет менее 500 рублей. А обычный срок направления требования – 3 месяца со дня выявления недоимки.

Таким образом, законодатели повысили суммовой порог налоговой задолженности до 3000 рублей (новая редакция абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ). Проще говоря, всё, что меньше этой суммы с 01.04.2020 не стоит в приоритете у налоговиков в целях скорейшего взыскания в пользу бюджета.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ с многочисленными изменениями и дополнениями в Кодекс.

Также см. «Суд разрешил взыскивать с бухгалтеров долги компаний (это правда)».

Понятие

Налоговая задолженность — это долговые обязательства, которые возникают у предпринимателя в случае несвоевременной уплаты бюджетных сборов в рамках его предпринимательской деятельности.

, ведь в случае длительной их неуплаты фискальные органы могут передать дело в суд, после чего долги, вместе с финансовыми штрафами, будут взыскиваться уже исполнительной службой путем наложения ареста на имущество, а также списания средств с имеющихся банковским счетов.

Постоянный мониторинг своей финансовой деятельности, а также контроль за полным погашением бюджетных сборов в рамках предпринимательской деятельности гарантирует избежание уплаты штрафов и пени, а также судебных разбирательств с налоговыми органами.

Основным отличием недоимки от задолженности по НДФЛ является то, что первое понятие представляется более узким и означает размер денежной суммы, которую предприятие или предприниматель должен уплатить в качестве сборов в госбюджет. Также зачастую недоимка подразумевает наличие односторонних обязательств лица перед государством.

Существует два типа задолженности:

  1. Текущая. При наличии такой задолженности не происходит начисление штрафных санкций и пени.
  2. Просроченная. Если речь идет о просроченной бюджетной задолженности, то в этой ситуации без уплаты пени и штрафов скорее всего не обойтись.

Взимание пеней с налогового агента

По смыслу подпункта 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность налогоплательщика (иностранной организации, физического лица) по уплате налога не считается исполненной до удержания налога налоговым агентом. При неудержании налога налоговым агентом обязанность по его уплате несет налогоплательщик. Это значит, что налоговый агент, уплачивая пени, вынужден отчуждать свое имущество в пользу бюджета во исполнение налоговых обязательств налогоплательщика (иностранных организаций или физических лиц). Такой вывод соответствует позиции Конституционного Суда РФ в деле ОАО «Сибирский Тяжпромэлектропроект»: исполнение налоговыми агентами обязанности по перечислению налога заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм выплат налогоплательщику4.

Заявители считали, что отказ налоговых органов и арбитражных судов признать подоходный налог с физических лиц уплаченным в случае, когда этот налог за налогоплательщика перечисляется в бюджет третьим лицом, является незаконным, приводит к повторному взысканию налога с налогоплательщика и начислению ему пеней и штрафов, а потому противоречит Конституции РФ (ч. 1 ст. 1, 2, ч. 3 55 и 57). Не соглашаясь с выводами заявителей, суд указал, что из пункта 1 статьи 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями главы 4 Кодекса вытекает, что по своему содержанию оспариваемая норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях лично или через представителя. Представительство в налоговых правоотношениях означает совершение действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений представительства уплата соответствующих сумм налога должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении.  

С этим выводом согласуется и позиция Минфина России, который в одном из писем применительно к налогу на доходы иностранной организации от источников в РФ разъяснил, что налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать сумму налога вместо налогоплательщика5. Конституционный Суд РФ также оценивал конституционность пункта 1 статьи 75 НК РФ, допускающего взыскание пеней с налогового агента в правовой ситуации, когда он удержал налог с налогоплательщиков (физических лиц), но своевременно не перечислил (не полностью перечислил) его в бюджет. Ссылаясь на компенсационную природу пеней и Постановление от 17.12.1996 № 20‑П, суд признал такое взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в интересах государства, не противоречащим Конституции РФ6. При этом суд не оценивал конституционность взыскания пеней с налогового агента в ситуации, когда последний не удержал сумму налога с налогоплательщика и на него по закону не может быть возложено бремя по уплате налога иного субъекта налоговых правоотношений (налогоплательщика). Представляется, что в этой правовой ситуации взыскание с налогового агента пеней противоречит закону и нарушает его конституционные права. Налоговый кодекс РФ не допускает, чтобы пени уплачивались до погашения налоговой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ). Президиум ВАС РФ подтверждает: «…на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46, 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней»7. Следовательно, в правовой ситуации, когда обязанности иностранной организации по уплате налога в бюджет не исполнены вследствие неудержания налога налоговым агентом, взыскание пеней с налогового агента прежде взыскания недоимки противоречит НК РФ. У государства в лице налоговых органов, в отличие от налоговых агентов, имеется правовая возможность взыскать налоговую недоимку с налогоплательщиков (физических лиц). В этой связи ограничение права частной собственности налоговых агентов на сумму пеней, приходящуюся на недоимку налогоплательщиков, нельзя признать соразмерным, обеспечивающим защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Итоги

Взаимоотношения налогоплательщиков с фискальной инспекцией всегда являлись довольно сложными, поскольку каждая из сторон пытается трактовать закон в свою пользу. Из-за этого часто возникают серьезные споры, которые нередко перерастают в судебное разбирательство. Вместе с увеличением данного долга налоговые органы насчитывают различные штрафы и пени, что лишь увеличивает долговую нагрузку и сводит шансы на уплату налога к нулю.

В таких обстоятельствах нужно знать, как написать пояснение в налоговую о задолженности по НДФЛ для получения возможной отсрочки или для реструктуризации долгов. Для правильного составления такой бумаги рекомендуется обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на налоговом праве. Это поможет исключить возникновение различных проблем на любом из этапов разбирательств с государственными фискальными органами относительно имеющихся неуплаченных долгов по налогам и сборам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.