Какие услуги посредника не облагаются НДС?
Согласно ст. 149 и 156 НК РФ не следует облагать НДС:
1. Посреднические услуги, связанные с предоставлением в аренду помещений иностранным физическим лицам и организациям, которые аккредитованы в России (п. 2 ст. 156, п. 1 ст. 149 НК РФ).
2. Посреднические услуги, связанные с продажей жизненно важных лекарств и медицинских изделий, определенных в особом перечне медицинских товаров, не подлежащих обложению НДС при реализации на территории РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042). Это положение содержится в п. 2 ст. 156 и в подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
3. Посреднические услуги, связанные с продажей:
- сырья и материалов для изготовления протезно-ортопедических изделий;
- полуфабрикатов к этим изделиям;
- самих протезно-ортопедических изделий.
Это следует из содержания п. 2 ст. 156 и подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, продажа которых не подлежит обложению НДС, также приведен в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
4. Посреднические услуги, связанные с реализацией технических средств, которые используются только для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности (п. 2 ст. 156 и подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). При определении назначения технических средств здесь тоже следует руководствоваться перечнем, приведенным в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
5. Посреднические услуги, связанные с реализацией очков и линз, предназначенных для коррекции зрения и оправ к ним (п. 2 ст. 156 и подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Полный список этих товаров также приведен в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.
6. Посреднические услуги, связанные с предоставлением ритуальных услуг, продажей похоронных принадлежностей, работами по изготовлению надгробий и памятников, оформлению могил (п. 2 ст. 156 и подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ). Эти товары поименованы в перечне похоронных принадлежностей, освобождаемых от обложения НДС, который утвержден постановлением Правительства РФ от 31.07.2001 № 567.
7. Посреднические услуги, связанные с реализацией изделий народно-художественных промыслов, если таковые имеют признанные художественные достоинства (п. 2 ст. 156 и подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отдельный перечень для этой категории не утверждался, но образцы изделий должны быть зарегистрированы согласно порядку, установленному постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 № 35. Для подакцизных товаров положение не применяется.
ВНИМАНИЕ! Если посредник одновременно проводит операции, облагаемые и не облагаемые НДС, то по таким операциям надо вести раздельный учет (п. 4 ст
149 НК РФ).
Безвозмездная передача товаров дороже 100 рублей в целях рекламы облагается НДС
В целях продвижения на рынке реализуемых товаров, увеличения объемов продаж и их прибыльности, привлечения внимания потребителей к продукции компания занималась распространением рекламных сувениров с логотипом компании (ежедневников, календарей, подарочных наборов, визитниц, багетных рамок, бейсболок, футболок, головоломок, мячиков, пледов, рюкзаков, фонарей, чайных сервизов, наборов для чаепития, зонтов-тростей, книг подарочных, кейсов металлических, жестких дисков), в том числе стоимостью более 100 рублей за единицу.
По результатам выездной проверки налоговая доначислила, в том числе НДС, пени и штраф, указав на подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК, который освобождает от обложения НДС безвозмездную передачу товара в рекламных целях только стоимостью менее 100 рублей. По мнению компании, распространение сувениров в рекламных целях не является реализацией и не подлежит обложению НДС.
Суды трех инстанций (дело № А46-838/2017) признали законным решение инспекции, установив, что перечисленные выше материалы, передаваемые потенциальным потребителям в качестве рекламной продукции, обладают потребительской ценностью для получателя, имеют рыночную стоимость и могут быть реализованы в собственном качестве, то есть являются товаром. При этом безвозмездная передача в рекламных целях товаров в силу положений пункта 1 статьи 39 и пункта 1 статьи 146 НК признается реализацией и является объектом обложения НДС.
В решении кассации (АС Западно-Сибирского округа Ф04-3736/2017 от 27.09.2017) указано: «передача материалов, имеющих собственные потребительские качества и в силу наличия этих качеств, относимых к числу товаров стоимостью более 100 рублей, является самостоятельным объектом налогообложения по НДС даже в случаях, если такая передача осуществлена в рекламных целях».
Впрочем, все зависит от того, в какой мере рекламную продукцию можно квалифицировать как товар. По делу А40-94917/2016 при аналогичных обстоятельствах суды трех инстанций (включая АС Московского округа) не признали товаром календари, блокноты, открытки с логотипом компании. Суды отметили, что стоимость товаров (выше 100 рублей) имеет значение лишь в случае, когда продукция является товаром.