Можно применить вычет НДС при раздаче рекламных материалов стоимостью до 100 рублей

* * *

Итак, если вы не хотите спорить с проверяющими, но и увеличивать объем своей работы тоже не хотите, то просто откажитесь от применения «рекламной» льготы, начисляйте НДС и принимайте его к вычету в общем порядке.

Пункт 4 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Постановления ФАС МО от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, от 29.01.2008 N КА-А40/14801-07. Определения ВАС РФ от 04.04.2008 N 4419/08, от 24.12.2007 N 17088/07; Постановления ФАС ВВО от 24.11.2006 N А82-9118/2005-99; ФАС СКО от 13.11.2006 N Ф08-5401/2006-2246А; ФАС МО от 26.02.2009 N КА-А40/727-09.

М.П.Захарова

Юрист

Рекламная продукция стоимостью менее 100 руб. за единицу

В большинстве случаев, если налогоплательщиком распространяется именно такая продукция, можно не ввязываться в принципиальный спор с контролирующими органами.
НК РФ предусматривает льготу, освобождая от обложения НДС операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). «Входной» НДС по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении не облагаемых НДС операций, к вычету не принимается. Налог учитывается в силу пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в стоимости этих товаров (работ, услуг). Следовательно, в общем случае у налогоплательщика нет права на вычет налога, относящегося к стоимости бесплатно розданных товаров (работ, услуг), подпавших под действие льготы.
Однако существует другая норма налогового законодательства, которая может помочь в этой ситуации. Это абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. В нем речь идет о так называемом правиле 5%, согласно которому налогоплательщик имеет право не применять положения этого же п. 4 ст. 170 НК РФ о раздельном учете в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов на операции, реализация которых не подлежит налогообложению, не превышает 5% от общей величины совокупных расходов по всем видам деятельности.

Обратите внимание! Рассматриваемые рекламные расходы могут быть у всех типов предприятий — как производственных, так и торговых. Вместе с тем из формального прочтения нормы о 5%-ном барьере следует, что она распространяется только на налогоплательщиков, осуществляющих производство товаров (работ, услуг), имущественных прав

Могут ли этой нормой воспользоваться налогоплательщики, осуществляющие только торговые операции? Исходя из одного из общих принципов налогообложения — принципа равенства (который не допускает различия в условиях налогообложения различных категорий налогоплательщиков по неэкономическим основаниям), порядок применения 5%-ного барьера должен распространяться на всех без исключения налогоплательщиков независимо от видов деятельности, которыми они занимаются. Такое понимание данной нормы НК РФ было уже давно подтверждено налоговыми органами. Так, еще в п. 43 отмененных Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, указывалось, что этот особый порядок применяется не только при производстве товаров (работ, услуг), но и при ведении налогоплательщиками торговой деятельности. Минфин России в Письмах от 29.01.2008 N 03-07-11/37 и от 07.12.2010 N 03-07-11/475 также согласился, что данную норму могут применять и торговые предприятия.

Отметим, что все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Следовательно, если доля расходов на такую «малоценную» рекламу в течение налогового периода будет незначительна (точнее, если они не превысят 5% от общей величины совокупных расходов, понесенных налогоплательщиком за данный период), то вести раздельный учет операций не нужно и весь «входной» НДС можно принять к вычету. Если при этом у налогоплательщика есть и другие операции, реализация которых не подлежит налогообложению, то 5% следует определять исходя из совокупности таких операций. Расчет можно произвести следующим образом (см. таблицу).

Таблица

Расчет доли расходов по малоценной рекламе и другим не облагаемым НДС операциям

Налоговый
период

Сумма расходов
в виде рекламных
материалов
без НДС + расходы
по другим
необлагаемым
операциям

Совокупная
величина расходов
(данные стр. 020
и 030 формы N 2)

Удельный вес
расходов
по малоценной
рекламе и другим
необлагаемым
операциям
в совокупной
величине расходов

I квартал

II квартал

III квартал

VI квартал

Таким образом, если налогоплательщик не превышает 5%-ный барьер, то он имеет законные основания учитывать в составе налоговых вычетов все суммы «входного» НДС, в т.ч. по «малоценным» рекламным материалам, раздача которых, по мнению чиновников, является льготируемой (не облагаемой НДС) реализацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.