Новый порядок формирования номера счета
Одним из ключевых нововведений, внесенных в , является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:
- вида расходов;
- аналитической группы подвида доходов;
- аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.
А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также ).
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.
Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.
Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:
- в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
- в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».
Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Обзор документа
Минфин России разъяснил, что руководитель любого экономического субъекта обязан организовать ведение бухучета; хранение документов бухучета.
Руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухучета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора. При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах своей компетенции, определяемой учредительными документами и контрактом.
В то же время, по мнению Министерства, данное решение должно быть экономически оправданно.
При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством России не предусмотрена передача функций иному учреждению, в т. ч. централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.
При ведении учета на единой программной платформе необходимо обращать внимание на положения Закона о контрактной системе, регулирующие вопросы госзакупок на контрактной системе. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Что такое бюджетный учет?
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства ().
То есть, бюджетный учет – это разновидность бухгалтерского учета. Но при этом бюджетный учет дает информацию не просто о финансовом состоянии отдельных экономических субъектов — организаций, индивидуальных предпринимателей, а о финансовом состоянии бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. А значит и вести бюджетный учет должны не все юридические лица, а только те, чья отчетность важна для анализа финансового состоянии бюджетов РФ. Индивидуальные предприниматели бюджетный учет не ведут.
Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Отличительными чертами ведения учета в бюджетном секторе являются такие условия:
-
учетные операции отражают с привязкой к статьям бюджетной классификации;
-
присутствует обязательство постоянного отслеживания уровня исполнения сметы по доходной и расходной частям;
-
расчеты производятся при участии казначейства;
-
в зависимости от сферы деятельности необходимо применять специфические отраслевые рекомендации по бухучету.
В то же время бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях должен учитывать правовые требования закона «О бухучете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Закон предписывает придерживаться норм налогового законодательства. Дополнительными условиями выступают:
-
наличие утвержденной учетной политики;
-
обязательная регистрация в учетных регистрах всех хозяйственных операций, причем стоимостные параметры должны отражаться только в рублевом эквиваленте;
-
имеющиеся у предприятия активы и обязательства необходимо регулярно пересчитывать;
-
отчетность должна удовлетворять требованиям достоверности и полноты отражения информации о финансовых итогах деятельности;
-
необходимо создать систему внутреннего мониторинга.
Бухгалтерия бюджетного учреждения основывается на плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он состоит из таких разделов:
-
активы нефинансовые;
-
активы финансового характера;
-
обязательства;
-
счета, отражающие финансовые результаты;
-
счета, посвященные процедуре санкционирования расходов (они показывают движение средств, выделенных предприятию из бюджета);
Этот план счетов является единым для бюджетников, он содержит обобщенные рекомендации.
Бухучет в бюджете ведется путем составления проводок методом двойной записи (с учетом признака счета – активный или пассивный). Особенности учета можно отследить по планам счетов, которые утверждены отдельно для каждого типа госструктур:
-
автономные учреждения ведут учет при помощи счетов из приказа Минфина от 23.12.2010 г. № 183н;
-
бюджетные учреждения должны применять счета из приказа Минфина от 16.12.2010 г. № 174н;
-
для казенных предприятий Минфин разработал отдельный план счетов, утвержденный приказом от 06.12.2010 г. № 162н.
Бухгалтерский учет в бюджете основывается на многозначных счетах учета. Каждый такой счет состоит из 26 символов (аналитические коды классификации отражаются в первых 17 знаках, 18-й знак соответствует коду вида деятельности, следующие 4 знака берутся из единого плана счетов и соответствуют его синтетическим кодам, последние цифры – аналитика по КОСГУ, то есть по видам поступлений или выбытий).
Отчетность составляется по правилам, отраженным в приказе Минфина от 28.12.2010 г. № 191н (Инструкция по составлению бюджетной отчетности).
Бухучет в бюджетных учреждениях регламентируется законодательством более жестко, чем учет в коммерческих структурах. Это отражается и на способах документального оформления операций. Бланки первичных документов и бухгалтерские регистры для госучреждений утверждены Минфином приказом от 30.03.2015 г. № 52н.
Как изменится учет в бюджетных учреждениях в 2019 году
С наступлением 2019 года организации-бюджетники должны будут откорректировать внутреннюю систему учета и финансового контроля в связи с вступлением в силу ряда законодательных поправок. Например, с января надо будет учитывать нормы новых пяти федеральных стандартов по бухучету в бюджете, их положения затрагивают следующие вопросы:
-
движение денежных средств;
-
формирование учетной политики, исправление ошибок;
-
учет в бюджетных организациях в отношении доходов;
-
отражение данных о событиях после отчетной даты;
-
колебания курсов валют.
Положения новых стандартов скажутся не только на текущем отражении хозяйственных операций в учетных данных, но и на правилах составления отчетности.