Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Новый порядок формирования номера счета

Одним из ключевых нововведений, внесенных в , является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также ).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Обзор документа

Минфин России разъяснил, что руководитель любого экономического субъекта обязан организовать ведение бухучета; хранение документов бухучета.

Руководители любого государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения вправе возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо; заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухучета с другим госучреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора. При этом руководитель учреждения принимает решения в пределах своей компетенции, определяемой учредительными документами и контрактом.

В то же время, по мнению Министерства, данное решение должно быть экономически оправданно.

При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством России не предусмотрена передача функций иному учреждению, в т. ч. централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.

При ведении учета на единой программной платформе необходимо обращать внимание на положения Закона о контрактной системе, регулирующие вопросы госзакупок на контрактной системе. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что такое бюджетный учет?

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства ().

То есть, бюджетный учет – это разновидность бухгалтерского учета. Но при этом бюджетный учет дает информацию не просто о финансовом состоянии отдельных экономических субъектов — организаций, индивидуальных предпринимателей, а о финансовом состоянии бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. А значит и вести бюджетный учет должны не все юридические лица, а только те, чья отчетность важна для анализа финансового состоянии бюджетов РФ. Индивидуальные предприниматели бюджетный учет не ведут.

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Отличительными чертами ведения учета в бюджетном секторе являются такие условия:

  • учетные операции отражают с привязкой к статьям бюджетной классификации;

  • присутствует обязательство постоянного отслеживания уровня исполнения сметы по доходной и расходной частям;

  • расчеты производятся при участии казначейства;

  • в зависимости от сферы деятельности необходимо применять специфические отраслевые рекомендации по бухучету.

В то же время бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях должен учитывать правовые требования закона «О бухучете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Закон предписывает придерживаться норм налогового законодательства. Дополнительными условиями выступают:

  • наличие утвержденной учетной политики;

  • обязательная регистрация в учетных регистрах всех хозяйственных операций, причем стоимостные параметры должны отражаться только в рублевом эквиваленте;

  • имеющиеся у предприятия активы и обязательства необходимо регулярно пересчитывать;

  • отчетность должна удовлетворять требованиям достоверности и полноты отражения информации о финансовых итогах деятельности;

  • необходимо создать систему внутреннего мониторинга.

Бухгалтерия бюджетного учреждения основывается на плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он состоит из таких разделов:

  • активы нефинансовые;

  • активы финансового характера;

  • обязательства;

  • счета, отражающие финансовые результаты;

  • счета, посвященные процедуре санкционирования расходов (они показывают движение средств, выделенных предприятию из бюджета);

Этот план счетов является единым для бюджетников, он содержит обобщенные рекомендации.

Бухучет в бюджете ведется путем составления проводок методом двойной записи (с учетом признака счета – активный или пассивный). Особенности учета можно отследить по планам счетов, которые утверждены отдельно для каждого типа госструктур:

  • автономные учреждения ведут учет при помощи счетов из приказа Минфина от 23.12.2010 г. № 183н;

  • бюджетные учреждения должны применять счета из приказа Минфина от 16.12.2010 г. № 174н;

  • для казенных предприятий Минфин разработал отдельный план счетов, утвержденный приказом от 06.12.2010 г. № 162н.

Бухгалтерский учет в бюджете основывается на многозначных счетах учета. Каждый такой счет состоит из 26 символов (аналитические коды классификации отражаются в первых 17 знаках, 18-й знак соответствует коду вида деятельности, следующие 4 знака берутся из единого плана счетов и соответствуют его синтетическим кодам, последние цифры – аналитика по КОСГУ, то есть по видам поступлений или выбытий).

Отчетность составляется по правилам, отраженным в приказе Минфина от 28.12.2010 г. № 191н (Инструкция по составлению бюджетной отчетности).

Бухучет в бюджетных учреждениях регламентируется законодательством более жестко, чем учет в коммерческих структурах. Это отражается и на способах документального оформления операций. Бланки первичных документов и бухгалтерские регистры для госучреждений утверждены Минфином приказом от 30.03.2015 г. № 52н.

Как изменится учет в бюджетных учреждениях в 2019 году

С наступлением 2019 года организации-бюджетники должны будут откорректировать внутреннюю систему учета и финансового контроля в связи с вступлением в силу ряда законодательных поправок. Например, с января надо будет учитывать нормы новых пяти федеральных стандартов по бухучету в бюджете, их положения затрагивают следующие вопросы:

  • движение денежных средств;

  • формирование учетной политики, исправление ошибок;

  • учет в бюджетных организациях в отношении доходов;

  • отражение данных о событиях после отчетной даты;

  • колебания курсов валют.

Положения новых стандартов скажутся не только на текущем отражении хозяйственных операций в учетных данных, но и на правилах составления отчетности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.