Налоговый период экологического налога. порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты экологического налога

Экологический налог и сбор в РФ — в чем отличия

Официальный статус в РФ приобрело понятие «экологический сбор», которое установлено ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24.06.1998 после того, как были утверждены дополнения к этому закону (по ФЗ № 458 от 29.12.2014).

Хотя данный вид обязательств формирует поступления бюджета, к налогам его отнести нельзя. Под него подпадают компании, изготавливающие либо ввозящие из-за рубежа ценности, которые подлежат утилизации на территории РФ по истечении срока годности, вследствие порчи.

Это относительно новый вид бюджетных платежей, в связи с чем конкретная процедура взимания экологического сбора была установлена не так давно. В частности, с апреля 2016 года действует постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284, в котором приведен размер ставки в рублях за тонну утилизируемой продукции той или иной категории. Исходя из норм закона, она должна соответствовать средним затратам на накопление, транспортировку и переработку единицы утратившего свои потребительские свойства продукта.

Срок уплаты экологического сбора с 2017 года установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» вместе с «Правилами взимания экологического сбора»). Деятельность специализированных фирм, для которых основным направлением бизнеса станет переработка испорченных продуктов, в обязательном порядке лицензируется.

Ресурсы, сформировавшиеся в бюджете федерального уровня в результате поступления указанного сбора, будут использованы в формате субсидий на следующие нужды:

  • участие в финансировании в регионах РФ экологических программ по улучшению процедуры работы с отходами;
  • покрытие расходов субъектов, связанных с переработкой испорченных изделий.

Из вышесказанного видно, что между экологическим налогом и экологическим сбором есть существенная разница:

  • если информацию о налоге планируется включить непосредственно в текст НК РФ, то порядок начисления и взимания сбора регулируется отдельными законами и подзаконными актами;
  • хотя средства обоих платежей направляются в бюджет, в первом случае они классифицируются как налоговые поступления, во втором — как прочие бюджетные поступления;
  • если использование экологического налога предполагается по разнообразным направлениям, то для использования сбора доступна строго определенная статья.

Вероятность включения экологического налога в состав требований НК РФ

Указанный термин пока не фигурирует ни в одном из нормативных актов. Соответственно, никакого правового статуса у обозначения «экологический налог» нет. Тем не менее некоторые специалисты считают, что фискальное обязательство с таким наименованием может появиться в российском законодательстве в ближайшие годы. По некоторым оценкам, оно может стать неким приложением к транспортному налогу. В частности, во властных структурах всерьез обсуждалась возможность обложения собственников транспортных средств (ТС) в зависимости от степени негативного влияния ТС на окружающую среду. Размер такого экологического налога зависел бы напрямую от технического состояния машины, и таким образом законодатели рассчитывали воздействовать с помощью фискальной нагрузки на собственников устаревшей техники, стимулируя их к покупке современных моделей. В результате экологический налог, помимо наполнения казны, способствовал бы росту продаж автотехники и дал бы новый толчок развитию отечественных автозаводов.

На данный момент единого мнения по целесообразности подобных шагов нет. Идея косвенной поддержки посредством экологического налога российских автомобильных концернов и стимулирования таким образом объемов их реализации выглядит привлекательной и логичной. Но нужно учитывать тот факт, что ряд собственников как новой, так и старой техники большую часть времени или постоянно могут не пользоваться ею. Не является редкостью ситуация, когда подержанный автомобиль играет роль дополнительного экземпляра и простаивает, а ежедневные выезды совершаются на современной технике. Какого-либо негативного воздействия на атмосферу, землю или воду такие простаивающие авто не оказывают, но экологический налог уплачивать с них придется.

Как в Беларуси применяют экологический налог

В отличие от отечественной практики, в законодательстве ближнего зарубежья существует и используется на практике четко закрепленный термин экологического налога. Речь идет о Республике Беларусь (РБ). Российским специалистам опыт реализации взимания подобных выплат может показаться довольно интересным и поучительным.

Для белорусов экологический налог является строго налоговым обязательством, в полной мере соответствующим всем необходимым для этого критериям. Все аспекты, касающиеся определения базы, ставок, расчета и уплаты экологического налога включены в положения НК РБ.

В качестве субъектов, которые обязаны его платить, указаны частные предприниматели и юридические лица, также владельцы производственных отходов, проводящие их захоронение.

Элементами, входящими в состав базы обложения экологическим налогом, выступают:

  • объем загрязнения воздуха;
  • суммарное загрязнение воды;
  • объем подлежащих захоронению веществ, в том числе на складах;
  • импорт товаров и веществ с составом, который способен причинить вред озоновому слою.

Ставки, которые взимаются по экологическому налогу, вводятся по каждому из перечисленных элементов. Для выбросов в воздушную среду они зависят от класса токсичности веществ. Однако если достоверно его определить не удается, начисление экологического налога не производится совсем.

Для объемов сброса в водную среду размер экологического налога определяется типом загрязняемого водоема. Для водотоков он ниже, для водоемов, подземных вод, загрязняемых в процессе орошения земель, соответственно, выше. Дороже всего обойдется плательщику попадание вредных веществ в недра.

По утилизации и хранению отходов предусмотрены различные ставки экологического налога, их градация зависит от класса отходов.

Кроме того, экологический налог взимается за ввоз в республику озоноразрушающих веществ.

С 2017 года будут повышаться ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Так, ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличится на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%

Порядок вычисления налога, расчетный период, крайний срок уплаты

Для большинства платежей, помимо ввоза разрушающих озон веществ, установлен налоговый период 1 квартал. Отчитаться же плательщик должен не позднее 20-го числа после завершения квартала. Отчетность по налогу за складирование производственных отходов необходимо подать до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло начисление налога.

Уплата налога с захоронения вредных веществ (исключая те, что содержат озоноразрушающие вещества) должна происходить до 22-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Погашение задолженности по налогу при ввозе продуктов, содержащих разрушающие озон вещества, должно производиться до пересечения ими границы.

Уплата налога фирмами, которые владеют сооружениями, предназначенными для захоронения вредных отходов, производится в строгой зависимости от объемов средств, перечисляемых фирмам за данные услуги. Все суммы, уплаченные за загрязнение атмосферы, водных ресурсов, захоронение производственных отходов, включаются в затраты компании по основной деятельности.

Расчет экологического налога заключается в перемножении объекта обложения на ставку, установленную для данной категории веществ. База для начисления складывается путем суммирования показателей по каждому типу загрязнения в зависимости от той категории, к которой он относится. Разбивка по конкретным наименованиям отходов при этом не производится. Если итоговая цифра при этом будет ниже 3 тонн, никаких платежей можно не производить. Декларацию при этом также разрешается не формировать и не сдавать. Специалисты склонны полагать, что наработки, сформированные в ходе применения данного налога в Беларуси, могут подойти и для РФ.

Плательщики налога

Плательщиками налога в соответствии со ст. 240 Налогового кодекса являются субъекты хозяйствования, юридические лица, которые не ведут хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при ведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещены на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • ввоз, производство, приобретение транспортных средств и кузовов к ним, в дальнейшем подлежащих утилизации.

Напомним, что Законом № 1191 с 18 апреля 2014 г. отменен экологический налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств (далее — утилизационный налог; более подробно об этом изложено в «Вестнике» № 17-18/2014).

Также плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, которые не ведут хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива.

Налог, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами.

К налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые осуществляют:

  • торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;
  • ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

Ставки налога

Ставки экологического налога установлены статьями 243 — 248 Налогового кодекса.

Согласно абзацу четвертому п. 2 подраздела 5 раздела XX Налогового кодекса с изменениями, внесенными п. 3 ст. 8 раздела І Закона № 713, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2014 г. (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС — с 01.01.2016 г.), ставки налога составляют 100% ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 этого Кодекса.

При этом по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2013 г. до 31.12.2013 г. включительно (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС до 31.12.2015 г. включительно), ставки налога составляли 75% ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 Кодекса.

Таким образом, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, которые возникнут у производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС с 01.01.2014 г. до 31.12.2015 г. включительно, ставки налога остались в размере 75% ставок, предусмот-ренных статьями 243 — 246 Кодекса, то есть на уровне 2013 г.

Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс пунктами 17 — 22 раздела І Закона № 1166, вступившими в силу 1 апреля 2014 г., установлены новые размеры ставок экологического налога (по сравнению с действующими с 1 января до 1 апреля 2014 г. они увеличены в 0,083 раза), которые определены:

  • пунктами 243.1 — 243.4 ст. 243 этого Кодекса, а именно: ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения; ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в п. 243.1 этой статьи и на которые установлен класс -опасности; для загрязняющих веществ (-соединений), которые не вошли в п. 243.1 этой статьи и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней влияния таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов;
  • ст. 244 этого Кодекса — ставки налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;
  • пунктами 245.1 и 245.2 ст. 245 этого Кодекса — ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты;
  • пунктами 246.1 и 246.2 ст. 246 этого Кодекса — ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого мес-тах или на объектах;
  • п. 247.1 ст. 247 этого Кодекса — ставки налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • ст. 248 этого Кодекса — ставки налога за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Таким образом, увеличенные ставки следует применять плательщикам экологического налога при исчислении налога за перечисленные выше объекты налогообложения, возникшие с 1 апреля.

За сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога увеличены в 1,5 раза.

За размещение отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах увеличены в три раза.

Также предусмотрено применение коэффициента к ставкам налога, который устанавливается в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде:

  • в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от его границ — 3;
  • на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта — 1.

Экологический налог РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор

  1. Платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Утилизационный сбор.
  3. Экологический сбор.

Содержание этой статьи:

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. Транспортный налог. В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2016 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2016 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует упрощённую систему налогообложения. Как и заполнение налоговой декларации.

Но и содержание в специальных объектах для последующего захоронения. Если фирма занимается только этим – она складирует отходы, а не размещает их.

Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по лицензии).

Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.