Плательщики и объект налогообложения
^
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .
Объекты налогообложения — виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения (15 типов).
(docx 14 кб)
Загрузить
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Получение лицензии на пользование водными объектами
До 01.01.2007 года
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
С 01.01.2007
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Плательщики и объект налогообложения
^
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .
Объекты налогообложения — виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения (15 типов).
(docx 14 кб)
Загрузить
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Получение лицензии на пользование водными объектами
До 01.01.2007 года
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
С 01.01.2007
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Сроки отчетности и уплаты налога
Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.
Декларация подается в те же сроки:
IV квартал 2019 года — до 20 января включительно;
I квартал 2020 года — до 20 апреля включительно;
II квартал 2020 года — до 20 июля включительно;
III квартал 2020 года — до 20 октября включительно;
IV квартал 2020 года — до 20 января включительно.
Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.
Налог уплачивается в ИФНС по месту фактического водопользования.
Декларацию в налоговую в срок и без ошибок!
Дарим доступ на 3 месяца в Контур.Эктерн!
Расчет водного налога: пример
Компания «Альфа» располагается в Северном экономическом районе и, действуя на основе лицензии, извлекает подземным образом воду из реки Невы.
В течение IV квартала 2016 года организация пользовалась следующими объемами водных ресурсов:
- октябрь – 13 тыс. кубометров;
- ноябрь – 10 тыс. кубометров;
- декабрь – 12 тыс. кубометров.
Данные определены при помощи собственных измерительных приборов «Альфы».
Совокупный объем потребленных водных ресурсов за IV квартал равен:
13 + 10 + 12 = 35 тыс. кубометров.
Для Северного района и реки Невы ставка установлена на уровне 348 рублей, фискальной базой является объем забранной воды – тысяча кубометров. На основании этих данных вычислим налог, подлежащий перечислению в госказну:
Налог = 35* 348 = 12 180 руб.
Образовавшееся число – неокончательная величина. Ее необходимо помножить на поправочный коэффициент 1,15. Получим:
Налог = 12 180* 1,15 = 14 007 руб.
Именно эту сумму необходимо перечислить в бюджет по итогам четвертого квартала.
Расчет был произведен с тем допущением, что компания оставалась в рамках лимитов водопользования. В реальной жизни возможно их нарушение. Тогда вычисления будут выглядеть иначе.
Например, лимит был равен 32 тыс. кубометров за квартал. «Альфа» превысила этот порог на 5 тыс. кубометров. Эта дельта должна быть перемножена на коэффициент 5.
Формула расчета будет выглядеть так:
Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 1,15 = 18 809,4 руб.
Разница по сравнению с предыдущим примером оказалась весомой – 4 802,4 руб.
Сумму налога, рассчитанную по законодательно установленным правилам, компания должна в государственный бюджет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В нашем случае рассчитаться по обязательствам нужно до 20.01.2017 г.
Что такое водный налог?
Согласно положениям фискального законодательства, водный налог – это прямой федеральный сбор, который уплачивают физлица, компании и частные предприниматели, использующие в деятельности водные ресурсы.
У обязательства есть две категории плательщиков:
- лица, действующие по лицензии, полученной до 2007 года и актуальной по сей день;
- лица, добывающие водные ресурсы из недр.
Для структур, использующих наземные ресурсы, но не имеющих актуальной лицензии, водный налог не предусмотрен. Они заключают договоры аренды с органами власти или получают разрешения и перечисляют арендные платежи.
Формула по расчету суммы обязательства
Особенность водного налога заключается в том, что для него отсутствует единая ставка и база. Их определение зависит от особенностей деятельности коммерческой структуры, места ее расположения, типа используемого водоема и иных факторов.
Существует четыре алгоритма по определению налоговой базы:
- Для компаний, занятых забором воды, базой признается 1 тыс. кубометров полученной жидкости. Точный показатель устанавливается на основе данных измерительных приборов организации или, при отсутствии последних, исходя из действующих норм водопотребления.
- Для гидроэнергетических организаций базой признается единица произведенной энергии (1 тыс. кВт).
- Для компаний, берущих воду из акватории природных объектов, базой считается площадь акватории, указанная в лицензии.
- Для организаций, сплавляющих лес по воде, база исчисляется как 1 000 кубометров леса на 100 км сплава.
Определившись с базой, налогоплательщик должен выбрать ставку. Она зависит от следующих объективных факторов:
- типа водопользования;
- вида используемого природного объекта;
- места деятельности налогоплательщика;
- способа извлечения воды: надземный или подземный.
Полный перечень ставок, используемых при расчете бюджетных обязательств, приведен в ст. 333.12 Налогового Кодекса. Они устанавливаются в рублевом эквиваленте на единицу базы.
Формула, как рассчитать водный налог, выглядит следующим образом:
Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.
Список используемых коэффициентов определяется законодательно. Например, действующие значения:
- 5-кратный коэффициент для налогоплательщиков, превысивших годовые или квартальные лимиты по своему виду водопользования;
- 10-кратный коэффициент для тех, кто забирает воду в целях дальнейшей перепродажи;
- коэффициент 1,1 для компаний и ИП, не располагающих собственными средствами измерения.
Для каждой ставки существует свой поправочный коэффициент на уровень инфляции. Например, в 2017 году он равен 1,52, в 2018 увеличится до 1,75, к 2025 возрастет до 4,65. Эти значения устанавливаются федеральными органами власти на долгосрочную перспективу.
Налоговые ставки
Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:
от объекта налогообложения;
от бассейнов рек, озер, морей;
от экономических районов.
Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице.
Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.
Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года
Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.
Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.
Первый – при заборе воды:
на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
в пять раз за сверхлимитный забор.
Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.
Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.
Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.
Ставки по водному налогу
При расчёте водного налога ставки имеют неоднозначный характер. Они измеряются в рублях, но выбор конкретного значения зависит от ряда особенностей. Среди них:
- зависимость от расположения бассейна водного ресурса в данном экономическом районе;
- зависимость от типа использования воды;
- зависимость забора вод от поверхностных или подземных источников;
- зависимость от количества забора вод (в пределах установленных лимитов или выше).
Единицей измерения налоговой базы водного налога является объём в 1 тысячу кубических метров для забора вод. Именно для этого объёма установлены ставки, перечисленные в ст. 333.12 НК РФ.
По каждому экономическому району и по каждому названию реки или озера установлены свои ставки в рублях. Аналогичное распределение ставок установлено также по каждому из морей.
Отдельно выделены ставки ВН при использовании акватории различных экономических районов и внутренних морских вод, использование ресурсов воды для гидроэлектростанций, не занимающихся забором вод, а также для организаций, использующих водные объекты для сплава древесины. В этих случаях налоговая ставка будет измеряться в единице объёма сплавляемой древесины на определённый отрезок расстояния сплава, а для гидроэлектростанций – в тысячах кВт*ч выработанной электроэнергии.
В 2017 году при расчёте налога на воду налогоплательщики обязательно должны увеличивать ставку на повышающий коэффициент, равный 1,52. С каждым годом этот коэффициент будет возрастать. Его значения определены вплоть до 2026 года, далее расчёт будет вестись исходя из потребительских цен и прочих статистических данных.
Повышающий показатель 1,1 к ставке по ВН установлен для налогоплательщиков, не применяющих специальные измерительные приборы для вычисления объёма водопотребления. Также существует повышающий коэффициент, равный 10, для тех лиц, которые добывают подземные воды для их последующей переработки и реализации потребителю.
Порядок уплаты и представления отчётности
20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
Общая сумма налога уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения.
Подробнее
Порядок представления декларации
Декларация подается в налоговую инспекцию по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Иностранные организации и физические лица обязаны также подавать копию налоговой декларации в налоговую инспекцию по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.
Форма налоговой декларации
(pdf 168 кб)
Загрузить
Пример заполнения декларации
(pdf 262 кб)
Загрузить
Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу
(pdf 130 кб)
Загрузить
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Плательщики и объект налогообложения
^
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .
Объекты налогообложения — виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения (15 типов).
(docx 14 кб)
Загрузить
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения
в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Получение лицензии на пользование водными объектами
До 01.01.2007 года
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 № 383 «Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
С 01.01.2007
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования
водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, сохраняют права долгосрочного
или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Расчёт и уплата
В соответствии с существующим порядком расчёт и формирование отчётности по ВН лица проводят самостоятельно. Уплату налога за пользование водными ресурсами налогоплательщики производят по ОКТМО, соответствующему месту расположения водных объектов. Рассмотрим особенности расчёта этого налога.
Расчёт и уплата такого налога описаны в этом видео:
Формула и правила
Как и в других системах налогообложения, формула расчёта налога на воду проста, и выглядит как произведение: ВН = НБхС, где, НБ и С означают налоговую базу и соответствующую ей ставку.
Однако при расчёте должны соблюдаться правила, которые могут вносить в формулу различные корректировки в виде повышающих коэффициентов. Правила расчёта ВН гласят:
- Каждый вид водопользования считается по отдельности, а общий налог представляет собой их суммарное значение.
- База для расчёта налога определяется в соответствии со ставкой, так как они могут различаться даже по одному водному объекту.
- Налоговый периодом ВН считается 1 квартал, поэтому квартальные нормы потребления вод, выше которых применяются ставки в пятикратном превышении, вычисляются как четверть установленных годовых лимитов.
- Вычисление налоговой базы проводится в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов. Проверка исчисления базы делается с помощью журналов учёта водопотребления.
- При отсутствии водоизмерительных приборов, объём забора вод может определяться либо с учётом продолжительности работы технических средств и их производительности в течение налогового периода, либо в соответствии с установленными нормами.
Налогоплательщикам даётся срок в 20 дней после окончания каждого квартала, чтобы произвести оплату рассчитанной суммы ВН.
Пример
Предприятие занимается лицензированной деятельностью по забору вод для производственной деятельности. Скважина расположена в бассейне р. Волга в Волго-Вятском экономическом районе. Предприятие оснащено водоизмерительными системами, а лимит потребления воды на один квартал равен 300000 м3. В течение первого квартала 2017 года водопотребление превысило норму на 20000 м3. Какую сумму ВН должно уплатить предприятие за 1 квартал 2017 года?
- Расчёт в пределах норм потребления:
- 300х429=128700 рубля, где
- 429 = (282х1,52) с округлением,
- 282 рубля – налоговая ставка за 1000 кубометров;
- 1,52 – повышающий коэффициент в 2017 году.
- Расчёт для сверхлимитного водопользования:
- 20х2143=42860 рубля, где
- 2143 = (282х1,52х5) с округлением
- 5 – повышающий коэффициент для водопотребления сверх нормы.
- Итог: Сумма ВН = 42860+128700=132980 рублей.
Порядок исчисления налога. Ставка и база водного налога. Его особенности
Налог исчисляется согласно статье 333.12 НК РФ. НАЛОГ = НБ * НС * k, где НБ – налоговая база НС – налоговая ставка k – коэффициент
Налоговая база (НБ) определяется: – отдельно для каждого объекта водопользования; – для каждой налоговой ставки, если для объекта водопользования их несколько. Налоговая база равна объему воды, изъятой из водного объекта за отчетный период. Определяется по показаниям водоизмерительных приборов, документально зафиксированных. Если по какой-либо причине нет специальных водоизмерительных приборов, то объем забранной воды рассчитывается на основании норм потребления или же по времени работы и производительности используемой техники. Если в эксплуатации находится акватория водных объектов, то налоговая база равна площади предъявленного водного пространства (прописана в лицензии, договоре или же в технических и проектных документах). Исключением является сплав древесины в плотах и кошелях. В их случае
НБ = Vдревесины, тыс. м3 * L, км (расстояние сплава) : 100
Для гидроэнергетики НБ равна количеству электроэнергии, произведенной за отчетный период.
А. Для бассейн рек, озер, морей и экономическим районам:
1) при заборе воды из: поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
2) при использовании акватории: поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
3)при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:
Налоговая ставка округляется по правилам математики до целого числа.
Б. При сверхлимитах водопотребления налоговая ставка с учетом коэффициентов увеличивается пятикратно. Это касается и водопользования подземных вод. Если у налогоплательщика установлен только годовой лимит, то квартальный рассчитывается как ¼ годового лимита.
В. Размер ставки водного налога для обеспечения населения водными ресурсами при изъятии из водных объектов:
2019 год – 141 руб. за 1 тыс. м3 2020 год – 162 руб. за 1 тыс. м3 2021 год – 186 руб. за 1 тыс. м3 2022 год – 214 руб. за 1 тыс. м3 2023 год – 246 руб. за 1 тыс. м3 2024 год – 283 руб. за 1 тыс. м3 2025 год – 326 руб. за 1 тыс. м3
При отсутствии средств измерений объемов изъятых водных ресурсов применяется дополнительный коэффициент 1,1. Для добычи подземных вод (исключение промышленные, термальные, минеральные) с коэффициентом 10.
Проводки по водному налогу
Правила МСФО для отражения водного налога в бухгалтерских счетах отводит счет 68. Для простоты ориентировки под ним можно создавать субсчета – 68.1, 68.2 и так далее. Если предприятие располагает несколькими объектами, потребляющими водные ресурсы, то открываются субсчета третьего порядка.
Налоги, уплаченные за пользование водными ресурсами, находят отражение в статьях для типичных операций. В зависимости от вида деятельности предприятия это могут быть счета от 20 до 25.
Налоговые платежи производятся за каждый квартал в течение следующих 20 дней. Льготы и исключения законом не предусмотрены. Налог начисляется в последний день квартала.
Учет нескольких объектов записывается по нарастающему порядку счетов и субсчетов:
- Д20 – К68.41
- Д20 – К68.42
- Д20 – К 68.42 и т.д.
Основанием для бухгалтерский начислений является справка-расчет.
При погашении налогов делается следующая проводка:
Д 68 – К 51
Основанием для этой операции считается выписка из банка о начислении денег.