Введение
С одной стороны, понятие кадровогорезерва не является для России чем-то новым и передовым — на государственных предприятиях еще в советские времена существовала форма ежегодной отчетности, в которой отражалось состояние работы с кадровымрезервом. С другой стороны можно с уверенностью сказать, что в настоящее время систематическая работа с группой «резервистов» на государственных предприятиях не проводится, а если и ведется, то носит декларативный характер, поскольку «резервисты» не всегда имеют возможность занять ту позицию, в резерве которой они находятся долгие годы.
В крупных российских негосударственных компаниях созданиекадровогорезерва обусловлено несколькими причинами. Главной же причиной является конкуренция между компаниями за высококлассных специалистов, которая приводит к риску несвоевременного замещения вакансии в случае ухода ключевого сотрудника.
Общетеоретические и практические аспекты управления кадровым резервом нашли свое отражение в трудах: Батыгина Б. С, Вересова Н.Н., Веснина В.Р., Виханского О.С., Генкина Б.М., Девятко И.Ф., Дятлова В.В., Егоршина А.П., Журавлева П.В., Морозова А.В., Наумова А.И., Огонесяна И.А., Одегова Ю.Г., Пономарева И.П., Травина В.В., Уткина Э.А. и др.
Этапы формирования
Выделяют 4 этапа построения системы. В зависимости от финансовой ситуации в организации и конкретных задач стадии дополняются или сокращаются:
- На первом этапе сотрудники отдела подбора персонала анализируют потребности в замещении на утвержденный период времени. Срок планирования составляет от двух до пяти лет.
- На втором этапе прорабатывается система отбора. Проводится конкурс, выбираются резервисты.
- На третьем этапе отобранные сотрудники участвуют в программе по развитию навыков в профессиональном и личностном направлении. Резервисты обучаются по программам MBA, на семинарах и тренингах, для них устраиваются выездные тематические конференции с приглашенными преподавателями.
- На четвертом этапе обученные сотрудники получают возможность испытать себя на практике. В идеальной ситуации опытный кандидат должен чувствовать себя свободно в управленческом кресле, решать поставленные задачи и не испытывать сложностей при общении с подчиненными.
Детальные задачи:
- На первом этапе разрабатывается Политика по формированию резерва. В документе прописываются принципы и последовательность действий, ответственные лица, формы отчетности. В нем утверждаются вопросы по организации работы с резервом: как пополняются и набираются в него сотрудники компании. Для работы понадобится утвердить перечень должностей, на которые будут резервироваться работники. Сотрудники отдела персонала оформляют нормативные акты и согласовывают с руководителем организации.
- На втором этапе формируются и согласовываются схемы конкурсного отбора. Занять резервную нишу сможет внутренний и внешний кандидат. Главное условие для этого — опыт по нужной специальности. После набора максимального числа претендентов наступает вторая ступень конкурса, где резервист оценивается персонально. Решение о зачислении принимается на основе и достигнутых результатов работы, и по оценке профессиональных и личностных качеств.
- На третьем этапе создается система обучения отобранных работников. Так как для развития специалистов потребуются значительные расходы, обучающие мероприятия продумываются с учетом факторов, которые в перспективе повлияют на бизнес. Помимо дополнительного образования, предусматриваются программы, направленные на развитие у сотрудников управленческих навыков. Материальном стимулом для резервистов станет бонус за отличную сдачу экзаменов или оплата MBA. Для каждого претендента готовят индивидуальный план развития, составленный с учетом стажа, образования, психологических характеристик и желания достигать высот в выбранном направлении. Обратная связь от сотрудника в резерве в отдел персонала просигнализирует о недочетах в программе развития. Обмен опытом резервистов усилит впечатление от процесса обучения и заинтересует остальных работников организации.
- На четвертом этапе обученный специалист замещает работника на резервируемой должности, используя приобретенный опыт. Сотрудник чувствует себя полезным, когда на деле реализует полученные навыки. В ситуации, когда он так и остается в резерве пять лет с багажом новой, но неприменимой в деятельности информации, компания рискует из-за своей невнимательности потерять ценный кадр. Место перспективному специалисту на рынке труда и у конкурентов найдется.
Подробнее о данных задачах вы можете узнать из следующего видео:
С какой целью необходимо формировать кадровый резерв
Кадровый резерв – это все те сотрудники, у которых есть требуемые умения и способности для руководящей должности, они также прошли отбор и квалификационную подготовку, числятся первыми на повышение.
Такая система дает возможность существенно сэкономить ресурсы, ведь позволит избежать затрат времени и денег на подбор персонала, его обучение и адаптацию работников к новому коллективу. С резервом можно избежать текучки специалистов. Если в компании хорошие условия труда, есть возможность подниматься по карьерной лестнице, поиск другого места работы теряет смысл.
Говоря о кадровом резерве, выделяют такие цели:
- Минимальные последствия или их полное отсутствие в случае ухода сотрудника, который занимает в компании ключевую должность.
- Обеспечение предприятия резервом профессиональных менеджеров, которые уважают и принимают корпоративную политику, готовы нести ее другим людям. Такие сотрудники активно принимают участие в развитии бизнеса.
- Повышение мотивации для ценных сотрудников. С кадровым резервом существенно увеличиваются шансы, что талантливые лидеры не уйдут к конкурентам.
- Поддержка отличной репутации работодателя – он замечает таланты каждого своего сотрудника и обязательно оценивает их по достоинству.
- Минимизация затрат на привлечение, обучение и адаптацию нового специалиста со стороны.
В кадровом резерве до того, как начать его формировать, следует разработать перечень базовых должностей.
Особенности формирования кадрового резерва: важные этапы
Чтобы в кадровом резерве находились лишь нужные специалисты, он должен формироваться в правильной последовательности, с соблюдением основных шагов:
Сначала на основании общих критериев выдвигаются кадры. Делать это должны их непосредственные начальники, наставники или специалисты кадровой службы. Хорошо, если в организации работает линейный менеджер – он лучше остальных может определить потенциал всех специалистов.
Далее на основании предоставленной информации формируются общие списки возможных кадров на повышение.
Следующий шаг – определение максимального потенциала кандидатов. С помощью разного рода мероприятий определяются задатки лидера, уровень лояльности к компании, мотивации, особенности психики и личностные качества
Также важно определить, как относится претендент к его зачислению к кадровому резерву. Методы, которые применяются в такой ситуации, могут быть разными
Наиболее простые – психологическое тестирование, рекомендации. Но если руководство желает получить наиболее полный результат оценки, также рекомендуется использовать оценочные деловые игры и персональное интервью. Именно они помогут максимально точно определить, кого из претендентов стоит отнести к резерву, кому это не интересно, а кто хотел бы оказаться на более высокой должности, но не имеет для этого достаточно потенциала. Некоторые претенденты в это время могут отсеяться и сами. Обратная связь очень важна, поскольку позволяет понимать, кому действительно интересно находиться в кадровом резерве.
Когда все кандидатуры рассмотрены, формируется итоговый список. В нем четко указывается, кому какая должность резервируется.
Сформированный перечень претендентов предоставляется гендиректору, который его утверждает.
В разных компаниях такая модель может несколько отличаться. Находясь в резерве, работник понимает, что у него есть будущее в данной организации, что его старания не остались незамеченными. Это еще больше стимулирует его в работе, что выгодно для компании.
Профессиональная подготовка кадровых резервистов
Определившись со списком кадровых потребностей и кандидатурами, необходимо начать работать над их специализированной подготовкой. Для этого нужен специальный план.
Программа по подготовке кандидата может быть разного уровня охвата:
- общая – предусматривает базовое обучение навыкам руководства, пополнение и обновление теоретических основ;
- специальная – создается отдельно для каждой сферы деятельности, на которые делятся кандидаты;
- индивидуальная – наиболее трудоемкая, зато максимально эффективная, так как рассчитана на каждого конкретного специалиста с учетом его личностных особенностей, уже имеющейся базы знаний и навыков, а также предполагаемой будущей должности.
ВАЖНО! Программу подготовки принимает и утверждает администрация предприятия. В рамках индивидуализированной подготовки для кандидата могут быть организованы следующие формы работы:
В рамках индивидуализированной подготовки для кандидата могут быть организованы следующие формы работы:
- курсы повышения квалификации;
- получение дополнительного образования, в том числе при необходимости и высшего;
- лекции, беседы, семинары, другие обучающие мероприятия;
- участие в тренингах;
- профессиональная стажировка.
Кадровый резерв – инструмент управления персоналом
Резервом кадров принято называть определенное количество рядовых сотрудников, которые потенциально будут способны в случае необходимости занять руководящие посты вследствие предварительного отбора и специальной квалифицированной подготовки.
ВАЖНО! Все сотрудники, составляющие управленческий резерв, должны соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным для руководящих должностей. Кто может послужить источниками кадрового запаса:
Кто может послужить источниками кадрового запаса:
- ведущие специалисты;
- подающие надежды молодые сотрудники;
- работники, успешно прошедшие специальную стажировку;
- лица, занимающие должности руководителей более мелких структурных подразделений;
- работники и руководство дочерних фирм.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В зависимости от отраслевой принадлежности бизнеса подготовить нужные кадры можно практически из любых категорий работников. Например, далеко не редкость простой рабочий, постепенно «доросший» до начальника смены или старшего мастера
Положительные стороны
С точки зрения достоинств, выгоды работы с кадровым резервом очевидны. Проведение подобных мероприятий будет необходимым всегда, и каждая организация должна учитывать данное направление при формировании собственных стратегий управления.
Вот только некоторые положительные стороны данного направления:
- финансовая выгода (не нужно расходовать средства на отбор и подготовку новых специалистов);
- экономия времени (закрытие должностей в наикратчайшие сроки);
- высококвалифицированный штат (служащий взят из собственных рядов и научен по своей же программе переподготовки);
- содействие и продвижение собственного персонала – политика ценности сотрудников (действует также и как мотивационный фактор: работники не желают покидать компанию, где видимы чёткие возможности служебного роста);
- более мягкое адаптирование в коллективе (сотрудник не меняется, а изменяется лишь его положение по службе);
- специалист практически «отточен» под компанию, отлично понимает политику и характерные черты отношений и быстрее приспосабливается к новой должности;
- перспективы стабильности и конкурентоспособности любого предприятия;
- повышение продуктивности и результативности.
Основные документы
Формирование кадрового резерва направлено на решение следующих задач:
- выявление существующего потенциала среди работников;
- возможность занятия незакрытых вакансий;
- непрерывность производственного процесса и его эффективности.
В состав такого положения о формировании кадрового резерва должны входить следующие разделы:
- цели и задачи кадрового резерва;
- принципы создания;
- список должностей, по которым формируется кадровый резерв;
- порядок формирования;
- критерии отбора кандидатов;
- программа подготовки кадров;
- критерии отчисления из резерва;
- анализ эффективности работы с резервом.
В таком положении также может содержаться информация об образцах документов, которые должны быть оформлены в процессе работы с резервом.
Рассмотрим этапы формирования кадрового резерва, которые предполагают определенную последовательность этапов:
- анализ текущей ситуации:
- оценка потребности в новых управленцах или специалистах на ближайшие 1-3 года;
- составление перечня должностей нового резерва;
- определение наличия уже существующих специалистов для замены;
- конкретизация перечня специалистов;
- анализ эффекта от резерва, который был создан ранее.
Подбор необходимых кандидатур для включения в состав резерва происходит по следующим этапам:
- анализ данных анкет по сотрудникам;
- проведение собеседования;
- наблюдение за поведением сотрудника в его взаимоотношениях с другими коллегами;
- оценка показателей работы, которые характеризуют его трудовую деятельность, а также результатов выполнения им конкретных заданий;
- проведение аттестации сотрудника;
- выявление соответствия выявленных качеств требованиям должности;
- сравнение результатов по разным кандидатурам;
- составление списка нового резерва с перечнем кандидатов на должность.
Такой список имеет свои особенности:
- один человек одновременно может фигурировать в нескольких разделах: на ближайшую и удаленную перспективу, а также по разным вариантам должностей;
- сбор максимального количества сведений о кандидате, например, анкетные данные, результаты аттестации, оценка потенциала, отзывы коллег и т. д.;
- составление рекомендаций по программе повышения квалификации.
Далее работа строится следующим образом:
- пересмотр реестра кандидатов время от времени;
- пополнение списка в случае необходимости;
- исключение из списка сотрудников, переставших удовлетворять требованиям;
- корректировка программ повышения квалификации сотрудников;
- анализ эффективности использования реестра, прогнозирование и изменения.
Основные виды оценки персонала:
- системная, которая проводится путем четкого определения всех признаков оценивания (процесса, периодичности, критериев, способов измерения);
- бессистемная.
Основные процедуры оценки следующие:
- подготовка оценки – подразумевает сбор предварительной информации;
- непосредственно оценка сотрудника при помощи создания экспертных групп, которые оценивают уровень знаний, умений, навыков и результатов труда сотрудника;
- этап проведения оценки, включающий заседание комиссии в следующем порядке: приглашение сотрудника и его руководителя, рассмотрение материалов, заслушивание собеседников, обсуждение итогов, формирование заключения, составление протокола;
- этап принятия решения, после которого формируется заключение с учетом выводов и предложений комиссией; на этом же этапе даются рекомендации о необходимости по продвижению сотрудника на должность выше.
- Подбор кадров для замены руководителей и создание плана для этих процедур
- Обозначение необходимых требований к будущим начальникам
- Выявление потенциально подходящих работников для кадрового резерва предприятия
- Создание индивидуального плана профессионального роста и развития для каждого работника в кадровом резерве организации
- Непосредственное обучение и повышение уровня отобранных специалистов
- Анализ прогресса каждого работника в кадровом резерве предприятия
- Перевод работника на новую должность и помощь в адаптационный период.
- Определение фактической стоимости всех вышеперечисленных мероприятий.
В начале выявляются объективно наиболее важные должности, которые серьезно влияют на деятельность компании и ее результаты. Как правило, к ним относят главного руководителя, его заместителей, начальников отделов и других подразделений. Также речь может идти об узких специалистах более низкого ранга, но не менее важных для предприятия.
Количество важных должностей, для которых необходимо составлять кадровый резерв, отличается в зависимости от размера и особенностей предприятия. Например, в крупных транснациональных компаниях число резервистов колеблется от 30 до 200 человек.
Понятие и типы кадрового резерва
Критерий |
Типы кадрового резерва |
---|---|
Вид деятельности |
— Резерв развития (специалисты, руководители, которые будут работать на новых направлениях или должностях более высокого уровня) — Резерв функционирования (специалисты и руководители, в задачу которых будет входить обеспечение более эффективного функционирования организации в обозримом будущем) |
Время назначения |
— Резерв первой очереди – кандидаты, которые будут выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время или в течение 1 года — Резерв второй очереди – кандидаты, которые будут продвигаться по службе через 2-3 года — Резерв третьей очереди – кандидаты, в отношении которых планирование внутренней карьеры только началось и их дальнейший карьерный рост предполагается не ранее, чем через 4 года |
Уровень подготовки |
— Специалисты – сотрудники, выполняющие конкретные и/или специфические функции без наличия подчиненных — Управленцы – сотрудники, занятые в сфере административной работы различного уровня |
Компетенции |
— Профессиональные – направление развитие карьеры данных сотрудников из кадрового резерва связано исключительно с их профессиональной деятельностью — Руководящие – карьера работников из кадрового резерва планируется исходя из продвижения по уровням управления и расширения управленческих полномочий |
Молодёжный резерв
МКР (Молодёжный кадровый резерв) представляет собой функциональную систему формирования у молодёжи знаний, практики и опыта, что востребованы на рынке труда. Для накопления интеллектуальных и практических навыков студентам вузов предоставляется возможность приобретать знания и необходимые навыки путём участия в тренингах, мастер-классах и других мероприятиях. В частности, накапливать практический опыт во время прохождения стажировок в органах гос. власти, банках, других важных государственных и негосударственных структурах.
Те, кто проявил заурядные способности, зачисляются в кадровый резерв, созданный, например, при правительстве Москвы. Молодежный кадровый резерв как направление является очень актуальным и, конечно же, перспективным как для молодых специалистов, так и для работодателей. Возможность прохождения практики и получения всех необходимых знаний в периоды стажировки позволяет в короткие сроки получить работоспособных и высококлассных специалистов.
Кто может стать частью кадрового резерва организации?
- Сотрудники компании, которые успешно прошли аттестацию и рекомендованы непосредственным начальством на выдвижение
- В кадровый резерв предприятия могут входить молодые специалисты, успевшие отлично показать себя в деле
- Работающие на предприятии сотрудники, которые удаленно получают образование в высших или профильных средне специальных учебных заведениях
- Заместители действующих руководителей
Тренинги по основам менеджмента и вовлеченности для молодых специалистов проводит Алексей Широкопояс, Эксперт по развитию управленческих компетенций. Тренер-консультант. Главный редактор журнала «КОМПЕТЕНЦИИ».
Алгоритм подготовки кадрового резерва на предприятии
Сложный процесс формирования резерва кадров проходит в несколько этапов.
1 шаг «Кто нам нужен?» Подготовка к началу работы по формированию кадрового запаса:
- анализ реальной потребности в кадровом резерве;
- прогноз кадровой динамики руководящего аппарата;
- определение кадровой обеспеченности основных должностей;
- составление перечня должностей, нуждающихся в пополнении или создании резерва.
2 шаг «Кто нам подойдет?» Составление списка предполагаемых «резервистов»:
- отбор подходящих кандидатур по установленным критериям (возраст, стаж, перспективность и т.п.);
- оформление списка в виде потенциальных кандидатур на те или иные руководящие должности, предполагающие резерв;
- проверка попавших в список кандидатов: психодиагностика, беседы, интервью, деловые игры и пр.;
- уточнение списка, вычеркивание не прошедших отбор;
- естественный отсев: освобождение от кандидатов, по каким-либо причинам не желающих попадать в резерв;
- итоговая формулировка списка по схеме: должность, нуждающаяся в кадровом резерве – два-три кандидата на ее будущее замещение;
- конкретизация списка: кому из кандидатов нужно будет профильное обучение, как его лучше организовать, как проконтролировать результат и др.
К СВЕДЕНИЮ! В крупных организациях этот список обязательно должен быть утвержден высшим руководством, то есть завизирован генеральным директором.
3 шаг «Доращивание». Подготовка и обучение «резервистов» в соответствии с требованиями прогнозируемой должности, выбор оптимальной методики и ее практическое применение:
- индивидуальное обучение, курируемое действительным руководителем;
- стажировка на предполагаемой будущей должности в своей или другой организации;
- получение спецобразования на курсах переподготовки или в профильном учебном заведении;
- производственная практика.
Начало работы, критерии
Для создания грамотной системы придерживаются трех принципов:
- присутствует потребность в замещении;
- претендент соответствует должности;
- есть стремление кандидата к профессиональному росту.
Начало работы по созданию резерва заключается в выявлении ведущих позиций в компании. Начальники подразделений, директора департаментов и главные руководители влияют на результаты организации. Узкопрофильные специалисты, без которых процесс работы встанет, определяют в резерв. Масштаб и специфика работы предприятия определяет количество ключевых должностей в резерве.
Категории персонала, включаемые в резерв: менеджеры высшего, среднего и низшего звеньев, рабочие.
Личностные качества работников для резерва:
- готовность при необходимости перевестись в филиал организации в другом городе;
- стрессоустойчивость и невосприимчивость к нагрузкам;
- соответствие претендента образу руководителя;
- показательные результаты текущей деятельности;
- внутренний настрой кандидата на руководящую позицию. Определить это качество сможет опытный сотрудник отдела по подбору персонала.
Действия при его создании:
- определить, сколько специалистов понадобится в течение пяти лет;
- посмотреть количество имеющихся резервистов;
- спрогнозировать процент увольнений по результатам аттестации проверки знаний;
- выявить менеджеров, которые способны работать на других участках;
- не забывать, что специалисты из резерва должны в итоге оказаться на должности, ради которой они хотят вырасти в профессиональном и психологическом плане. В противном случае сотрудник выгорает и демотивируется.
Возможные ошибки:
- формальный отбор специалистов в резерв без оценки знаний. Как результат — отсутствие сильных работников и присутствие неспособных к управленческой деятельности;
- не продумана система мотивации для претендентов;
- отсутствие обратной связи от отдела персонала не прошедшему в резерв работнику. За счет этого снижается лояльность к компании;
- не исполняется утвержденный план. Отобранные сотрудники, прошедшие обучение, планируют продвигаться по служебной лестнице. При отсутствии кадровых перемещений доверие к организации теряется, что отражается на результатах работы;
- сформированный кадровый резерв обновляется редко, что делает систему бессмысленной в условиях развития бизнеса и при высоком коэффициенте текучести.
Что собой представляет система управления персоналом в организации — читайте в этой статье.
Как осуществляется управление конфликтами на предприятии — смотрите здесь.
Основные задачи, решаемые в ходе процедуры
Стратегическая политика организации нацелена в первую очередь на увеличение прибыли. Профессиональная команда с единым корпоративным духом выполнит поставленные бизнес-задачи. При наличии кадрового резерва времени на достижение целей понадобится меньше.
Снижаются риски потери накопленной информации, которой владеет руководящий сотрудник. Резервист постепенно обучается тонкостям управления, исполняет обязанности сначала под наблюдением опытного наставника, затем самостоятельно.
Попадание в состав кадрового резерва повышает мотивацию работника. Он видит путь продвижения в профессиональном плане как по горизонтальной ступени, так и по вертикальной. Если система резерва продуманна, то сотрудники мотивируются на дальнейший рост по служебной лестнице. Компания при грамотной организации системы планирует и управляет процессом перемещений.
При низкой текучести кадров, отдаче в работе, профессиональном самосовершенствовании работников организация финансово устойчива. Редко возникают ситуации, когда уход из фирмы опытных менеджеров негативно влияет на бизнес: падают продажи и ухудшается имидж организации.
Особенности резерва правительства
Не менее значимое направление. Кадровый резерв правительства составляют специалисты высокой квалификации, креативные, с мотивированной гражданской позицией и иными положительными характеристиками. Все они могут работать в государственном аппарате управления в регионах на различных должностях или непосредственно в Правительстве, занимая должности заведующих отделами, секторами и так далее. Если чиновник, например, работая на периферии в ранге губернатора области, проявил незаурядные способности реализовывать социальные и экономические проекты, то, конечно, он будет замечен в правительственных кругах. Его кандидатуру, вероятнее всего, внесут в кадровый резерв и при появлении необходимости и освобождении соответствующего места назначат на более высокую должность.
Муниципальный резерв
Муниципальный кадровый резерв в идеальном толковании являет список физических лиц, которые отвечают предъявленным им критериям по интеллектуальному, профессиональному и практическому уровню, позволяющему эффективно выполнять в будущем возложенные на них обязанности. В его состав также входят специалисты, которые потеряли работу при сокращении штатов или полной ликвидации самоуправляющего органа. Они наработали опыт, и терять ценных специалистов никто не будет.
- назначение на должности квалифицированных профессионалов с учетом их профессиональных достоинств и компетентности;
- способствование продвижению по служебной лестнице;
- работа по повышению квалификационных качеств;
- создание профессионального резерва и его действенное внедрение;
- оценка итогов деятельности муниципальных служащих путем проведения аттестаций;
- использование передовых технологий при подборе сотрудников при поступлении.
Создание такого запаса кадров преследует цели рациональной расстановки кадров на освобождающихся должностях в мэриях, постоянной ротации талантливых людей в кадровом реестре.
Принципы создания кадрового резерва
Приступая к организации резерва кадров на предприятии, стоит руководствоваться следующими принципами, обуславливающими эффективность этого процесса:
- Потребность. Необходимость в создании резерва кадров действительно должна быть актуальной для данной организации.
- Квалификационное соответствие. Кандидат в «резервисты» на определенную должность должен подходить для этого по основным характеристикам данной квалификации.
-
Оправдание ожиданий. Сотрудник, отбираемый в резерв, должен быть перспективным по главным определяющим показателям:
- возрасту;
- полученному образованию;
- актуальной квалификации;
- стажу;
- движении по карьерной лестнице;
- ориентации на совершенствование и рост и др.
- Прозрачность. Создание резерва должно проходить гласно. Информация о кадровых потребностях и кандидатах должна быть открытой.
- Конкурентная борьба. Чтобы выбрать лучшего и стимулировать разумную соревновательность, а отсюда и стремление к улучшению, на каждую вакантную должность следует предусмотреть не одного, а 2-3 «резервистов».
- Инициатива. Все участники процесса должны проявлять активность, особенно ответственные за отбор кандидатов в резерв.