Поправки по закону 163-ФЗ: миграционный учет должны вести не все работодатели

Расселение и миграционный учет

В Федеральном законе № 163 уточняется и конкретизируется понятие «места пребывания» – это помещение, которое приезжий человек регулярно использует для восполнения физических сил. Здесь мигрант отдыхает и спит, а, значит, информация именно об этом месте является для сотрудников миграционных служб первоочередной.

Впредь учет будет вестись по фактическому адресу пребывания и проживания. В качестве жилого помещения может использоваться не только съемная квартира, комната или номер в гостинице, но и площадь, находящаяся в ведении юридической организации. Компания должна быть готова выделить квадратные метры своему иностранному работнику не только на бумаге, но и на практике. Если же фирма не предоставит мигранту необходимые и достаточные условия (минимум 4 м² на человека, доступ к туалету и воде, отсутствие плесени на полу и стенах), то зарегистрировать его она будет просто не вправе. Так что, согласно подпункту «б» пункта «1», впредь принимающей стороной смогут считаться только те граждане, компании, международные организации, дипломатические представительства, консульства и пр., которые:

  • сами находятся в пределах РФ;
  • временно снабжают мигранта жилым или любым иным помещением, подходящим для сна и отдыха. Этот адрес и заносится в миграционную карту как «место пребывания».

В отдельную категорию закон выделяет высококвалифицированных иностранных специалистов, – они смогут выступать принимающей стороной для собственных родственников, но только в том случае, если имеют в Российской Федерации жилую собственность.

Подобные изменения были введены для того, чтобы снизить долю теневого сектора, представители которого ранее активно регистрировали приезжих граждан за деньги, не заботясь о том, куда они отправятся после въезда в страну и где будут жить. Теперь же для каждого «клиента» придется подыскивать настоящее спальное место, куда еще и могут нагрянуть и сотрудники контролирующих органов. Если выяснится, что мигрант по заявленному адресу не проживает, а условия помещения в принципе не подходят для сна и отдыха, накажут всех – и иностранца, и лицо, которое было ответственно за его регистрацию. После 2 штрафов приезжего гражданина могут депортировать.

Если же человек въезжает в страну, чтобы воспользоваться какими-либо социальными услугами (отдохнуть в пансионате или на туристической базе, подлечиться в клинике или санатории и пр.), то постановка на учет также производится в соответствии с адресом фактического пребывания. В случае, когда иностранец отбывает на территории РФ наказание, в учетные документы заносится адрес учреждения, в котором он содержится.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (не вступил в силу)

28 июня 2018

Принят Государственной Думой 7 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;»;

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;

2) в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» заменить словами «подлежит постановке»;

3) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль27 июня 2018 года № 163-ФЗ

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого . В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

Возможные изменения в правилах миграционного учета иностранных работников

б) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится (норма практически не изменилась. Сохраняется обязательный порядок постановки иностранного гражданина, в частности, по адресу гостиницы, где он проживает).

Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.

Новое в миграционном законодательстве

С учетом нововведений, утвержденных законом № 163-ФЗ, иностранец при предъявлении принимающему лицу удостоверения личности и миграционной карты освобождается от ответственности за постановку на МУ из-за отсутствия обязанности выполнять подобные действия.

И все же из данной ситуации есть исключения. Это относится к случаям, когда гражданин другой страны, временно проживающий на территории РФ, обладает правом собственности на жилую недвижимость. Второй момент касается обстоятельства, когда принимающее лицо по уважительным причинам не может представить в уполномоченные органы извещение о прибытии иностранца:

  • пребывает в законном отпуске от трудовой деятельности;
  • лежит в поликлинике на длительном лечении;
  • находится в командировке;
  • и т.п.

Основание должно быть документально подтверждено:

  • если отпуск – выписка от работодателя из таблицы отпусков или соответствующий приказ;
  • если болезнь – справка из медицинского учреждения с установлением диагноза и схема лечения;
  • если командировка – приказ работодателя или командировочное удостоверение.

Одно из ключевых изменений в законе о миграционном учете, касается распределения обязанностей. Так, теперь за выполнение правил миграционного учета именно российские граждане будут нести ответственность (те, которые предоставили жилье иностранцу). Из-за несоблюдения нормативных требований действия приглашающего лица будут рассматриваться как административное правонарушение, а при определенных обстоятельства и как уголовное преступление.

Также после 8 июля 2018 года, когда закон для мигрантов № 163-ФЗ вступил в силу, работодатель вправе регистрировать иностранцев в миграционной службе только при фактическом проживании гражданина другой страны по адресу компании. Альтернативный вариант – при проживании в помещении без адресной разметки, которое определено фирмой положениями соответствующих документов.

Справка! По итогу новый закон о миграционном учете иностранных граждан ФЗ № 163-ФЗ обозначил два важных понятия «принимающая сторона» и «место пребывания», которым теперь может быть только то жилье, где гражданин другой страны фактически живет (то есть постоянно спит и отдыхает).

Особое мнение

Алена Демьянчук,

менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой»

Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали».

Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Квоты: въезд и трудоустройство

В 2019 году власти снизили квоты для людей, претендующих на получение разрешений на временное проживание. Это среднее звено, располагающееся между разрешением на временное пребывание (90 суток) и полноценным ВНЖ. Всего правительство выделило 90 360 штук РВП, в то время как их было больше практически на 20 000! Да и само распределение квот по субъектам оказалось довольно неравномерным:

Регион Количество РВП
Центральный ФО 28 150
Северо-западный ФО 6 610
Южный ФО 10 400
Северо-Кавказский ФО 7 050
Приволжский ФО 15 000
Уральский ФО 4 950
Сибирский ФО 13 270
Дальневосточный ФО 4 930

В ряде сфер продолжат действовать установленные ограничения по приему на работу иностранных граждан. Речь идет про:

Направление Доля занятых мигрантов от общего количество сотрудников
Пассажирские перевозки, транспортировка грузов на автомобилях. Не более 28% (ранее – 30%)
Выращивание овощей. Не более 50%.Исключение составляют Хабаровский и Ставропольский края, а также Московская, Липецкая, Воронежская, Волгоградская, Астраханская, Ростовская и Саратовская области. Здесь сезонные работники, наоборот, активно привлекаются к сбору урожая.
Продажа алкоголя и табака в специализированных магазинах. Не более 15%.
Продажа медикаментов в аптечных киосках. 0%.
Розничная торговля в нестационарных торговых объектах и на рынках.
Розничная торговля за пределами магазинов, палаток.

Кроме того, еще в 2015 году субъекты получили право самостоятельно вводить дополнительные ограничения. Если регион в настоящий момент не нуждается в приезжих сотрудниках, то последним придется остаться без работы или подыскать для себя другие вакансии. В 2019 году ситуация выглядит следующим образом:

Регион Где вовлеченность мигрантов будет ограничена
Сахалин Охрана общественно важных объектов, – детских садов, учебных заведений, поликлиник, больниц и пр.
Якутия Строительство.Разработка недр и месторождений.

Образование.

Сельское хозяйство.

Транспортная индустрия.

Здравоохранение.

Новосибирск Исследование рынка.Работа в детских лагерях.

Палатки и киоски, предлагающие пищу, передвижные фастфуд-кафе «на колесах» и пр.

Кузбасс Любые образовательные учреждения.Производство диетической продукции и питания для детей.

Такси, общественный транспорт.

Рекрутинг.

Бурятия Местные власти не назвали отдельные сферы деятельности, но с 1 января обязали всех приезжих граждан указывать для получения патентов свои специальности. Так усилился контроль над мигрантами в принципе.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Для организаций, которые не пользуются иностранной рабочей силой, но выступают в качестве принимающей или приглашающей стороны (гостиницы, вузы, иные организации), МВД разработало иную форму чек-листа. Она представлена в Приказе № 42, в приложении № 2.

В обоих случаях вопросы предполагают односложные ответы «да» или «нет». Если по итогам проверки выяснится, что организация нарушает хотя бы одну норму миграционного законодательства, контролеры составят акт, а затем нарушителя привлекут к ответственности.

Сейчас все инспекторы обязаны проводить проверки в соответствии с чек-листом. Поскольку все пункты контроля заранее известны, специалисту, отвечающему за оформление иностранных граждан в компании, подготовиться к проверке стало гораздо проще.

Ознакомиться с полным списком вопросов можно, скачав форму чек-листа ниже.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Что поменялось с 08.07.2018

Вот краткий обзор миграционного учета по 163-ФЗ от 2018 года.

Список мест пребывания

Закон № 163-ФЗ регламентирует перечень мест пребывания, по адресу которых иностранец подлежит учету как по месту пребывания в общем случае (см. далее).

Фактическое проживание у нанимателя

Самое главное: новый закон определяет, что иностранец подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке ведёт трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность только в двух (!) случаях. Это фактическое проживание (ч. 2 ст. 21 Закона № 109-ФЗ в новой редакции):

  • по адресу этой организации;
  • в её помещении без адресных данных (строении, сооружении), в т. ч. временном.

Таким образом, можно сказать, что постановка на миграционный учет организацией по ФЗ-163 стала обязательной с 08.07.2018 для работодателей только по двум основаниям – когда иностранцы «живут на работе». В остальных случаях закон не признает нанимателя принимающей стороной (см. далее).

Что такое «место пребывания»

Для целей миграционного учета уточнено, что закон понимает под местом пребывания. Итак, это может быть:

  • жилое помещение, не являющееся местом жительства;
  • иное помещение, в которых иностранец фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);
  • организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Кто принимающая сторона

Законодатели также уточнили понятие «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающая сторона)». Это может быть, в частности, адрес:

  • гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;
  • медицинской организации, оказывающей медпомощь в стационаре;
  • организации соцобслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в т. ч. бомжам, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации;
  • учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

До 8 июля 2018 года организацию признавали принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживает или работает (находится). А благодаря изменениям стало меньше случаев, когда наниматель должен сообщать территориальному органу МВД о прибытии иностранца.

Если принимающая сторона не уведомляет МВД о прибытии иностранца, штраф (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • от 40 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 400 000 до 500 000 руб. – для организаций.

Также см. «Патент на работу для иностранных граждан в 2018 году».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.