Платить ли ндс комиссионеру с премии «за объем»

Премии, бонусы, скидки…

В названном выше Постановлении Президиума ВАС РФ указано, что независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса — дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налоговой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости — корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).
При этом в указанном Постановлении отмечено, что скидки, предоставленные дистрибьюторам, были неразрывно связаны с реализацией товара, то есть Общество правомерно уменьшало цену реализации товара, корректируя соответствующую налогооблагаемую базу при исчислении налога на добавленную стоимость на сумму таких премий-бонусов, рассчитанных в процентом отношении к товарообороту за прошедший период, путем выставления покупателю «отрицательных» счетов-фактур, в связи с чем доначисление инспекцией налога на добавленную стоимость, начисление пеней и налоговых санкций по этому эпизоду следует признать незаконным.
Иными словами, судьи предложили все используемые в настоящее время продавцами системы поощрения покупателей (премии, бонусы, ретроскидки) считать скидками, уменьшающими цену ранее отгруженных товаров, а значит, и налоговую базу по НДС. При этом следует учитывать, что признанная ВАС РФ правомерность корректировки на суммы премий выручки от реализации у продавца с учетом принципа «зеркальности» НДС, по существу, означает и для покупателя необходимость совершения обратного действия — корректировки в сторону уменьшения сумм НДС, принимаемых к вычету по сравнению с первоначальными.
Данное судебное решение внесло сумятицу во взаимоотношения продавцов и покупателей в части налогообложения сумм бонусов и премий за товарооборот. Ведь ранее все руководствовались единым подходом, поддерживаемым фискальными органами, что любые виды премий, бонусов и тому подобных выплат, если они предоставляются одной суммой без изменения цены каждого ранее отгруженного товара, не считаются скидкой к цене, уменьшающей налоговую базу продавца.

Как быть дальше?

Получается, что после данного судебного решения возникла существенная неопределенность в части налогообложения сумм бонусов и премий за товарооборот, определяемых, как правило, в процентах к его объему за прошлый период (месяц). Каждая из сторон договоров поставки стала оценивать для себя налоговые риски, которые могут возникнуть, если к уже реально существующим хозяйственным отношениям будет применена новая правовая позиция ВАС РФ.
В отсутствие устоявшейся арбитражной практики по данному вопросу и недостаточной ясности норм Налогового кодекса РФ многие продавцы и покупатели решили оставить свои взаимоотношения без изменений — начислять премию в прежних размерах, не выставляя на нее «отрицательных» счетов-фактур, то есть по-прежнему считать ее внереализационным доходом покупателя, который не облагается у него НДС в силу положений ст. ст. 146 и 162 Налогового кодекса РФ.
Однако часть торговых сетей усмотрела здесь для себя большие риски, выражающиеся в том, что им будет предъявлено требование об уменьшении суммы входного НДС по суммам полученных бонусов, ретро-скидок от поставщиков за достижение определенного товарооборота. Поэтому они потребовали в ультимативном порядке от своих поставщиков применять новый правовой подход, выставляя на такие премии «отрицательные» счета-фактуры, но при этом и сам размер премий, уже и так рассчитываемых от величины товарооборота с учетом налога, дополнительно увеличить на ставку НДС. Тем самым они попытались полностью переложить на покупателей не только налоговые риски по НДС, но и все экономические потери от изменения структуры бонуса (премии), пытаясь оставить его чистую величину без налога неизменной для себя. В качестве арбитра в таком завязанном на налоговом законодательстве споре многие налогоплательщики избрали Минфин России и стали обращаться к нему с запросами по поводу налогового учета и налогообложения налогом на добавленную стоимость премий за приобретение покупателем определенного договором количества товара в связи с принятием Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2009 N 11175/09. Что же ответили финансисты?
В данном случае налоговый риск носит комплексный характер. Он заключается не только в применении нового правового подхода, приравнивающего премию за товарооборот к скидке в цене, но и в использовании для корректировки прежних цен «отрицательных» счетов-фактур. Формально такой способ не отвечает требованиям п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (далее — Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, на что указано, например, в Письме Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-09/55. Поэтому, скорее всего, при таком оформлении неизбежен спор с налоговиками. В некоторых случаях суды встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2010 по делу N А44-2914/2009, ФАС Дальневосточного округа от 26.06.2009 N Ф03-2636/2009, ФАС Московского округа от 25.06.2008 N КА-А40/5284-08 и других). Кроме того, предлагаемое некоторыми покупателями увеличение размера премии (скидки) на процент НДС автоматически, без внесения изменений о ее размере в сам договор, усиливает налоговые риски продавцов. Это существенным образом ослабляет их позиции в неизбежном споре по поводу самого принципа уменьшения налоговой базы, так как налоговики получают дополнительный повод для отказа в таком праве, в том числе и на основании того, что общий размер скидки не соответствует договорным условиям (превышает их) и, следовательно, корректировка налоговой базы не обоснованна, так как проведена в завышенном размере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.