Приняты поправки к 54-фз: отсрочка по онлайн-кассам коснётся не всех

История изменений законов

В 2017-ом году принимался 54-ый ФЗ, предписывавший применение онлайн-касс всеми индивидуальными предпринимателями. Такой закон стал следствием стремления государства увеличить налоговые сборы с ИП, сделать более прозрачной деятельность частных предприятий, а также отследить товарооборот в России и спектр оказываемых в пределах государства услуг.

Но многие предприниматели оказались не готовыми к таким нововведениям, ведь установка современной контрольно-кассовой техники требует переоснащения производства и обусловливает затраты. Правительство пошло навстречу бизнесменам и дало отсрочки.

До первого июля 2018-го получили возможность временно не использовать ККТ ИП, которые имеют наёмных сотрудников и осуществляют деятельность в сферах питании и розничной продажи по ЕНВД (режиму единого налога на вмененный доход), а также частные предприятия, имеющие наёмников и работающие по упрощённой налоговой системе (УСН) в области общепита.

Во второй раз было разрешено не использовать кассы онлайн-типа до первого июля 2019-го индивидуальным предпринимателям и организациям, работающим в рамках УСН, патентов или ЕНВД и предлагающим услуги, а также предпринимателям без сотрудников при патентах или ЕНВД, занимающимся общепитом или продажами в розницу.

Но предприниматели, не успевшие до крайних сроков внедрить в процесс реализации услуг или товаров ККТ, забили тревогу. Установка такой техники требует значительных затрат, порой несопоставимых с доходами предпринимателя. Во избежание закрытия предприятий по данной причине правительство разрешило третью отсрочку.

Альтернатива

Если индивидуальный предприниматель не использует кассу-онлайн, это не освобождает его от выдачи клиентам документации, подтверждающей факты оплаты товаров, работ или услуг. Выдаваться по запросам покупателей могут товарные чеки, квитанции или бланки строгой отчётности (при принятии работ или получении услуги). Тут должна обязательно содержаться такая информация:

  • наименование с номером выдаваемого документа;
  • место, дата и точное время расчёта;
  • ФИО или название ИП, являющегося пользователем;
  • ИНН предпринимателя;
  • используемая система налогообложения;
  • статья (приход или расход, возврат расхода или прихода);
  • точное наименование работ, продукции или услуги;
  • сумма операции;
  • форма осуществления расчёта (безналичный расчёт, наличные деньги).

Вместо касс-онлайн для учёта всех расчётов и для выдачи чеков клиентам можно установить стандартную кнопочную кассу или же современный кассовый аппарат автономного типа с расширенным функционалом (так называемый ньюджер). Подобная техника позволяет пробивать чековые документы, вести расчётную деятельность и соблюдать законодательство. Но зачастую фиксировать услуги и товары, реализовывать отдельные категории продукции и принимать оплату картами с помощью подобных устройств либо очень сложно, либо нереально.

Поправки ко второму чтению

Поправки ко второму чтению затрагивают, в частности, сферу транспорта — ими предусматривается, что на билете, который будет выдаваться клиенту, возможна печать уникальной ссылки или кода, по которому можно будет идентифицировать эту операцию. «В транспортных средствах может не быть возможности немедленного выхода в «облако» и так далее. Больше этой проблемы не будет, потому что фиксация происходит, а переброска этого в «облако» будет происходить, когда водитель вернется к себе на базу. Это может быть применено в конце дня, и тут никаких проблем не возникает», — пояснил ранее Макаров.

Кроме того, поправки коснутся организаций, работающих в социальной сфере — для них ККТ потребуются только в случае операций с наличными деньгами. Этот подход предлагается применять к услугам населения в сфере образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта. Аналогичным образом ККТ смогут не применять ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы при оказании своим членам услуг в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

От ККТ решено отказаться также при реализации входных билетов в государственные или муниципальные театры, если речь идет о продаже таких билетов с рук или лотка. Это правило не будет распространяться на реализацию билетов в интернете. 

Как пояснила первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре, координатор партпроекта «Единой России» «Культура малой Родины» Ольга Казакова, в случае обязательного использования контрольно-кассовой техники театры могут потерять часть дохода от реализованных билетов. «Это касается распространителей, которые работают вне театра: такие индивидуальные предприниматели зачастую едут в отдаленные поселки, конечно, обязательное применение ими ККТ затруднило бы их работу и лишило бы театр части прибыли», — уточнила она, констатировав, что принятый закон освободил их от такой необходимости.

По словам депутата, запрос на законодательные изменения поступил в партию от представителей театров со всей России. «К примеру, Свердловский театр комедии реализует порядка 30% билетов «с рук», калининградские театры — 40%, челябинские театры — до 50%. Мы проанализировали ситуацию, сформулировали и внесли соответствующую поправку», — сообщила парламентарий.

Она добавила, что особое значение принятые поправки имеют и для гастрольной деятельности, поскольку использование ККТ также повлекло бы к дополнительным расходам театра во время гастролей.

Кто может совсем не использовать

Кому отменили онлайн-кассы совсем? Весь перечень разновидностей деятельности, не требующих расчётов с применением контрольно-кассовых машин, представлен во второй статье 54-го ФЗ. Но новый вступивший в силу закон значительно расширил список предприятий, которые могут отказаться от касс.

Полное освобождение от обязательного внедрения ККТ предусматривается для предпринимателей и организаций, которые могут не использовать онлайн-кассы из-за особенностей территориального расположения или нюансов деятельности. Это ИП:

  • продающие журналы и газеты и иную подобную продукцию (доля реализации газет с журналами должна быть не меньше половины всего товарооборота);
  • реализующие ценные бумаги;
  • обеспечивающие питанием во время занятий сотрудников и учеников образовательных учреждений;
  • торгующие на ярмарках, в выставочных центрах или на рынках (вне павильонов, киосков, магазинов, палаток, фургонов, прилавков и прочих оборудованных мест) непродовольственными товарами;
  • осуществляющие вне стационарных основных торговых сетей разносную реализацию непродовольственной и продовольственной продукции;
  • торгующие через киоски разливными молоком, водой и напитками без алкоголя, а также мороженым;
  • продающие через цистерны молоко, растительные масла, керосин, квас и живой рыбу, а также реализующие овощи вразвал;
  • принимающие подлежащее утилизации или переработке вторичное сырьё (кроме металлолома);
  • окрашивающие и ремонтирующие обувь;
  • продающие в розницу бахилы;
  • ремонтирующие или изготавливающие металлическую галантерею, ключи;
  • присматривающие или ухаживающие за несовершеннолетними, престарелыми, лицами с инвалидностью или больными людьми;
  • реализующие изделия художественных народных промыслов;
  • распиливающие дрова и вспахивающие огороды;
  • оказывающие на вокзалах, в водных портах и аэропортах услуги переноса багажа;
  • сдающие в аренду населению или индивидуальным предпринимателям жилые объекты, машино-места в многоквартирных зданиях;
  • ведущие деятельность и осуществляющие расчёты в труднодоступных или отдалённых местностях (перечень таких зон утверждается властью субъекта государства);
  • применяющие новый специальный режим налогообложения – «Налог на профессиональный доход» (то есть самозанятые);
  • реализующие из лотков или с рук абонементы или билеты в театры (не продающие их дистанционно через интернет);
  • проводящие церемонии и обряды в сфере религии.

Кроме того, отмена онлайн-касс, согласно изменённому законодательству, предусматривается для:

  • товариществ владеющих недвижимостью или жилыми объектами (ТСН и ТСЖ), некоммерческих огороднических или садоводческих товариществ, жилищных, строительных и потребительских кооперативов, взимающих оплату со своих членов за прописанную в уставах деятельность;
  • образовательных учреждений, оказывающих услуги по образованию;
  • домов, центров, клубов и дворцов досуга, ремёсел, народного творчества, фольклора, культуры (оказывающих услуги людям именно в сферах культуры);
  • физкультурно-спортивных организаций (если они предлагают услуги в областях спорта и физкультуры).

Кому не нужна касса совсем? Перечень представлен выше, но важно понимать, что отказаться от ККТ можно исключительно при безналичных расчётах. Но если предприниматель или предприятие получает финансы наличными или посредством применения электронных платёжных средств при контакте пользователя и потребителя (клиента), то он обязан установить онлайн-кассу

Кто будет использовать кассы

Если ИП применяет для налогообложения ЕНВД, то он обязуется устанавливать кассу-онлайн при оказании услуг или выполнении индивидуальных работ, а также при реализации продукции своего производства, во-первых, при наличии нанимаемых сотрудников. Во-вторых, внедрение в рабочий процесс контрольно-кассовых машин необходимо при:

  • торговле в розницу в магазине или павильоне, площадь которого больше 150 квадратных метров;
  • продаже товаров производителей;
  • реализации товаров без торговых залов или через нестационарные объекты;
  • оказании услуг в сфере общепита в залах обслуживания площадью свыше 150 кв. м. или вне таких залов;
  • наличии вендинговых устройств.

Кто должен применять онлайн-кассы, работая по патентам? Это:

  • парикмахерские;
  • ремонтирующие радиоаппаратуру, автомобили или оборудование, коммуникационную технику или компьютеры ИП;
  • перевозящие автомобильным или водным транспортом грузы или пассажиров;
  • оказывающие ветеринарные услуги;
  • устраивающие спортивные и физкультурные занятия;
  • занимающиеся охотой и ведущие охотничьи хозяйства;
  • организующие прокат;
  • оказывающие медицинские услуги;
  • производящие молочную продукцию;
  • занимающиеся рыбоводством либо рыболовством;
  • торгующие в розницу или ведущие деятельность в сфере общественного питания предприниматели, если зал торговли или обслуживания по площади превышает 50 м2 (или зал отсутствует совсем).

Отсрочка онлайн-касс до 2020 года и внесение корректив в 54-ФЗ

Говоря об отсрочке, нужно понимать, что законодателем установлены два срока для разных поправок. Первоначально законом предполагался льготный период до 1 июля 2019 года. Это право было предусмотрено для индивидуальных предпринимателей, которые не привлекали к работе сотрудников по трудовым договорам. Кассы не устанавливали:

• представители мелкой розницы, торгующие товарами собственного производства;

• предприниматели сферы услуг населению;

• частники, выполняющие работы по заказу.

По новым правилам, согласно принятому законопроекту № 682709-7, такие ИП могут продолжить работу без ККТ вплоть до 1 июля 2021 года. Льгота может быть приостановлена, если предприниматель примет в штат работника — в этом случае кассу нужно установить, зарегистрировать и начать применять не позднее чем через 30 суток, прошедших с момента оформления трудового договора. Более того, именно до 2021 года устанавливаются и такие упрощенные правила:

• кассы не нужно внедрять товариществам собственников жилья (ТСЖ), недвижимости (ТСН), аналогичным некоммерческим организациям, кооперативным и иным потребительским объединениям. Здесь имеются в виду расчеты за предоставленные услуги или жилые помещения в рамках уставной деятельности;

• образовательные и осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта организации тоже могут принимать плату за профильные услуги без ККТ;

• культурно-досуговые центры и дома творчества также могут оказывать услуги без передачи данных ОФД.

Строго говоря, предусмотрена не отсрочка применения онлайн-касс до 2020 года, а возможность выведения на экран любого автоматического устройства, предназначенного для приема платежей (вендингового терминала, кофейного или снекового автомата, терминала для приема оплаты за автомойку или топливо и т. п.), изображения QR-кода вместо распечатки чека. Эта льгота установлена не 129-ФЗ от 06.06.2019 г., а ранее — письмом Министерства финансов РФ от 01.08.2018 г. № 03-01-15/54308. Поэтому отсрочка онлайн-касс до 2020 года не вводилась, но порядок работы действительно был упрощен.

Законодательная база

О вероятности отсрочки заговорили в связи с корректировками, вносимыми в действующее законодательство. И последние новости гласят, что законы, регламентирующие кассовое обслуживание, действительно изменились.

Так, в апреле был создан законопроект, предполагавший внесение корректировок в другой закон федерального значения под номером 54. И в Государственной думе поправки одобрили, после чего документу был присвоен статус ФЗ и присвоен отдельный номер – 129. Это произошло шестого июня 2019 года, соответственно, со следующего дня (7-го июня) закон вступил в полную силу.

В ФЗ-129 чётко прописывается, что отдельные категории индивидуальных предпринимателей получают законное право не использовать технику контрольно-кассового типа при осуществлении расчётов со своим клиентами до 1-го июля 2021-го года. Отсрочка фактически будет действовать ещё в течение всего 2020-го и на протяжении половины 2021-го. За этот период ИП должны окончательно определиться с видом деятельности и обеспечить внедрение в рабочие процессы соответствующего оборудования, необходимого для расчётов и передачи информации в ФНС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.