Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред.
Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред.
Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Примечания.
1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
(примечания в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Ст. 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов
Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2018 году
При неудержании или неуплате работодателем подоходного налога с предприятия может быть взыскана штрафная санкция размером в 20 % от соответствующей суммы к удержанию или перечислению (стат. 123). Эта же норма распространяется на случаи неполного удержания (оплаты в бюджет) подходного налога.
Дополнительно при несвоевременной уплате начисленных и удержанных сумм подоходного налога налоговому агенту придется перечислить в казну пени по ставке согласно п. 4 стат. 75. Общий исковой период давности для взыскания санкций ограничен 3 годами (п. 1 стат. 113). По истечении обозначенного периода привлечь нарушителя к ответственности у налоговиков не получится.
Ответственность налоговых агентов
Налоговым периодом по подоходному налогу является год. В течение этого времени налоговые агенты обязаны исчислять НДФЛ – по состоянию на день фактической выплаты суммы физлицу (п. 3 стат. 226). Затем выполняется удержание средств и перечисление в бюджет. Если удержать налог не представляется возможным, работодатель обязан сообщить об этом в письменной форме в ИФНС – до 1-го марта за истекшим периодом. Такие случаи возможны, к примеру, при расчетах с гражданами в натуральном эквиваленте.
Перечислить в российский бюджет начисленный налог следует не позже следующей даты за днем выдачи физлицу дохода (п. 6 стат. 226). Исключение предусмотрено для отпускных выплат и пособий по болезни – по таким доходам средства уплачиваются не позже последней календарной даты месяца выплат. Если же работодатель нарушил указанные сроки уплаты, ему придется оплатить штрафные санкции.
Когда налоговый агент может снизить штраф и пени за несвоевременную уплату НДФЛ
Налоговым агентам удавалось снижать штраф и пени за неуплату НДФЛ. Договориться с налоговикам получится и в 2018 году.
Для этого надо привести смягчающие обстоятельства (ст. 112 НК РФ). Например, финансовые трудности организации, высокая кредиторская задолженность, снижение спроса на товары или услуги и др. Если инспекторы не пойдут на уступки, то санкцию можно уменьшить через суд (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2016 г. № Ф07-11124/2016).
В судебной практике есть решения, по которым штрафы снижают из-за незначительной просрочки – один-два дня (постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2016 г. № Ф05-4049/2016). Этот аргумент тоже можно использовать как смягчающее обстоятельство.
Компания может избежать и пеней. Это актуально, если просрочка составляет один день. Налоговики считают пени со дня, следующего за сроком платежа по законодательству.
Логика такая. Вы перечислили деньги в день, с которого начинают определять просрочку. Согласно Налоговому кодексу этот день является днем исполнения обязанности по уплате НДФЛ. А раз так, то задолженность у вас в этот момент отсутствует. Кодекс не предусматривает возможность начислять пени за день, в котором долга нет (письмо Минфина России от 5 июля 2016 г. № 03-02-07/2/39318).
Например, крайний срок перечисления НДФЛ выпадает 2 апреля. Компания внесли деньги 3 апреля. Просрочка составляет один день. Согласно разъяснениям Минфина, пеней за нарушение не будет.
Некоторые компании считают, что перечислить налог надо обязательно на следующий день, как выдали сотруднику деньги. Отчасти они правы, но такой порядок распространяется не на все виды выплат. Поэтому сначала выясним, какие же нарушения бывают:
- удержали налог, но перечислили его с опозданием;
- удержали налог, но заплатить его вовсе забыли;
- была возможность удержать налог, но компания этого не сделала.
За эти три нарушения ответственность одна – штраф по статье 123 НК РФ. Но говорить о санкции рано. Сначала определите дату дохода и крайний срок для удержания и перечисления НДФЛ в бюджет. Воспользуйтесь таблицей.
- Не пропустите эти статьи!
- Вот так теперь нужно оформлять платежки по налогам и взносам
- Изменился порядок расчета имущественных налогов
- Как законно сэкономить на налогах в 2018 году
Вид выплаты
Когда возникает доход
Когда удержать НДФЛ
Когда перечислить НДФЛ
Зарплата
Последний день месяца, за который начислили доход
В день выдачи денег
Максимум на следующий день после выплаты
Отпускные
День выплаты
В день перечисления дохода
Не позднее последнего числа месяца, в котором компания выдала деньги
Выплаты в натуральной форме
День, когда вручили натуральный доход
При первой следующей выплате в денежной форме
Максимум на следующий день после удержания
Пособия по болезни
День выплаты
В день выдачи больничных
Не позднее последнего числа месяца, в котором компания выдала деньги
Налоговая ответственность
Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).
Исчисляется НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом по всем доходам работника, облагаемым по ставке 13, которые начислены с начала налогового периода (п. п. 1, 3 ст. 210, ст. 216 НК). При этом предусмотрен зачет налога, удержанного за предыдущие месяцы (п. п. 2, 3 ст. 226 НК). Вместе с тем удержанию НДФЛ подлежит непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате (абз. 1 п. 4 ст. 226 НК). Учитывая, что в общем случае датой фактического получения дохода в целях НДФЛ признается день их выплаты (перечисления на счет) в денежной форме и передачи в натуральной форме, по сути, исчислять налог необходимо при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 223 НК). Тем более что перечислить НДФЛ в бюджет налоговый агент обязан не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК).
Отдельно по каждой сумме дохода НДФЛ рассчитывается также с выплат, облагаемых по иным ставкам, помимо ставки 13 процентов (п. 3 ст. 226 НК).
Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 123 Налогового кодекса. Если быть точнее, то данной нормой установлены штрафные санкции за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок. Однако, очевидно, что неисчисление НДФЛ влечет за собой его неудержание и, как следствие, неуплату
Размер санкций в данном случае составляет 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.Обратите внимание! Налоговые инспекторы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса в том числе до окончания налогового периода, которым, если говорить об НДФЛ, признается год
К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 1051/11. Как подчеркнули судьи, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 Кодекса и не связаны с окончанием налогового периода.
Следует отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, в которых судьи указывают, что налоговики не вправе привлечь налогового агента к ответственности, если НДФЛ уплачен им в более поздние сроки, на дату начала выездной проверки уже перечислен в полном объеме (Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2011 г. N КА-А40/1966-11, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А32-15885/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N А19-13815/07-41-Ф02-1664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-643/2009(48-А45-46)). Однако необходимо учитывать, что во всех них рассматривались периоды, когда действовала прежняя редакция ст. 123 Налогового кодекса, которая устанавливала ответственность лишь за неперечисление (неполное перечисление) налога, но не за уплату его в более поздние сроки. Однако согласно действующей редакции данной статьи, вступившей в силу 2 сентября 2010 г., штрафные санкции, предусмотренные ею, применяются в том числе в случае неперечисления налога в установленный срок. Что же касается представителей ФНС, то эксперты налогового ведомства и ранее настаивали, что ответственность по ст. 123 Налогового кодекса подлежит применению и при несвоевременной уплате налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, в бюджет (Письмо ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@).
Выводы
Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, которую надо удержать и (или) перечислить в бюджет:
- если в установленный срок налоговый агент не удержал или не полностью удержал налог из денежных выплат контрагенту;
- если в установленный срок налоговый агент не перечислил или не полностью перечислил в бюджет удержанную сумму налога.
Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ.
Уплаченный штраф не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
Если НДФЛ перечислить в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафа инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).
Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 № 57). При этом перечислять в бюджет НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если вычесть налог из дохода работника невозможно, то организация обязана уведомить инспекцию о неудержанной сумме. Сделать это надо не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226НК РФ).
Важно: если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременную уплату НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 № ЕД-4-2/13600
Допустим, организация налог не удержала или удержала его не полностью либо налог вычли из дохода работника, но не перечислили в бюджет или сделали это с опозданием. Если любой такой факт инспекторы выявили в ходе проверки, организации и ее ответственным должностным лицам грозит не только налоговая, но и административная, а в некоторых случаях к уголовная ответственность (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.