Ремонт основных средств: особенности налогового учета
Затраты на ремонт основных средств могут быть произведены за счет резерва, если организацией принято решение создавать резерв, или нет. Кстати, в бухгалтерском учете такой резерв не создается.
Если резерв на ремонт ОС в налоговом учете не создается, то порядок учета расходов следующий:
1. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС своими силами, то
- амортизация, начисленная по ОС, используемым для ремонта, включается в прочие расходы на последнее число месяца, за который она начислена;
- стоимость сырья и материалов включается в прочие расходы на дату акта на списание материалов;
- зарплата рабочих, выполняющих ремонтные работы, и начисленные на нее страховые взносы включаются в прочие расходы на последнее число месяца, за который они начислены;
- НДС по материалам и инструментам, приобретенным для ремонта, принимается к вычету, после того как материалы и инструменты будут приняты к учету и будет получен счет-фактура поставщика.
2. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС с помощью подрядчика, то:
- стоимость ремонтных работ по договору включается в прочие расходы на дату подписания акта о выполнении работ;
- НДС, предъявленный подрядчиком, принимается к вычету, после подписания акта о выполнении работ и получении счета-фактуры подрядчика.
Если налогоплательщиком принято решение о создании резерва, то затраты на ремонт относятся за счет резерва.
Рассмотрим порядок создания резерва на ремонт основных средств.
В налоговом учете резерв можно создавать:
- на текущий ремонт ОС;
- на капитальный ремонт ОС (т.е. на дорогой и сложный ремонт ОС) – создают в том случае, если на ремонт надо копить более года и такой ремонт не проводился в предыдущие три года.
Резервы создаются исходя из сметы расходов на ремонт за отчетный период (квартал или месяц) начиная с первого отчетного периода года.
Основные шаги создания резервов следующие:
Резерв на текущий ремонт |
Резерв на капитальный ремонт |
---|---|
|
|
Что такое?
Как уже упоминалось ранее, капитальный ремонт ОС предусматривает обычно значительный объем работ, ощутимо способствующих заметному улучшению технического состояния таких объектов.
Как правило, данный ремонт требует большого ресурса времени. Если следовать общепринятому регламенту, он выполняется на предприятии один раз за несколько лет.
Текущий же ремонт, как известно, проводится в организациях регулярно – гораздо чаще, согласно установленному расписанию.
Кроме того, ремонт ОС специально не дифференцируется ни в бухучете, ни в налоговом учете.
Следует знать, что капитальный ремонт ОС может осуществляться комплексно, то есть полностью охватывать весь восстанавливаемый объект, или, как вариант, выборочно, то есть предусматривать ликвидацию поломок отдельных частей (элементов) оборудования.
Целесообразность проведения очередного капитального ремонта определяется и обосновывается техническими службами, уполномоченными выполнять подобные действия в тех или иных организациях.
Если сравнивать бухучет капитального ремонта основных средств с учетом иных восстановительных мероприятий и проектов, надо отметить, что ремонтные расходы всегда включаются в состав текущих издержек, а вложения в реконструкцию и модернизацию относятся обычно на расходы капитального характера.
Увеличивает ли стоимость ОС?
Часто задается вопрос о том, приводит ли финансирование затрат на выполнение капремонта к адекватному росту балансовой (оценочной) стоимости соответствующего объекта ОС.
Ответ на него содержится в стандарте ПБУ 6/01, регламентирующем порядок бухучета ОС.
Помимо этого, некоторые разъяснения по данному вопросу даются положениями Налогового кодекса РФ.
Так, первоначальная (первичная) стоимость ОС подлежит правомерному увеличению исключительно в том случае, если качественные характеристики соответствующего объекта основных средств реально улучшились по итогам проведения его модернизации и (или) реконструкции.
Что касается ремонтных расходов, в том числе и затрат на капитальный ремонт, то они не включаются в цену основного средства и, соответственно, не увеличивают стоимости данного актива.
Документы, подтверждающие затраты на ремонт ОС
Все расходы налогоплательщика, в том числе и затраты на ремонт, должны быть обоснованны и документально подтверждены. Подтверждением проведения ремонтных работ могут являться следующие документы:
- приказ руководителя организации на проведение ремонта;
- дефектная ведомость, содержащая обоснование необходимости проведения ремонта. В нее заносятся требующие устранения неисправности, которые обычно выявляются в ходе инвентаризации. Форма дефектной ведомости не утверждена. Поэтому она составляется произвольно. В качестве примера можно использовать унифицированную форму N ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования» ;
- утвержденный график ремонтных работ и сметно-техническая документация, отражающая этапы ремонтных работ, затраты труда, перечень и стоимость материалов и общую стоимость ремонтных работ;
- накладная на отпуск материалов на сторону (по форме N М-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а);
- акт о приеме-сдаче отремонтированных объектов основных средств по форме N ОС-3 . В этом акте отражают вид работ, их стоимость и т.д. Он подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Утверждается такой акт руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-подрядчика, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт;
- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме N ОС-6 , в которую заносятся сведения о проведенном ремонте;
- акт сдачи-приемки работ, который оформляется в произвольной форме на все виды подрядных работ, отличные от строительно-монтажных . Он составляется с соблюдением требований к оформлению первичных учетных документов, установленных в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- счета и накладные от поставщиков МПЗ, приобретенных для использования в ремонтных работах, проводимых собственными силами, а также требования-накладные на передачу материальных ценностей, расчетно-платежные ведомости, бухгалтерские справки.
Формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Подрядные строительно-монтажные работы оформляются актом о приемке выполненных работ по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.
Примечание. Унифицированная форма N ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования» применяется при выявлении дефектов в процессе монтажа, наладки или испытания оборудования, а также по результатам контроля.
Примечание. О расходах, списываемых за счет резерва
Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва (абз. 5 п. 2 ст. 324 НК РФ). Причем налогоплательщик не может создавать резерв на ремонт основных средств только по одному из нескольких объектов (Письмо Минфина России от 20.06.2005 N 03-03-04/1/8). То есть нельзя создавать резерв на ремонт отдельных основных средств, а затраты на ремонт остальных списывать в состав прочих расходов.
Следует учитывать, что указанные выводы касаются создания и использования резерва предстоящих расходов на ремонт собственных основных средств.