Доплаты за вредные условия труда

Компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда

Компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 164 ТК РФ). Статьей 210 Трудового кодекса предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда (далее — компенсация за вредность). Целью установления компенсации за вредность является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.

Порядок установления компенсации за вредность. Компенсации за вредность назначают на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Размеры компенсаций, их периодичность и иные условия выплаты устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя или трудовым договором с работником (ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Рекомендации по определению размера компенсации за вредность работодателю могут давать профсоюзные инспекторы труда (Письмо Минфина России от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35).

От чего зависит размер компенсации за вредность. Степень ухудшения здоровья сотрудников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, не зависит от их квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы. Она определяется вредным (опасным) фактором, действующим на рабочем месте, и продолжительностью этого воздействия. Поэтому при определении размера компенсации не имеют значения тарифная ставка или оклад работника

Важно, какой фактор, каким образом и в течение какого времени воздействует на работника. Именно в зависимости от этих обстоятельств и следует определять размер компенсации за вредность

Она может быть установлена в твердой сумме, одинаковой для всех работников, находящихся во время работы в одном помещении, в котором действует общий для всех вредный фактор (например, повышенная температура воздуха). Или размер компенсации зависит от продолжительности нахождения работника в сфере воздействия вредного фактора в течение рабочего времени.

Правильно ли установлена компенсация за вредность, могут проверить представители государственной экспертизы условий труда (ч. 2 ст. 216.1 ТК РФ). Кроме того, сотрудники налоговой инспекции вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости (Письмо Минфина России от 07.04.2006 N 03-05-02-04/36).

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются, а если были установлены ранее, то отменяются (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Бухгалтерский учет и налогообложение компенсации за вредность. В бухгалтерском учете компенсации за вредность относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются так же, как и основная заработная плата, по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов затрат (20, 23, 25, 26, 29). В налоговом учете компенсации за вредность, установленные в соответствии с требованиями трудового законодательства, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ).

Компенсация за вредность не подлежит включению в налоговую базу по ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ) и НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Об этом говорится в Письме Минфина России от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57. Кроме того, на компенсации за вредность не нужно начислять взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на компенсации за вредность также не начисляются (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765).

Следует заметить, что налогами и взносами не облагаются компенсации за вредность, выданные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время законодательно такие нормы не установлены, более того, не определен и порядок их установления. Поэтому для применения указанных льгот следует считать, что компенсации за вредность, назначенные на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда локальным нормативным актом, коллективным или трудовым договором, считаются установленными в пределах нормы. Такого мнения придерживаются и чиновники Минфина России в Письме от 07.04.2006 N 03-05-02-04/36.

Налогообложение расходов на оплату услуг медицинского учреждения

В налоговом учете затраты на оплату обязательных медосмотров можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Расходы на предварительный медицинский осмотр (в том числе возмещаемые бывшему кандидату) также уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340). Однако эти расходы следует принять в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на основании пп. 8 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса как расходы по набору работников. Если кандидат не поступит на работу, то расходы на его предварительный медицинский осмотр нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо УМНС России по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77744).

УСН. В Налоговом кодексе прямо не сказано, что затраты на обязательные медосмотры можно учесть при определении расходов тем «упрощенцам», которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами. Но при определении облагаемой базы по единому налогу учитываются материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Перечень этих расходов определяется в соответствии со ст. 254 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К материальным расходам относят оплату услуг сторонних организаций по осуществлению контроля за соблюдением установленных технологических процессов (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поэтому если условия труда по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными или опасными, то расходы по обязательному медицинскому осмотру можно принять в уменьшение доходов «упрощенца». Данную точку зрения подтверждают чиновники Минфина России в Письме от 04.06.2007 N 03-11-04/2/157.

О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда читайте в статье М.Л. Косульниковой «Аттестация рабочих мест по условиям труда» // Зарплата, 2007, N 7. — Примеч. ред.

ЕСН. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса ЕСН не облагаются законодательно установленные компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. К ним относятся и расходы по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда. Такое мнение выразили чиновники Минфина России в Письме от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100.

НДФЛ. Законодательством установлена обязанность работников, занятых на работах во вредных и опасных условиях труда, проходить предварительные и периодические медосмотры за счет работодателя. Суммы, направленные работодателем на оплату обязательных медосмотров (в том числе и в форме возмещения работнику его затрат на прохождение предварительного медосмотра), не включаются в налоговую базу по НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса. Такое заключение подтверждает и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.