Налоговый учет расходов на приобретение СИЗ
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ.
Поскольку возможность обеспечения сотрудников СИЗ (в том числе по улучшенным нормам) предусмотрена как Трудовым кодексом, так и Межотраслевыми правилами, можно сделать вывод, что затраты на выдачу СИЗ могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.
Не возражает против учета подобных затрат при исчислении налога на прибыль и Минфин. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные, например, в Письме от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8.
В то же время чиновники финансового ведомства называют условие, при соблюдении которого работодатель, по их мнению, может учесть подобные расходы для целей налогообложения прибыли, — проведение аттестации рабочих мест.
Минфин России считает, что расходы по приобретению и выдаче специальной одежды и других СИЗ являются экономически обоснованными в целях налогообложения прибыли лишь в том случае, если опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест (Письма от 16.03.2011 N 03-03-06/1/143, от 24.06.2009 N 03-03-06/1/425). В обоснование своей позиции чиновники ссылаются на положения ст. ст. 212, 221 ТК РФ, а также Межотраслевых правил.
Между тем ст. 221 ТК РФ не устанавливает зависимости между обеспечением работников специальной одеждой и проведением аттестации рабочих мест. В качестве основания для бесплатной выдачи СИЗ данная статья указывает лишь на Типовые нормы.
Не содержится подобного условия для признания в составе расходов затрат на приобретение спецодежды и в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Поэтому, если работодатель не проведет аттестацию рабочих мест по условиям труда, это, с одной стороны, не может явиться препятствием для признания в налоговом учете расходов на приобретение и выдачу спецодежды по установленным нормам.
С другой стороны, такой подход может привести к налоговым спорам, и его придется отстаивать в судебном порядке. Формальным поводом для возникновения претензий является требование, оговоренное в п. 5 Межотраслевых правил.
А спорная налоговая норма при признании налогоплательщиком для целей налогообложения затрат на приобретение спецодежды и других СИЗ указывает на то, что данные затраты должны быть предусмотрены законодательством РФ.
Конечно, Межотраслевые правила по статусу значительно ниже Налогового и Трудового кодексов, тем не менее они являются нормативно-правовым актом, формирующим действующее законодательство. Поэтому не так уж неправ Минфин, настаивающий на необходимости аттестации рабочих мест как экономическом обосновании расходов по приобретению и выдаче специальной одежды в целях налогообложения прибыли.
Обратите внимание! Полагаем, аттестацию рабочих мест в 2013 г. организация может осуществить за счет средств ФСС
Напомним, в 2012 г. такая возможность (конечно, при соблюдении ряда условий) была предусмотрена Правилами финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами . Аналогичные правила действовали в предыдущие годы. Вероятно, они будут сохранены в 2013 г., а также последующих периодах.
Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 ноября 2016 г. № 15-2/ООГ-3886 О сроках использования средств индивидуальной защиты
2 декабря 2016
Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу, связанному с# , и сообщает следующее.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее — Правила).
Согласно пункту 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с пунктом 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами (включающими в себя сроки выдачи СИЗ), соответствующими его виду деятельности.
Необходимо отметить, что требований, связанных с продлением сроков носки СИЗ в зависимости от времени выполнения работником работ, законодательством не предусмотрено.
При этом согласно пункту 22 Правил СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
При этом срок носки указанных СИЗ не должен превышать срока хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийного срока, предусмотренных маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ.
Заместитель директораДепартамента условий иохраны труда | Т.М. Жигастова |