«Даже Минфин согласился, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании»
Денис Колесников, начальник отдела налогового учета энергетической компании: «НК РФ не обязывает компанию нормировать расходы на ГСМ. Значит, такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (пп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 272 НК РФ).
УФНС России по г. Москве еще в 2006 г. высказало мнение, что затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы автомобиля можно списывать в расходы исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и цен на его приобретение (Письмо от 12.04.2006 N 20-12/29007).
Несмотря на позицию ведомства, контролеры на местах доначисляли налог на прибыль компаниям, которые не нормировали спорные расходы. Однако суды поддерживали налогоплательщиков в этом вопросе (Постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.04.2012 N А27-8757/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12) и Центрального от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08) округов). Основной аргумент — у компании имелись первичные документы, которые подтверждают приобретение и расход топлива (путевые листы).
Более того, в последних разъяснениях Минфин России обращает внимание, что компания вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Но не настаивает, что она обязана им следовать (Письма от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 и от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097)
Поэтому, на мой взгляд, списание ГСМ в расходы в размере фактически понесенных затрат вполне безопасно с налоговой точки зрения. Если, конечно, такие затраты разумны и подтверждены документами».
И вот наконец есть повод полагать, что Минфин России поставит точку в этом споре. Ведомство выпустило уже второе разъяснение о том, что нормировать расходы на ГСМ — право, а не обязанность компании (Письмо от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875). Соответственно, компания сможет больше затрат учесть при налогообложении прибыли. Но учитывая, что контролеры не всегда соглашаются с Минфином России, риски сохраняются.
Мы провели опрос на сайте www.rnk.ru и выяснили следующее. Большинство практиков считают, что расходы на ГСМ безопаснее все-таки нормировать (81%). Из них 49% опрошенных отметили, что такие нормы компания вправе утвердить самостоятельно.
Остальные 19% респондентов учтут в расходах стоимость ГСМ по факту. Есть решения суда, подтверждающие такой подход.
Рассмотрим, какие аргументы за противоположные позиции привели специалист по налогам и действующий сотрудник налоговой инспекции.