Порядок проведения СОУТ
Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).
Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).
Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.
Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.
В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.
Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.
Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.
Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.
Информация о результатах СОУТ:
- Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
- Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
- Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
- Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Выбор организации для проведения
Компания, планирующая оценку, обязана не только изучить порядок проведения и оформления результатов СОУТ, но и правильно выбрать оценщика
При выборе компании-партнера важно проверить, имеет ли она полномочия для такого вида работы и зарегистрирована ли в специальном реестре. Только компании, имеющие регистрационный номер, вправе проводить спецоценку
Заключая договор, оценщики обязаны подавать сведения о планируемой спецоценке в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о ее проведении (до начала ее проведения). После подачи информации оценщик получает идентификационный номер оценки, который он обязан передать работодателю до начала проведения оценочных мероприятий. Ответ на вопрос, как провести СОУТ своими силами, однозначен — никак, работодатели обязаны привлекать к спецоценке специализированные организации.
Немаловажным является вопрос сроков работы и возможности оперативного устранения выявленных недочетов. Стоимость оценки варьируется в зависимости от количества сотрудников, отрасли организации и наличия в ней вредных факторов.
При заключении договора специализированные организации помогают в составлении необходимых документов: приказа, графика, справки о численности и наличии инвалидов и т. д., так как подобные формы обязательны для всех компаний, начинающих проведение спецоценки.
Количество рабочих мест подсчитывается исходя из штатной расстановки. Аналогичными считаются места с одинаковыми должностями, работающие в одном помещении.
Пример графика проведения оценки:
№ п/п | Этапы | Сроки (даты, периоды) |
---|---|---|
1. | Начало проведения работ по специальной оценке условий труда. | 10.03.2020. |
2. | Заключение договора на оказание услуг по спецоценке условий труда с организацией-исполнителем. | В течение 15 рабочих дней с даты издания приказа о проведении спецоценки. |
3. | Подготовка материалов, справок и иной документации для организации-исполнителя по каждому рабочему месту и организации в целом. | В соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией, оказывающей услуги по спецоценке. |
4. | Проведение экспертами организации-исполнителя идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости). | В соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией, оказывающей услуги по спецоценке. |
5. | Подготовка организацией-исполнителем отчета о результатах спецоценки. | В соответствии со сроками, предусмотренными в договоре с организацией, оказывающей услуги по спецоценке. |
6. | Рассмотрение и утверждение отчета. | В течение 5 рабочих дней с момента приема отчетов от организации-исполнителя. |
7. | Ознакомление работников с результатами под подпись. | Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о спецоценке. |
8. | Размещение на официальном сайте (при наличии) сводных данных о результатах спецоценки в части установления классов условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий труда. | Не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета. |
9. | Окончание проведения работ. | 10.05.2020. |
Будут ли действовать результаты СОУТ и другие локальные акты при реорганизации в форме присоединения
- не вносить правки в локальные акты, а просто приложить к ним решение о переименовании;
- если локальные акты утверждались приказом, то можно издать соответствующий приказ о внесении изменений в части наименования работодателя;
- Переутвердить уже от организации с уточненным наименованием локальные акты.
Если объединяете, преобразовываете, разделяете или выделяете, то за реорганизуемую организацию сдайте СЗВ-М на всех сотрудников. Срок сдачи – в течение месяца с даты, когда утвердили передаточный акт (разделительный баланс), но не позднее дня, когда подали в ИФНС документы на регистрацию. Последним отчетным периодом будет месяц, в котором завершили реорганизацию. Например, документы на реорганизацию вы подали 22 октября. Значит, реорганизуемая организация должна сдать последний отчет за октябрь. Срок сдачи – не позднее 22 октября.
Какие рабочие места оценивать?
Федеральный закон N 426-ФЗ делает лишь несколько исключений, позволяющих организациям не проводить спецоценку на тех или иных рабочих местах. Согласно п. 3 ст. 3 закона эта процедура не осуществляется в отношении условий труда надомников и дистанционных работников. Кроме того, предполагается, что изучение условий на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих будет проходить в особом порядке. В пункте 4 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ сказано, что процедуры оценки условий труда указанных работников должны регулироваться законами и нормативными актами о государственной и муниципальной службе, принятыми на федеральном и региональном уровнях. Однако на момент написания статьи таких документов издано не было.
Но здесь возникает вопрос: как быть с рабочими местами офисных сотрудников, оснащенными компьютерами и оргтехникой? Ведь до 2014 года у работодателей не было обязанности исследовать условия труда на них.
Среди исключений, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, данный случай не упомянут, то есть офисные рабочие места теперь нужно подвергать специальной оценке условий труда. Иначе организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Причем если сегодня штрафы составляют от 1 000 до 5 000 руб. (для должностных лиц) и от 30 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц), то с 1 января 2015 года суммы увеличатся. Вступит в силу дополнительная ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает за непроведение спецоценки штрафы от 5 000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 60 000 до 80 000 руб. (для юридических лиц).
Отметим, что обязанность работодателей оценивать условия труда офисных сотрудников может и не повлечь инструментальных измерений в отношении их рабочих мест. Если при проведении на них идентификации потенциально вредных и опасных факторов последние не будут обнаружены, дальнейшие исследования и замеры не потребуются.
Другой важный момент. Сократить количество рабочих мест, на которых организация должна оценивать условия труда, позволит выделение аналогичных рабочих мест. Ранее это было предусмотрено процедурой АРМ, теперь — процедурой спецоценки (п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ).
Работодатели вправе оценить условия труда только на 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем на двух), а результаты исследования применить ко всем рабочим местам, являющимся аналогичными. Однако если в ходе изучения выяснится, что хотя бы одно из этих мест не соответствует признакам аналогичности, то исследованиям должно подвергнуться каждое из них.
Кроме того, существует группа особых рабочих мест, на которую организациям следует обратить особое внимание (они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 ). В частности, в документе названы рабочие места:
В частности, в документе названы рабочие места:
Медработников, оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации;
Медработников, расположенные в медицинских помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и устойчивый режим функционирования медицинского оборудования (отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционных);
Медработников, осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования);
Спортсменов, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в них;
Творческих работников, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 ;
Работников, осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительных работ.
Спецоценку на указанных рабочих местах планируется проводить с учетом особенностей, которые должен установить Минтруд (срок утверждения ведомственного приказа — до 1 января 2015 года). А поскольку данный перечень имеет прямое отношение к некоторым казенным учреждениям, которые работают в сферах здравоохранения, спорта, культуры, СМИ или ведут аварийно-спасательную деятельность, то этим учреждениям необходимо следить за изменением подзаконной базы.
В настоящее же время условия труда на названных рабочих местах оцениваются в общем порядке (п. 5 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ).
На какие льготы и компенсации может претендовать работник
Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Принципиальным является и положение Трудового кодекса, согласно которой гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).
Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда.
Класс условий труда |
Доплата 4 % |
Дополнительный отпуск (от 7 дней) |
Сокращенная рабочая неделя (36 часов) |
||
АРМ |
Опасный |
4 |
да |
да |
да |
Вредный |
3.4 |
да |
да |
да |
|
3.3 |
да |
да |
да |
||
3.2 |
да |
да |
да |
||
3.1 |
да |
да |
да |
||
Допустимый |
2 |
нет |
нет |
нет |
|
Оптимальный |
1 |
нет |
нет |
нет |
|
СОУТ |
Опасный |
4 |
да |
да |
да |
Вредный |
3.4 |
да |
да |
да |
|
3.3 |
да |
да |
да |
||
3.2 |
да |
да |
нет |
||
3.1 |
да |
нет |
нет |
||
Допустимый |
2 |
нет |
нет |
нет |
|
Оптимальный |
1 |
нет |
нет |
нет |
Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.
Екатерина КУЗНЕЦОВА |
Начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва) |
|
Советует: “Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав”. |
СОУТ: сроки проведения
Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.
Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.
В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.
Ответы на ваши вопросы
Нужно ли измерять вредные факторы в офисе? Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?
Елена ПАШКОВА (Барнаул)
При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.
Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?
У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.
Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)
Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).
Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?
Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?
Юлия ШАБАЛИНА (Белово)