Порядок оценки условий труда на рабочем месте (нюансы)

Какие рабочие места оценивать?

Федеральный закон N 426-ФЗ делает лишь несколько исключений, позволяющих организациям не проводить спецоценку на тех или иных рабочих местах. Согласно п. 3 ст. 3 закона эта процедура не осуществляется в отношении условий труда надомников и дистанционных работников. Кроме того, предполагается, что изучение условий на рабочих местах государственных гражданских и муниципальных служащих будет проходить в особом порядке. В пункте 4 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ сказано, что процедуры оценки условий труда указанных работников должны регулироваться законами и нормативными актами о государственной и муниципальной службе, принятыми на федеральном и региональном уровнях. Однако на момент написания статьи таких документов издано не было.

Но здесь возникает вопрос: как быть с рабочими местами офисных сотрудников, оснащенными компьютерами и оргтехникой? Ведь до 2014 года у работодателей не было обязанности исследовать условия труда на них.

Среди исключений, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, данный случай не упомянут, то есть офисные рабочие места теперь нужно подвергать специальной оценке условий труда. Иначе организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Причем если сегодня штрафы составляют от 1 000 до 5 000 руб. (для должностных лиц) и от 30 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц), то с 1 января 2015 года суммы увеличатся. Вступит в силу дополнительная ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает за непроведение спецоценки штрафы от 5 000 до 10 000 руб. (для должностных лиц) и от 60 000 до 80 000 руб. (для юридических лиц).

Отметим, что обязанность работодателей оценивать условия труда офисных сотрудников может и не повлечь инструментальных измерений в отношении их рабочих мест. Если при проведении на них идентификации потенциально вредных и опасных факторов последние не будут обнаружены, дальнейшие исследования и замеры не потребуются.

Другой важный момент. Сократить количество рабочих мест, на которых организация должна оценивать условия труда, позволит выделение аналогичных рабочих мест. Ранее это было предусмотрено процедурой АРМ, теперь — процедурой спецоценки (п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 Федерального закона N 426-ФЗ).

Работодатели вправе оценить условия труда только на 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем на двух), а результаты исследования применить ко всем рабочим местам, являющимся аналогичными. Однако если в ходе изучения выяснится, что хотя бы одно из этих мест не соответствует признакам аналогичности, то исследованиям должно подвергнуться каждое из них.

Кроме того, существует группа особых рабочих мест, на которую организациям следует обратить особое внимание (они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 14.04.2014 N 290 ). В частности, в документе названы рабочие места:

В частности, в документе названы рабочие места:

Медработников, оказывающих скорую (скорую специализированную) медпомощь в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации;

Медработников, расположенные в медицинских помещениях, в которых необходимо поддерживать особое микробиологическое состояние среды и устойчивый режим функционирования медицинского оборудования (отделениях реанимации, интенсивной терапии, операционных);

Медработников, осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования);

Спортсменов, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в них;

Творческих работников, перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 ;

Работников, осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительных работ.

Спецоценку на указанных рабочих местах планируется проводить с учетом особенностей, которые должен установить Минтруд (срок утверждения ведомственного приказа — до 1 января 2015 года). А поскольку данный перечень имеет прямое отношение к некоторым казенным учреждениям, которые работают в сферах здравоохранения, спорта, культуры, СМИ или ведут аварийно-спасательную деятельность, то этим учреждениям необходимо следить за изменением подзаконной базы.

В настоящее же время условия труда на названных рабочих местах оцениваются в общем порядке (п. 5 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ).

Пенсионные взносы

В зависимости от степени вредности и опасности условий труда организация обязана перечислять в ПФР дополнительный тариф в размере от 2 до 8% (за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных производствах). Но если условия труда такого работника признаны допустимыми или оптимальными, то дополнительный тариф начислять не придется. Данные нормы содержит п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

Что касается действующих результатов АРМ, то они применяются при определении размера дополнительных тарифов, установленных указанным выше пунктом, только в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными. Если же сотрудник занят на работах, перечисленных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и при этом условия труда по результатам АРМ признаны оптимальными или допустимыми, организация не освобождается от уплаты взносов по дополнительному тарифу. Как разъяснил Минтруд в Письме от 25.02.2014 N 17-3/В-76, данный тариф устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ и в 2014 году составляет 4%.

Минтруд уточнил еще несколько важных моментов:

1) если работник не занят на работах с особыми условиями труда, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, дополнительные страховые взносы не начисляются. Этот факт не зависит от класса условий труда, установленного в отношении рабочего места по результатам АРМ или спецоценки (Письмо N 17-3/В-76);

2) если организация не может документально подтвердить степень вредности условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф 7%, соответствующий подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579);

3) при частичной занятости сотрудника на указанных видах работ дополнительные страховые взносы рассчитываются пропорционально времени, фактически отработанному им на данных работах (Письмо от 16.05.2014 N 17-3/В-210);

4) если сотрудник, занятый на указанных видах работ, был временно переведен на работу с нормальными условиями труда, дополнительные взносы уплачиваются в полном объеме, при условии что это время засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (Письмо от 11.04.2014 N 17-3/В-151);

5) дополнительные страховые взносы, установленные п. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются с даты утверждения отчета о проведении спецоценки. За месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по дополнительному тарифу уплачиваются только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (п. 3 Письма N 17-3/10/В-1579).

Характеристики

Производственный процесс – работа по получению из материи или сырья продуктов. Все этапы этой деятельности взаимосвязаны. Характер процесса определяется по типу:

  1. Используемой рабочей силы.
  2. Средств производства.
  3. Исходных материалов.

Определив основное средство производства, можно установить тип процесса. Предположим, известно, что основной машиной является металлургическая установка. Тогда будет понятно, что там происходит деятельность с металлом, рудой. В качестве рабочей силы будут металлурги, сталелитейщики. Из этого можно определить требования безопасности и возможные виды профессиональных заболеваний сотрудников.

Страховые тарифы на травматизм

Сведения о результатах спецоценки участвуют и при расчете скидок и надбавок к страховому тарифу на травматизм. Согласно п. 2.4 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 01.08.2012 N 39н, здесь используется коэффициент q1 — коэффициент проведения спецоценки. Однако, поскольку при расчете скидок и надбавок требуются сведения по состоянию на 1 января текущего календарного года (п. 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее — Правила N 524)), в 2014 году организации должны применять результаты АРМ. Если же в следующем году результаты АРМ останутся действительны и в силу этого спецоценка не будет проведена, работодатель также должен использовать результаты АРМ.

Напомним, что в соответствии с п. 7, 9 Правил N 524 казенное учреждение до 1 ноября текущего года может подать в ФСС по месту своей регистрации заявление о предоставлении скидки, а ФСС должен принять решение по данному поводу не позднее 1 декабря текущего года. В случае положительного решения скидка будет установлена с 1 января очередного года (п. 10 Правил N 524).

Однако независимо от установления скидки или надбавки организация обязана сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (или АРМ), внеся эти данные в таблицу 10 формы 4-ФСС.

Закон об оценке

Главным документом по оценке условий считается ФЗ №426. В нем установлена сущность мероприятия, правила его выполнения и применения результатов. Оценка – процедура, итоги которой могут различным образом влиять на деятельность организации, а также на развитие и совершенствование кадровой политики.

Если найдены вредные рабочие места, у компании могут появиться обязательства, например:

  1. Предоставление сотрудникам социальных преференций, установленных законом РФ.
  2. Уплата в ПФР и ФСС более высоких взносов.

Оценка может выявить объективные недоработки в области обеспечения безопасности персонала, устранение которых увеличивает производительность и благоприятно влияет на бизнес в целом. Нужно лишь исполнять предписания специалистов, предоставленные по результатам мероприятия.

Каким требованиям должны отвечать аналогичные рабочие места

В 2013 г. ТК РФ выпустил Приказ о СОУТ. Установились главные постулаты к местам работы, входящих в категорию аналогичных. Согласно нормативному акту, особенность таких мест в том, что они должны:

  • занимать одно помещение либо располагаться в нескольких одинаковых по своим признакам помещениям;
  • иметь одинаковые условия труда, идентичное оборудование (вентиляцию, освещение, отопление);
  • предназначаться для работников однотипной профессии, специальности, должности;
  • быть идентичными по занятости кадровиков за определенный промежуток времени;
  • по оборудованию, инструментам, материалам не должны отличаться.

Важно! Если при спецоценке один из проверяемых не будет отвечать другим, тогда контролю подвергнутся все объекты. Отличной иллюстрацией к определению подобных мест является пример главного бухгалтера и бухгалтера, которые трудятся в одном кабинете

Даже если они выполняют одни и те же функции, их нельзя назвать аналогичными, так как сама должность главного бухгалтера отличается от должности рядового бухгалтера

Отличной иллюстрацией к определению подобных мест является пример главного бухгалтера и бухгалтера, которые трудятся в одном кабинете. Даже если они выполняют одни и те же функции, их нельзя назвать аналогичными, так как сама должность главного бухгалтера отличается от должности рядового бухгалтера.

Ухудшение условий

Если сотрудник заметил негативные изменения, а работодатель игнорирует замечания, то необходимо обращаться в профсоюз для выполнения новой аттестации. При дальнейшем игнорировании могут назначить крупные штрафы.

Если изменения бытовые, например, неисправное освещение, то нужно сообщить специалисту по охране безопасности труда

В этом случае важно выполнить ремонт, устранение дефекта без потери качества. Удаление недостатка позволит улучшить ситуацию

Безопасность труда считается важной частью рабочего процесса. Она включает множество факторов, на их основании создается классификация

Самым безопасным считается «оптимальный класс», а вредным – «опасный». В договоре все это должно быть прописано. Несоблюдение норм закона ведет к привлечению к ответственности руководства предприятия.

Этапы оценки

Даже если учреждение не готово к выполнению оценки, эта задача решается по закону. К этапам мероприятия относят:

  1. Обращение в специализированную компанию, которая имеет разрешение на выполнение подобной деятельности.
  2. Идентификация этой фирмой факторов производства. Определение классов опасности рабочих мест.
  3. Оформление отчета о проверке.

Список критериев, которому должны соответствовать фирмы, выполняющие оценку, установлены гл. 3 ФЗ №426. На практике такое учреждение проще отыскать с помощью реестра аккредитованных Минтрудом организаций, выполняющих работу в сфере охраны труда.

Условия на рабочем месте и мотивация персонала тесно взаимосвязаны. Если деятельность сотрудников сложная, да к тому же присутствуют вредные факторы, учреждение должно поощрять сотрудников. Обычно мотивацией персонала служит материальное вознаграждение. Тогда эффективность работы предприятия будет намного лучше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.