Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
предложения по корректировке отчетности компании;
другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
- название «Аудиторское заключение»;
- сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
- информацию об аудируемом лице;
- информацию об аудиторе, проводящем проверку;
- список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
- мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
- результаты проверки;
- дату, когда было составлено заключение.
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Ответственность за непроведение
Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
---|---|---|---|
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОГО АУДИТА И СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОРУЧЕНЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.
2. Оценка правомерности применения налоговых льгот.
3. Оценка правильности расчета налоговых обязательств.
4. Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
5. Налоговое сопровождение — текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.
6. Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
7. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
8. Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
9. Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением.
10. Постановка налогового учета.
11. Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
12. Разработка и представление:
а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.
Приложение 2
Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:
- выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
- выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
- проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
- проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.
Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:
- фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
- документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
- расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).