Спецоценка условий труда: реальная экономия
Тем, кто пока не увидел выгоды от СОУТ, эксперты Клинского института охраны и условий труда предлагают посмотреть на реальную экономию после ее проведения. По их подсчетам, выгода работодателей по разным видам компенсаций варьирует от 45 до 5 процентов. На чем можно сэкономить и сколько, см. график.
Если «пряник» работодателю не нравится, у властей всегда наготове «кнут». Согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателей за отказ проводить спецоценку условий труда существенная: штраф от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — до 10 000 рублей.
При этом практика показывает, что за непроведение СОУТ в совокупности санкции могут составить до 400 000 рублей. И поскольку нарушение правил охраны труда — проступок, который суды расценивают как значительный (см., например, решение Московского городского суда от 14.12.2015 № 7-13480/15), избежать наказания вряд ли удастся.
Отметим, что в Роструде уже готовятся проводить рейды с целью выявить компании, где не проводилась СОУТ либо были допущены какие-то нарушения. Такие внеплановые визиты могут закончиться также привлечением к административной ответственности и штрафам. Если же рабочее место пока вакантно либо оно создано менее 12 месяцев назад, инспекторы ГИТ наказать за непроведение спецоценки не смогут.
Вместе с тем, в Министерстве труда заверили, что штрафовать всех работодателей в 2020 году не будут. Чиновники намерены воспользоваться так называемым механизмом предупреждения о недопустимости нарушения требований по охране труда. Это значит, что если в компании не проведен СОУТ, то ей вынесут предупреждение с указанием сроков, в течение которых нужно устранить нарушение. Если организация откажется следовать предписанию, только тогда ее можно будет оштрафовать.
В Министерстве труда уверены, что это позволит «добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов». Но фактически это еще одна небольшая уступка со стороны властей, которой, на наш взгляд, было бы глупо не воспользоваться.
Срок хранения материалов специальной оценки условий труда
Срок составления отчета по СОУТ
Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.
Срок хранения материалов СОУТ
Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.
Срок действия материалов СОУТ
Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Что такое СОУТ
Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).
Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:
- ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
- приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
- приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
- ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
- КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).
СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.
До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Судебная практика
В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?
Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.
При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):
- работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
- организация-работодатель была переименована или реорганизована.
Отдельно следует сказать о введении в эксплуатацию аналогичных рабочих мест. Они тоже считаются вновь организованными. Но комиссия по проведению спецоценки может решить, что такие места являются аналогичными тем, в отношении которых уже проводилась СОУТ, а значит, проводить оценку в их отношении не надо. Такое решение обязательно должно быть оформлено протоколом.