Минфин России: расходы на аренду признаются равномерно

Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (с изменениями и дополнениями)

Расходы при приобретении предприятия как имущественного комплекса

Расходом налогоплательщика, в соответствии с п. 1 ст. 268.1 НК РФ, признается разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов. Сумма уплачиваемой надбавки, согласно п. 2 ст. 268.1 НК РФ, определяется как разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов, определяемой по передаточному акту.

В случае приобретения предприятия в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу величина уплачиваемой надбавки определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.

Надбавка признается равномерно в течение 5-ти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс, что установлено пп. 1 п. 3 ст. 268.1 НК РФ.

Вопросы слушателей, которые прозвучали на трансляции вебинара «Аренда по-новому: переходные положения»

1. Если организация подлежит обязательному аудиту, но договор аренды краткосрочный. Нужно применять стандарт ФСБУ 25/2018?Ответ: тот факт, что организация подлежит обязательному аудиту, означает, что права на применение упрощенных методов учета она не имеет. Но у нее есть другое основание для отражения арендных платежей по прежнему варианту (текущая аренда до применения ФСБУ 25/2018) — краткосрочность аренды (п. 11 ФСБУ 25/2018), поэтому применять стандарт не нужно. Но не стоит забывать, что десятилетиями продлеваемый договор (11 месяцев + 11 месяцев + 11 месяцев и т.д.) аудитором будет расцениваться как долгосрочный, исходя из приоритета содержания перед формой. А это может присести к тому, что фирме придется применять новый стандарт.

2. Если договор заключен на неопределенный срок, нужно применять стандарт?Ответ: стандарт применяется только к договорам с указанным сроком аренды (п. 1 Стандарта).

3. При аренде у муниципалов земли сроком на 49 лет тоже надо применять стандарт? В этом случае невозможно предугадать арендную плату…Ответ: в пункте 4 Стандарта сказано о том, что он не распространяется на госсектор. Если арендатор не является организацией госсектора и срок аренды определен, то стандарт нужно применять. По мере изменения арендной платы и процентных ставок сумма активов и обязательств может быть скорректирована.

Учет при операционной аренде

Наиболее часто встречающимся типом договоров аренды среди учреждений государственного сектора являются договора временного пользования (возмездного или безвозмездного). При этом не предполагается переход от арендодателя к арендатору права собственности (оперативного управления) на объект арендованного имущества.

Пункт 12 Стандарта предусматривает следующие условия классификации операционной аренды:

  • срок пользования имуществом меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
  • общая сумма арендной платы и сумма всех платежей, необходимых для реализации права выкупа имущества по окончании срока пользования имуществом (при условии, что такой выкуп предполагается), ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества.

Перечисленные условия вместе и по отдельности являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды, если только иные обстоятельства не позволяют трактовать их как объекты финансовой аренды.

Если договором аренды предусмотрены только платежи в виде платы за пользование арендованным имуществом (арендная плата), такая аренда признается операционной.

Объекты учета аренды, возникающие по договору аренды земель, трактуются как объекты операционной аренды.

Учет операционной аренды у арендодателя

В соответствии с пунктом 24 Стандарта передача объекта учета операционной аренды пользователю (арендатору) отражается как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия. При этом начисление амортизации продолжается в учете арендодателя.

Одновременно арендодатель начисляет сумму дебиторской задолженности в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом. Предстоящие доходы от предоставления права пользования активом признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды. Затем предстоящие доходы переносятся в состав доходов текущего финансового года равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды либо в соответствии с установленным договором графиком получения арендных платежей.

Если договором аренды также предусмотрены суммы компенсации затрат, такие доходы называются доходами по условным арендным платежам. Они могут включать в том числе доходы от возмещения расходов по страхованию имущества, техническому обслуживанию имущества, иных аналогичных расходов. Такие условные арендные платежи признаются доходами текущего финансового периода в составе доходов от собственности или доходов от возмещения затрат. Затраты по содержанию переданного объекта имущества при этом признаются расходами текущего периода с отражением расходов текущего финансового периода.

Таким образом, схема учета операционной аренды у арендодателя в соответствии со Стандартом не сильно отличается от существующих в настоящее время правил учета. Единственная существенная модификация — начисление общей суммы дебиторской задолженности по всем арендным платежам за период действия договора в составе доходов будущих периодов с последующим равномерным переносом в состав доходов текущего периода.

В случае расторжения договора аренды остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора. При этом убыток (доход) на счетах учета финансового результата не отражается.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/69 О признании в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение права на аренду земельного участка

21 марта 2012

Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросу применения ст. 264.1 НК РФ, касающейся признания расходов на приобретение права на аренду земельного участка.

Организация заключила Инвестиционный договор с Администрацией муниципального образования, по которому Администрация обязуется передать в аренду земельный участок для реализации Инвестиционного проекта по строительству производственных помещений, а Организация по этому Договору обязуется использовать предоставленный участок исключительно для целей осуществления Инвестиционного проекта, а также принять участие в развитии инженерной и социальной инфраструктуры муниципального округа путем перевода денежных средств в доход бюджета муниципалитета. Договор аренды заключен на срок 11 месяцев.

Можно ли денежные средства, перечисленные Организацией по Инвестиционному Договору в доход бюджета муниципалитета, считать расходом на приобретение права на аренду земельного участка и включить в состав косвенных расходов в полном объеме в периоде заключения Договора Аренды?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о признании расходов на приобретение права на аренду земельного участка и сообщает.

Особенности учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение права на земельные участки установлены статьей 264.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 Кодекса в целях главы 25 Кодекса расходами на приобретение права на земельные участки признаются расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

При этом положения пункта 1 статьи 264.1 Кодекса распространяются на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 264.1 Кодекса, в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года (Федеральный закон от 30.12.2006 N 268-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 264.1 Кодекса предусмотрено, что расходами на приобретение права на земельные участки также признаются расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка при условии заключения указанного договора аренды.

Пунктом 4 статьи 264.1 Кодекса предусмотрено, что правила, установленные пунктом 3 статьи 264.1, применяются также в отношении порядка признания расходов, указанных в пункте 2 статьи 264.1 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 264.1 Кодекса.

Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации, то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

На основании пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Одновременно сообщает, что согласно пункту 11.4 Регламента Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/69

Текст письма официально опубликован не был

Расходы при приобретении предприятия как имущественного комплекса

Расходом налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 268.1 НК РФ признается разница между ценой приобретения предприятия и стоимостью его чистых активов. Сумма уплачиваемой надбавки, согласно п. 2 ст. 268.1 НК РФ, определяется как разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов, определяемой по передаточному акту.

В случае приобретения предприятия в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу величина уплачиваемой надбавки определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.

Надбавка признается равномерно в течение 5 лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс, что установлено пп. 1 п. 3 ст. 268.1 НК РФ.

Бухгалтерский учет расходов арендатора

Если арендованное имущество используется арендатором для осуществления деятельности, связанной с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг, то суммы арендной платы на основании п. 5 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее – ПБУ 10/99), учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). То есть согласно п. 18 ПБУ 10/99 арендатор должен отразить арендную плату в учете в том периоде, к которому она относится.

Порядок отражения в бухгалтерском учете арендатора арендной платы, перечисляемой ежемесячно, трудностей не вызывает. Вопросы возникают в случае, когда арендная плата уплачивается арендодателю единовременно.

Нередко арендаторы единовременно перечисленную арендную плату учитывают на счете 97 “Расходы будущих периодов”

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что План счетов бухгалтерского учета содержит перечень расходов, которые могут быть учтены на счете 97 “Расходы будущих периодов”. Но в этом перечне отсутствуют арендные платежи

Следовательно, при признании расходов в виде арендных платежей следует руководствоваться нормами ПБУ 10/99, п. 3 которого установлено, что не признается расходами организации выбытие активов в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг.

Таким образом, суммы арендных платежей, перечисленные единовременно, следует учитывать на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” на отдельном субсчете “Авансы выданные” либо на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, к которому также открывается отдельный субсчет.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что арендатор вправе учитывать доходы и расходы в течение определенного промежутка времени, а также распределять доходы и расходы самостоятельно, соблюдая принцип равномерности признания доходов и расходов.

Просмотров: 35

Ключевые тезисы стандарта ФСБУ 25/2018

В завершение отметим важные тезисы, которые помогут понять суть стандарта и начать планировать работу по новым правилам.
Федеральный стандарт бухгалтерской отчетности 25/2018:

В статье представлены общие базовые положения по новому Федеральному стандарту 25/2018. Многие вопросы требуют детальной проработки: дисконтирование, амортизация права пользования активом, признание инвестиции в аренду и оценка ее стоимости, начисление арендных платежей, раскрытие информации в отчетности участниками договора аренды, классификация предмета аренды у арендодателя и варианты ведения учета у арендатора. Кроме того, в настоящее время для отражения операций по учету в соответствии с новым стандартом не установлено никаких новых счетов.

Эти вопросы с примерами мы подробно рассмотрим на экспресс-курсе «Учет аренды и лизинга в 2020 году. Как работать по новым правилам».

Тот факт, что стандарт обязателен к применению лишь с отчетности за 2022 год, не должен вводить в заблуждение. Анализировать информацию, обучать персонал, делать первые шаги по изменению учетной политики нужно уже сейчас.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФСБУ 25/2018 “БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АРЕНДЫ”

     В соответствии со , части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2017, N 30, ст. 4440), Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 – 2020 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2018 г., регистрационный N 51034), приказываю:    Утвердить Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 “Бухгалтерский учет аренды”. 

Первый заместительПредседателя ПравительстваРоссийской ФедерацииМинистр финансов Российской ФедерацииА.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНприказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 16.10.2018 г. N 208н

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector