Медицинские товары и ОКП
В новом Перечне, как и в старых Перечнях, для товаров указаны соответствующие им коды ОКП. При применении кодов возникают споры.
В связи с этим для налогоплательщиков имеют важное значение разъяснения, данные в Письме Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 в отношении Перечня медицинской техники, которые мы вполне можем применить в отношении нового Перечня. Из Письма следует, что принадлежность медицинских изделий к Перечню медицинских товаров определяется кодом ОКП
На первой ступени классификации данного Классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX X000), на третьей — группы (XX XX00), на четвертой — подгруппы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX XXXX). Поэтому перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от обложения НДС
Из Письма следует, что принадлежность медицинских изделий к Перечню медицинских товаров определяется кодом ОКП. На первой ступени классификации данного Классификатора располагаются классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX X000), на третьей — группы (XX XX00), на четвертой — подгруппы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX XXXX). Поэтому перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукций должны освобождаться от обложения НДС.
Принадлежность каких-либо медицинских товаров к соответствующей группе Перечня должна определяться на основании принципа построения ОКП.
Пример. Чаще всего в новом Перечне указаны коды групп и подгрупп медицинских товаров.
В частности, в п. 6 нового Перечня приведены инструменты зондирующие, бужирующие (зонды, бужи, катетеры, трубки, канюли), а также сказано, что им соответствует код ОКП 94 3600.
Под таким кодом в ОКП значится группа «Инструменты зондирующие, бужирующие». Эта группа объединяет четыре подгруппы:
- зонды — код 94 3610;
- бужи — код 94 3620;
- катетеры — код 94 3630;
- трубки, канюли — код 94 3640.
Соответственно, инструменты, указанные в этих подгруппах, подлежат освобождению от обложения НДС.
В некоторых случаях поиск товаров по коду ОКП упрощен ввиду того, что в новом Перечне отражен код конкретного вида продукции. Например, в п. 15 нового Перечня поименованы весы платформенные медицинские (код ОКП 42 7434).
В Письме также обращено внимание на то, что названия продукции, указанные в регистрационных удостоверениях, сертификатах соответствия или иных документах на продукцию, могут не совпадать с названиями групп, подгрупп и видов медицинской техники по кодам ОКП. Поэтому, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо обращать внимание на такой момент, потому что для подтверждения правомерности применения пп
1 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимо иметь соответствующие документы, иначе возможны споры с налоговой инспекцией.
ЛЬГОТА ПО НДС ПО МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМ
Согласно статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков законодательно предусмотренные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Налоговое законодательство содержит значительное количество различных льгот по НДС, в том числе и в отношении деятельности по оказанию медицинских услуг. Все ли медицинские услуги освобождаются от налогообложения, и какие условия должны выполняться у налогоплательщика, оказывающего их с применением льготы, вы узнаете, прочитав данную статью. Льготному режиму налогообложения в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) посвящена статья 149 НК РФ, которая содержит как обязательные виды льгот, так и те, применять которые налогоплательщик может добровольно. Обязательные виды льгот, от использования которых налогоплательщик отказаться не вправе, определены пунктами и статьи 149 НК РФ, а льготы, применяемые по инициативе самого налогоплательщика, перечислены в указанной статьи. Такое право закреплено статьи 149 НК РФ. Так как льгота по оказанию медицинских услуг закреплена статьи 149 НК РФ, то она относится к разряду обязательных льгот, применять которую налогоплательщик НДС обязан независимо от своего желания. пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом законом прямо определено, что ограничение, установленное подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что в целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам, в отношении которых предусмотрен обязательный льготный режим налогообложения, относятся не любые медицинские услуги, а только следующие их виды: • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях; • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению; • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного; • услуги патолого-анатомические; • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным. При этом с 01.01.2019 г. положения пункта 2 статьи 149 НК РФ распространяются также на иностранные юридические лица и иностранных индивидуальных предпринимателей, которые являются участниками проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обзор документа
Медицинская организация, оказывающая медицинские услуги населению, имеет право на освобождение от НДС при наличии лицензии на оказание данного вида услуг.
Также Минфин ответил на вопрос об НДС в отношении услуг по клинической лабораторной диагностике анализов крови организацией, привлекаемой для проведения таких анализов. Медуслуги, оказанные медорганизацией-исполнителем физлицам, в том числе по договору с заказчиками-юрлицами, освобождаются от НДС при наличии у исполнителя лицензии.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Рекомендации регионам
Регионам рекомендуется воспользоваться своим правом по предоставлению льгот и снижению налоговой ставки по налогу на имущество организаций в части налогообложения объектов исходя из кадастровой стоимости, а также правом на отсрочку уплаты арендных платежей субъектами МСП — арендаторами государственного или муниципального имущества.
«Учитывая, что у субъектов РФ разные финансовые возможности по реализации срочных мер, необходимо рассмотреть вопрос о софинансировании из федерального бюджета части срочных мер. Так, например, целесообразно обеспечить софинансирование 50% выпадающих доходов дотационных регионов в результате предоставленных льгот по налогу на имущество организаций. Частичное покрытие выпадающих доходов будет стимулировать субъекты РФ предоставлять льготы только системообразующим предприятиям, наиболее пострадавшим от тяжелой эпидемиологической ситуации организациям, а также субъектам МСП», — говорится в документе.
Для регионов, предоставляющих меры дополнительного налогового и иного стимулирования для граждан и предприятий, следует предусмотреть финансовую поддержку, то есть учитывать это при распределении межбюджетных трансфертов, отметили депутаты «Единой России».
Вне списков
На товары, которые хоть и относятся к классу «Медицинская техника» (код ОКП — 94 0000) или «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения» (код ОКП — 93 0000), но не попали ни в список медтоваров, облагаемых по ставке 10 процентов, ни в перечни медпродукции, освобождаемой от уплаты НДС, налог нужно начислять по ставке 18 процентов.
К числу такой продукции относятся, например, различные инструменты и препараты, используемые в ветеринарии (коды по ОКП — 94 3900, 93 8200, 93 8400, 93 8660, 93 8750, 93 8850, 93 8870 и др.). Кроме того, НДС по ставке 18 процентов нужно начислять и при реализации тары и упаковки для изделий медицинской техники (код по ОКП — 94 5300), дезинфекционных, (дезинсекционных и дератизационных) средств (код по ОКП — 93 9200).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 декабря 2016 г. N 03-07-07/78984 О применении льготы по НДС при оказании платных медицинских услуг
26 января 2017
Вопрос: ООО оказывает услуги по клинической лабораторной диагностике. Проводит различные исследования анализов крови населения (пациентов). Наша лаборатория имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по клинической лабораторной диагностике.
Биоматериал поступает в лабораторию от сторонних медицинских организаций. Между лабораторией и медицинскими организациями заключаются договора оказания услуг по проведению лабораторных исследований.
Правомерно ли освобождение реализации услуг по проведению исследований анализов крови населения, оказываемых нашей лабораторией, от налогообложения НДС в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ: В связи с письмами по вопросу применения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании платных медицинских услуг Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В целях главы 21 Кодекса к медицинским услугам относятся, в том числе услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Таким образом, критерием применения норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса является оказание медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, медицинских услуг, указанных в данном подпункте, непосредственно населению.
Учитывая изложенное, медицинская организация, оказывающая услуги населению по забору крови и выдаче результатов исследования, имеет право на применение норм подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса при условии наличия соответствующей лицензии на оказание данного вида услуг.
Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по клинической лабораторной диагностике анализов крови организацией, привлекаемой для проведения таких анализов, то при решении данного вопроса рекомендуем руководствоваться письмом ФНС России от 27 марта 2013 г. N ЕД-18-3/313@ (согласованным Минфином России письмом от 22 февраля 2013 г. N 03-07-15/5081), копия которого прилагается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |