Особенности восстановления
С 01.10.2011 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ, который дополнил п. 3 ст. 170 НК РФ пп. 5. Там сказано, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования товаров, работ, услуг и имущественных прав для осуществления операций по реализации, предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров, работ, услуг, предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ.
Финансисты уверяют, что по большому счету для налогоплательщиков ничего страшного не произошло (Письмо от 10.01.2012 N 03-07-08/01).
Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, подлежат вычетам в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом в п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по нулевой ставке: вычет «входного» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам производится на момент определения налоговой базы, установленный в ст. 167 НК РФ.
Таким образом, в случае осуществления операций, облагаемых НДС как по ставкам 18 и 10, так и 0%, налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм этого налога по приобретенным товарам, работам, услугам, используемым при осуществлении таких операций. При этом в соответствии с п. 10 ст. 165 НК РФ порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам, работам, услугам, приобретенным для производства или реализации товаров, работ, услуг, облагаемых налогом по нулевой ставке, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения.
В НК РФ отдельно порядок такого разделения не выделен. Налогоплательщик может принять метод распределения пропорционально выручке от операций, облагаемых по разным ставкам. Однако никто не запрещает ему выбрать совершенно другую базу для расчетов, в частности:
- распределить «входной» НДС в конце налогового периода исходя из данных бухгалтерского учета о стоимости готовой продукции, отгруженной на экспорт и внутренним потребителям;
- распределить «входной» НДС в конце налогового периода исходя из стоимости закупленных товаров.
Подпункт 5 п. 3 ст. 170 НК РФ относится к ситуациям, когда приобретенные активы изначально предназначались для участия в операциях, облагаемых по ставкам 18 и 10%, но затем были использованы в операциях, облагаемых по ставке 0%.
Чиновники и раньше требовали восстановить в такой ситуации ранее принятый к вычету «входной» НДС.
Вопрос был только в том, когда именно восстанавливать налог. Так, налоговики считали, что налогоплательщик должен подать уточненную налоговую декларацию, а налогоплательщики считали, что это неправильно, так как никакой ошибки при получении вычета ими допущено не было.
Нетрудно догадаться, что законодатели выбрали сторону налогоплательщиков.
УСНО, банкротство и НДС
Как нужно уплачивать НДС в случае банкротства компании, применявшей УСНО?
Проблема в том, что согласно п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории России имущества или имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, уплата НДС производится налоговыми агентами, которыми признаются покупатели указанного имущества или имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Однако в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ фирмы, применяющие УСНО, в общем случае не признаются плательщиками НДС.
Но так как они сами не являются налогоплательщиками, лица, получающие по соглашению о предоставлении отступного имущество или имущественные права от такого должника, признанного банкротом, налоговыми агентами не являются, и, соответственно, на них обязанность перечислять в бюджет НДС не возлагается.
Минфин России писал об этом в Письмах от 22.02.2012 N 03-07-11/52, от 27.04.2012 N 03-07-14/47 и от 24.04.2012 N 03-07-11/122.
Однако, видимо, налоговики не очень прислушивались к этому мнению, так как в каждом из этих писем финансисты добавляли: настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Теперь же есть шанс, что самоуправство со стороны налоговых чиновников прекратится. Письмо Минфина России от 20.06.2012 N 03-07-15/63, в котором финансисты подтвердили свою точку зрения на проблему еще раз, было направлено для исполнения нижестоящими сотрудниками Письмом ФНС России от 20.09.2012 N ЕД-4-3/15733@.
А.В.Анищенко
Эксперт журнала
«НДС: проблемы и решения»
«Самоходом» в Беларусь
Товары находятся на складе на территории России. Белорусский покупатель приезжает за ними на склад и забирает их своим транспортом. Вы спросите, что же тут особенного? Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Взимание НДС в рамках ТС производится в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС от 25.01.2008 (далее — Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол).
В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства ТС на территорию другого государства ТС применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.
Для этого в п. 2 ст. 1 Протокола определен перечень документов, представляемых налоговикам для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Данным перечнем предусмотрены в том числе транспортные документы, установленные законодательством государства — члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства ТС на территорию другого.
А вот и особенность: таких документов у налогоплательщика нет, так как покупатель использует свой собственный транспорт. И что делать?
Ответ — в Письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-07-13/01-42.
Финансисты решили, что продавцу для подтверждения экспорта вполне достаточно товарной накладной по форме ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
Напомним, в Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что унифицированные формы первичных документов не обязательны к применению, с 01.01.2013 организация может разработать формы самостоятельно. Однако имейте в виду: данное правило не распространяется на документы, формы которых утверждены Правительством РФ во исполнение требований закона (это, например, товарно-транспортная накладная).
Мы в свою очередь напомним, что существует Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 13219/06, в котором указано: представления накладной по форме ТОРГ-12 вполне достаточно для подтверждения права на применение ставки 0%. Суд пришел к выводу: если товар был вывезен белорусским предприятием с территории РФ самовывозом, то у российского продавца в принципе не должно быть копий транспортных документов.
Несмотря на то что это решение было вынесено по законодательству, действовавшему до вступления в силу Соглашения, логика принятия решения должна сохраниться (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10).